Турция: Православная церковь участвовала в заговоре с целью свержения правительства?

На модерации Отложенный

 Голос священника эхом отражается от осыпающейся штукатурки алтаря. Лишь двое прихожан пришли недавно на воскресную службу в стамбульской церкви Св. Анны. Малое количество верующих – типичная для сегодняшнего дня картина. Турецкая православная церковь является, пожалуй, самой малочисленной христианской конфессией страны и уж определенно самой ее скандальной.

По версии турецкой прокуратуры, данная церковь, уходящая корнями в бурные события, сопровождавшие основание Турецкой Республики, связана с ультранационалистическим движением, известным под названием «Эргенекон». Как сообщается, организация «Эргенекон» замышляла заговор с целью свержения правительства премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.

В 2008 году была арестована пресс-секретарь и сестра нынешнего патриарха церкви, Севги Эренерол. Ей вменяется в вину, в том числе, создание и руководство вооруженной террористической группировкой в рамках предполагаемого заговора «Эргенекона». «Аналогичные» основатели стояли у истоков целого ряда ультранационалистических группировок, созданных в 2004-2005 гг., и «все они собирались под крылышком Турецкого православного патриархата», – утверждает юрист по правам человека Орхан Кемаль Ченгиз (Orhan Kemal Cengiz).

Адвокат же Вурал Эргюль (Vural Ergül), представляющий интересы Эренерол, называет возбужденное властями дело «фальсификацией и фантазиями». Он признает наличие у церкви связей с видными ультра-националистами, включая одного из подзащитных по делу «Эргенекона» Вели Кючюка (Veli Küçük), предположительно причастного к убийству в 2007 году трех христианских миссионеров в г. Малатья на востоке Турции, но утверждает, что и его клиент, и Турецкая православная церковь являются жертвами преследований со стороны правительства.

«Представители церкви напуганы и озабочены, – говорит Вурал Эргюль. – Невозможно не замечать нетерпимости премьер-министра Эрдогана по отношению к данной церкви».

По словам адвоката по правам человека Ченгиза, активно работающего с немусульманскими меньшинствами Турции, помимо потенциальной причастности к делу «Эргенекона» представители Турецкой православной церкви регулярно преследовали приверженцев других христианских конфессий Турции. «Турецкая православная церковь играет еще одну центральную роль, которая не получила должного внимания со стороны прокуратуры», – отмечает он.

Каким образом и почему крошечная христианская церковь приобрела репутацию конфессии, антагонистически настроенной по отношению к своим собратьям-христианам? Ответ на этот вопрос кроется в истории ее возникновения.

Основатель Турецкой православной церкви, Павлос Карахизаритис (Pavlos Karahisarithis), был туркоговорящим греческим православным священником, который в 1922 году, под конец греко-турецкой войны, отмежевался от прогреческого Вселенского Константинопольского Патриархата – верховного православного патриархата – и примкнул к победоносным турецким националистам во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком.

Ататюрк проявил личный интерес к Турецкой православной церкви и выразил ей поддержку. Карахизаритис же принял звание «отец Евфимий», а позднее изменил фамилию на турецкую – Эренерол. «Ататюрк, возможно, исповедовал отчетливо светское мировоззрение, но он шел против сильнейшей исторической тенденции, согласно которой религия выделяла человека как принадлежащего данной конкретной группе», – отмечает директор Центра восточного христианства Колледжа Хейтроп Лондонского университета Энтони О'Махони (Anthony O’Mahony).

Но после греко-турецкого обмена населением 1924 года количество потенциальных последователей отца Евфимия сократилось. По словам Энтони О'Махони, «смысл существования» Турецкой православной церкви улетучился вместе с исчезновением 1,2 млн христиан, покинувших Анатолию в рамках означенного процесса: «История вытеснила его».

Остальные православные патриархии так никогда и не признали эту церковь. Ататюрк же не забыл о ней. Отец Евфимий и члены его семьи были освобождены от необходимости переезда в рамках обмена населением и перебрались в Стамбул, где им была передана церковь Св. Анны, отобранная властями у Вселенского Патриархата. «Турецкая православная церковь задумывалась как замена Константинопольскому Патриархату и подлинной православной церкви, как своего рода доверенное лицо, целиком и полностью на службе у государства», – поясняет политолог стамбульского университета Бахчешехир Ченгиз Актар (Cengiz Aktar).

В последующие десятилетия отец Евфимий наказывал другие христианские меньшинства Турции, дважды заняв здание Вселенского Патриархата в Стамбуле и прибрав к рукам две церкви по соседству с Турецкой православной церковью в ходе антигреческих погромов 1955-56 гг. (Сегодня Вселенский Патриархат оспаривает присвоение этих церквей).

Вместе со своими сыновьями, Тургутом и Сельчуком, которые поочередно сменяли его на главенствующем посту, отец Евфимий постоянно поносил христианские организации, утверждая, что те являются агентами иностранных держав.

Его внук, нынешний патриарх Евфимий IV по большей части избегает публичности. Однако его внучка Севги вплоть до своего ареста продолжала нагнетать настроения против других христианских организаций.

На одной из конференций 2006 года, организованной военными, она назвала миссионеров «пешками в политической игре», «единственной целью которых является лишь вторгнуться на нашу территорию». Она также была причастна к преследованию покойного редактора турецко-армянской газеты Гранта Динка, бросая на судебном процессе монеты и карандаши в его адвокатов. Грант Динк был застрелен в 2007 году, его убийство связывают с турецким ультранационалистическим движением.

«Севги Эренерол была одной из самых видных участников войны, развязанной против немусульман Турции», – отмечает Ченгиз, который утверждает, что число нападений и угроз в отношении немусульман Турции сократилось после ареста Эренерол и других видных подозреваемых по делу «Эргенекона».

«Хотя они сами вроде бы являются меньшинством, они ненавидели другие меньшинства, особенно армян», – добавляет Актар.

Ожидается, что в этом месяце обвинение завершит дело против Эренерол. Службы в церкви Св. Анны продолжаются, хотя ее будущее является сейчас как никогда неясным. «Число прихожан … убывает с каждым днем», – говорит адвокат Эргюль.

Между тем для семьи Эренерол, составляющей костяк паствы этой церкви, обвинения никоим образом не пошатнули их уверенности в том, что их дело – правое. «Пока мы верим в Господа, – говорит 84-летняя мать Севги Эренерол, Клавдия, бывшая одной из двух прихожан, пришедших на недавнюю службу, – наши проблемы будут представляться мелкими и незначительными».

От редактора: 
Александр Кристи-Миллер является независимым журналистом из Стамбула.