Ушибленные пропагандой

На модерации Отложенный

Владимир Мироненко о двенадцати правилах информационной безопасности

Ещё в тридцатые годы прошлого века один весьма известный политический деятель любил порассуждать о том, что война будущего станет в той же степени психологической и пропагандистской, что и традиционно кровавой. Деятеля звали Адольф Гитлер, и мы связываем его имя как раз с самой кровавой в истории войной, хотя и в психологических и пропагандистских разработках он явно опередил своё время. И тренд господин Гитлер определил верно.

Не будем ходить за примерами далеко: число пропагандистских жертв всех нас тревожащего украинского конфликта, как в Украине, так и за её пределами, больше числа непосредственных жертв в разы и на порядки.

Конечно, ушибленные пропагандой — это гораздо лучше, чем мёртвые и раненые. Но и с пропагандистским охмурением нужно бороться, возвращая человека с искусственно нивелированной индивидуальностью в нормальное, присущее ему состояние. Однако, как спасение утопающих — дело рук самих утопающих, так и спасение мозга человеческого — дело самого мозга.

Вообще же до реанимации лучше не доводить, последовательно и целеустремлённо занимаясь профилактикой зомбирования. Я хотел бы обозначить, может быть, несколько разрозненно и бессистемно, некоторые профилактические принципы, касающихся не только явных информационных конфликтов, но и более спокойной и гладкой манипулятивной канвы, в которую перманентно погружён обыватель.

Поговорим сперва о конкретном, чтобы перейти затем к более общему. Где и каким способом получать адекватную информацию?

Сразу же: не смотрите телевизор. Этот сатанический гаджет из прошлого играет с вами исключительно по своим правилам; а кто навязывает правила игры, тот и побеждает. С телевизором нельзя спорить, его нельзя поставить на паузу, чтобы обдумать исторгаемые им безапелляционности, нельзя повернуть ручку и сбавить темп телепромывки. Телевизор можно только выключить; лучше так и сделать.

Правда, моя прабабушка, покойница, умела и любила подискутировать с радиоприёмником, но, во-первых, радио — не телевизор, и, во-вторых, то были утраченные советские времена, когда приёмник не захлёбывался фальшивыми сенсациями, а неспешно изрекал банальности правильно и хорошо поставленным голосом a la диктор Левитан.

Интернет, хоть и представляет собой широчайшее поле для манипуляций, именно в силу своей широкости даёт возможность разогнаться и от оных манипуляций убежать подальше. Разумеется, дискурс навязывается сверху и в интернете, — теми, у кого имеются соответствующие, прежде всего коммерческие, возможности; однако взыскующий истины, в свою очередь, имеет шанс сконструировать собственное мнение, собирая информацию по крупицам из самых разных источников.

Такие источники можно находить и среди ангажированных новостных сайтов. Важно, чтобы эти сайты были, так сказать, идеологически противоположными, уравновешивая друг друга. Черпать лучше поровну, и от плюса, и от минуса, невзирая на собственные предпочтения.

При этом, по старинному правилу разведчика, если схожих случайностей больше двух, они уже вряд ли случайности. И если источник уличён во лжи более двух раз, это уже не источник, а сливной бачок. Другое дело, что иной раз и сливной бачок может быть полезен, если не лезть в него руками и головой.

Созерцая издали сливной бачок, замаскированный, как говаривал Маяковский, под «реку по имени «Факт»», можно многому научиться. Простейший пример: берём самое влиятельное, пожалуй, украинское агентство УНИАН и читаем только заголовки новостей. Из выбранного наобум: «Вандалы разрушили памятник УПА в селе, где ранее свободовцы снесли памятник Ленину».

Замечательно тупо и наглядно, хотя доктор Геббельс, несмотря на идейную солидарность, одобрил бы вряд ли. Уже в заголовке, который, вообще говоря, по законам даже не объективной журналистики, а просто удачной пропаганды, должен быть подчёркнуто «всесъедобным», привлекая потребителей информации с самыми разными взглядами, содержится грубое и очевидное передёргивание. «Вандалы разрушили» versus «свободовцы снесли», хотя, собственно говоря, из этого же заголовка видно, что именно «свободовцы»-то и были настоящими вандалами, грубо, демонстративно и оскорбительно выпятившими перед жителями села свой вандализм и своё самоуправство и спровоцировавшими ответные действия сельчан в отношении нацистского мемориала.

За такие заглавия плохих агитаторов от Коломойского можно благодарить. Многие открывают в себе склонность к довольно сложному искусству чтения между строк после подобных топорных манипуляций.

Пресловутые социальные сети, облюбованные языкастыми и зачастую проплаченными фокусниками и лжецами, также могут быть повёрнуты против них. Какая-нибудь говорящая каска может сколько угодно распространяться о том, что Донецк не обстреливают. Но когда лично вам знакомая женщина, любящая постить фотографии кошечек и подруг, пишет вдруг, что занавесила окна, сделала причёску и маникюр на случай попадания снаряда, и ровно сидит на стуле перед компьютером, хотя ей и боязно, — вряд ли вы каске поверите.

Другое дело, что для правильного восприятия очень важно не замыкаться среди единомышленников в «зоне комфорта», проводя полевые исследования далеко за пределами оной.



Здесь сформулированы, так сказать, простые прикладные правила веб-сёрфера, дань уважаемому читателю, который отыскал эту статью именно в интернете. А если он дочитал аж до этого момента, значит, тема его заинтересовала, и, фамильярно переходя на «ты», польщённый автор предлагает напоследок принципы более общие и фундаментальные — со всё теми же актуальными примерами.

1. Не спрашивай, по ком звонит колокол: колокол всегда звонит по тебе. Спрашивай, кто бьёт в колокол, и, главное, каков его интерес в этом трезвоне. «Кому выгодно?» — ставили вопрос ребром ещё древние римляне.

2. Подвергай всё сомнению, как учил ещё товарищ Маркс. Помни, что одна-единственная неверная предпосылка может в итоге привести к сколь угодно чудовищной лжи.

3. Будь алертен. Будь непрестанно настороже. Чувствуй подвох не как жертва, но как охотник. Лови его с весёлостью и азартом.

4. Отстраняйся. Абстрагируйся. Умей посмотреть со стороны даже на то действо, в которое ты непосредственно вовлечён и в котором имеешь собственный животрепещущий интерес. Никогда не пытайся выдать желаемое за действительное; держи сознание в железной узде. Именно и только ясная и холодная оценка ситуации поможет тебе своего интереса достичь, а самообман — худший вид обмана.

5. Индивидуализируйся. Можно гордиться своей принадлежностью к какой-либо великой общности или народу, хотя лучше гордиться тем, что ты для этой общности сделал. Но в любом случае следует помнить, что народом в истории слишком часто управляли именно те, кто извлекал свои выгоды из его несчастий. Не отождествляй себя с кормчими. Вообще, никогда отождествляй себя с теми, кто, быть может, тебе симпатичен, но имеет другой жизненный интерес. Дружи, но не отождествляй. Твоя индивидуальность — самое драгоценное, да что там, бесценное сокровище, которое у тебя есть. Больше такой нет ни у кого. Принадлежность к чему угодно есть, индивидуальности, такой, как у тебя, нет.

6. Мысленно, однако, ставь себя на место действующих лиц. Думаешь о ненасытном империалисте Путине? Представь, что ты пожилой и опытный политик, улыбчивый тихоня, сделавший карьеру терпеливым лавированием, много лет управляющий непростой огромной страной, у границ которой целеустремлённо разожгли пожар. Как бы ты с этим справлялся? Думаешь о бесноватом маньяке Порошенко? Вообрази, что ты нездоровый честолюбивый олигарх средних лет, волею судеб, интриг и закулисных компромиссов вынесенный в гетьманы пылающей страны демагог, не обладающий при этом ни реальным авторитетом, ни реальной легитимностью, ни, что самое важное, реальной силой, — у которого перед глазами кровавые мальчики и не менее впечатляющие картины собственного грядущего свержения. Как выкарабкиваться? Может быть, тебе неприятно воображать себя таким или этаким персонажем, но это многое объяснит в том, что каждый данный персонаж творит. Ставь себя на место бабки, продающей пучок лука, офицера спецподразделения «Беркут», расстреливаемого Билого Сашка и других. Это значительно обогатит твою картину событий и поможет справиться с теми, кто сознательно её замыливает.

7. Отбрось эмоции. Сердце — незаменимый и прекрасный орган, но думает человек головой. Не поддавайся ни на какие красивости и ни на какие провокации, если за ними кроются малейшие подвохи и противоречия.

8. Не верь авторитетам, в особенности тем, которые являются авторитетами вовсе не тематическими. Макаревич — певец, Охлобыстин — актёр, и почему в таком случае их мнение об украинском конфликте должно перевешивать мнение дяди Феди, твоего соседа по этажу?

9. С огромной осторожностью относись к раздуваемым сенсациям. Теракт в редакции Шарли вызывает мировую скорбь, а многочисленные трупы на Донбассе замечают только тогда, когда дорвавшимся до власти в Украине нужно провести мобилизацию — и устраивают отвратительный и лживый плач по несчастным пассажирам взорванного автобуса. Вновь вспоминая Маяковского, если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно. Нужно кому и зачем, и от чего, по замыслу, должна отвлечь твоё внимание очередная загоревшаяся на новостном небосклоне звезда?

10. Не придерживайся навязанной терминологии. Это, опять же, игра по навязанным правилам. Что значит «АТО», антитеррористическая операция, если её проводят сделавшие с самого начала ставку на наглый террор узурпаторы с майдана? Никаких ватников, укропов, киборгов и колорадов. Есть, прежде всего, люди, каждый со своей трагедией и своей бедой, и каждого из них, прикрыв карикатурной кличкой, пытаются дегуманизировать и обезличить.

11. Ищи исторические законы и аналогии, которые отражаются в идущем действе, и сопоставляй их с оформлением от «инженеров человеческих душ». Видишь несоответствие — значит, это не оформление, а завеса.

12. Определяй и тащи на свет паттерны — ключевые звенья, связки, стереотипы, утверждения пропаганды. Расчленяй и анализируй. Постигай структуру обманных механизмов, — и они будут бессильны против тебя.

И не забывай, ни за что не забывай слова одного из лучших дешифровальщиков мистера Шерлока Холмса: «Широта взглядов — одно из главных условий успеха в нашей работе».

Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС