Так был ли наш подводный корабль в Мексиканском заливе?

На модерации Отложенный
Зачем ходить в Мексиканский залив? ("Мурманский вестник", Мурманск)
Теги: флот, подводный флот , ВПК, Арктика, СМИ России, военно-морской флот,Общество, Мексиканский залив
Александр Покровский
17.09.2012, 10:43
распечатать статью рассказать другу добавить в блог 18+

апл Щука-Б 971 подводная лодка акула

 
© Фото: ru.wikipedia.org

Так был ли наш подводный корабль в Мексиканском заливе?

Александр Покровский - известный российский писатель-маринист, автор бестселлера. «Расстрелять!» и многих других книг, посвященных жизни и проблемам Военно-морского флота, этим летом был гостем на страницах нашей газеты. Редакция предложила Александру Михайловичу вести колонку военного обозревателя «Мурманского вестника». Сегодня мы предлагаем читателям «МВ» мнение писателя о нашумевшей истории с нашей подлодкой у берегов Америки.

В начале сентября мировые СМИ взорвались новостью: российская подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» провела несколько недель незамеченной в Мексиканском заливе. Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Акула».

Это многоцелевые лодки, то есть вооружены они торпедами, ракето-торпедами, крылатыми ракетами РК-55 «Гранит» и ПРЗК «Стрела-3М». Нацелены они против ракетных подводных лодок, надводных кораблей, причалов, баз. Их задача - установление контакта с кораблями вероятного противника, действующими на коммуникациях, и уничтожение этих кораблей в случае начала боевых действий. Шумность на них снижена в 4 раза против аналогичных проектов в прошлом, а дальность обнаружения противника повышена в 3 раза.

Интересно, что вся эта шумиха вокруг «необнаружения российской подводной лодки», а потом ее «обнаружения» возникла прежде всего в американской прессе, и возникла она только тогда, когда стало ясно, что администрация президента Обамы намерена снизить финансирование всего американского комплекса обнаружения подводных лодок.

То есть блюдо было подано к столу в то время, когда в нем остро ощущалась необходимость. Немедленно припомнили выступление главкома ВМФ Высоцкого, на котором он пообещал возобновить океанские походы российских подлодок.

Вот, как это сделано в газете «Washington Free Beacon»: «Как стало известно Washington Free Beacon, российская атомная подлодка, вооруженная крылатыми ракетами большой дальности, несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, и ее присутствие в стратегических для США водах было подтверждено лишь после того, как она покинула регион… По словам одного из американских официальных лиц, «Акула» незамеченной действовала в заливе целый месяц. «Акулы» создавались для одной цели: уничтожать американские ракетные подводные лодки и их экипажи», - заявил другой американский чиновник».

К чести американских СМИ, тут встречаются и трезвые рассуждения. Например, Марк Адоманис написал: «К «угрозе», которую представляет собой Россия, я отношусь вполне благодушно по двум причинам.

Во-первых, Россия и США - не «враги», что бы ни говорил Митт Ромни: у них нет фундаментальных расхождений относительно сущности мировой политики или - что не менее важно - экономики. Во-вторых, с учетом плачевного состояния российских Вооруженных сил и их пренебрежимо малой способности действовать в других частях мира, даже если бы Россия и Соединенные Штаты были врагами, Россия мало что смогла бы сделать».

И хотя вторая часть рассуждений Адоманиса выглядит для нас обидно, но, в принципе, рассуждает он здраво. И все-таки, была наша подводная лодка проекта 971 в Мексиканском заливе или не была?

Наверное, да - дыма без огня не бывает, но является ли этот факт сигналом, что флот России возрождается или он все еще находится, как утверждает господин Адоманис, в «плачевном состоянии» - сказать трудно. Тут надо договориться, что считать за «плачевное состояние», а что - «за возрождение». Если говорить о численности сегодняшнего подводного флота России, то он, в лучшем случае, составляет 10 процентов от флота СССР. И все эти «уменьшение шумности» и «увеличение дальности обнаружения» - тоже досталось России с плеч СССР. Но все это скоро уйдет в прошлое.

А чем может похвастаться нынешний ВПК? Ни одна ракетная подводная лодка проекта «Борей» пока не сдана флоту, ракету «Булава» приняли, но это, скорее, волевое решение. Многоцелевые подводные лодки проекта 885 «Ясень» разрабатывались на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призваны были заменить как их, так и проект 949А «Антей». Но 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» всего лишь впервые вышла в море на ходовые испытания.

Таким образом между тем, что пока еще есть в ВМФ России, и тем, что еще только будет в составе ВМФ, брешь. И с каждым днем она становится шире. Новое никак не примут на вооружение, а старое ветшает. Так значит, утверждения господина Адоманиса не так уж и далеки от истины?

Конечно, в его выводах есть резон. Но в то же время, в российских СМИ то и дело встает вопрос: полноте, а нужен ли нам Военно-морской флот, и если нужен, то в каком виде?

Ответ на этот вопрос надо искать в военной доктрине государства, но там все расплывчато, неопределенно. И главная мысль, которую удается там выудить, - борьба с терроризмом. Сразу же хочется спросить: государственный терроризм также имеется в виду? Ответ может выглядеть так: скорее всего - да.

Но военную доктрину государства невозможно подготовить без военной науки, а сами по себе учреждения этой самой науки находятся сегодня в России в плачевном состоянии, как сказал бы господин Адоманис, который, похоже, разбирается в наших реалиях лучше некоторых государственных чиновников.

Не хочется говорить такие слова, как «у нас разрушена военная наука» или «у нас разрушено военное образование», но реальность говорит о том, что и восторги по поводу и того, и другого мы испытаем еще не скоро. Так был ли, все-таки, наш замечательный подводный корабль в Мексиканском заливе?

Был ли сам факт присутствия, что так всполошило американские СМИ и наполнило чувством законной гордости наши отечественные СМИ, с восторгом нам об этом поведавшие? Скорее всего, был, но особых восторгов я бы по этому поводу не испытывал.

Почему? Потому что ничего особенного в этом нет. Это обычная работа подводников - быть на месте в нужное время и выполнять поставленные задачи. Скрытно, прежде всего.

Конечно, бывают разные случаи. Иногда бывает демонстративное всплытие внутри ордера, прямо у борта авианосца. Такие случаи были, но все же чаще всего все происходит незаметно - никто не должен догадаться, что под брюхом авианосца находится русская субмарина. Не то, что она там находится (или находилась) всегда, но она там находится (или находилась) очень часто. Подводные лодки проекта 671РТМ этим славились. А потом их сменили лодки 971 проекта - вот и все.

31-я дивизия атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения возобновила походы подо льды. Этот факт остался незамеченным, а ведь это шаг к возрождению подводного флота.

Так нужен ли России подводный флот? 

Россия - сухопутная страна, почти на две трети окруженная водой. И если России нужно охранять свои границы, то флот ей необходим. Особенно в Арктике. А чтоб успешно действовать в Арктике, России нужно успешно действовать в Мексиканском заливе - вот поэтому там и несут службу многоцелевые лодки. Почему? Потому что противника надо обнаруживать заранее, а не тогда, когда он уже на пороге, в устье северных рек.

В том и состоит задача: обнаружить, установить контакт и не допустить своего собственного обнаружения. Поэтому подводники все делают скрытно - приходят, занимают позицию, находятся на ней в готовности, а потом так же скрытно уходят.

Шумиха подводникам не нужна. Все надо делать тихо и профессионально. А вот если тебя обнаружили американские СМИ, то вот это уже плохо. Это плохая подготовка, провал боевой службы. Правда, существует, как уже говорилось, и демонстрация своего присутствия. Очень надеюсь, что в случае с обнаружением АПЛ проекта 971 «Щука-Б» в Мексиканском заливе дело обстоит именно таким образом.