Сравнение инфраструктуры США и Китая.

На модерации Отложенный


В конце 2017 года Министерство транспорта КНР объявило о своих планах на следующий год. В 2018 году Китай запланировал построить в сельской местности более 200 тыс. км. новых дорог. В результате этого 5000 деревень соединятся асфальтовыми дорогами, по которым поедут автобусы. Кроме того Министерство транспорта запланировало отремонтировать 180 тыс. км. дорог и 2500 мостов. За последние пять лет Китай построил 1275 млн. км. новых дорог.

Тем временем, в США ситуация прямо противоположная. Wired Magazine сообщил, что в стране отказываются от строительства новых дорог из-за бюджетных проблем. Для экономии денег в сельских районах 27 штатов дороги переделаны с асфальтовых на грунтовые. Например, город Монпелье (Вермонт) решил сэкономить 120 тыс. долларов, удалив асфальт со множества дорог. Для этого были наняты специальные машины, которые удаляют с дороги асфальт и сваливают его на обочину. Китай с высокой скоростью строит новые дороги, а давно построенные американские дороги теперь разрушаются – таково различие двух тенденций. Политика и экономика тесно связаны, и именно различие в политике привело к этой ситуации.

«Мы идём по Великому пути».

В 2018 году Китай тратит огромные суммы на строительство, как внутри страны, так и по всему миру. И снова стала популярной старая коммунистическая песня под названием «Мы идём по Великому пути». Вот примерный перевод некоторых её строчек:
«Мы идём по пути,
Держим наш красный флаг на солнце,
Председатель Мао возглавляет революционные ряды,
Преодолеем все преграды перед нами,
Вперёд! Вперёд!
Неодолимый поток революции,
Вперёд! Вперёд!
Прямо к победе».

Эту песню в 2016 году исполнил хор на собрании корпорации MinMetal – американского филиала китайской государственной металлургической компании. Организаторы этого собрания сказали, что выбрали эту песню для открытия церемонии, потому что она «выражает большие амбиции сотрудников MinMetal, которые стремятся вперёд в соответствии с высокими принципами инициативы «Один пояс и один путь». Почему Китай так много строит?

В первой половине XX века Китай был очень бедной страной. Британцы развязали печально известные «опиумные войны», превратив Китай в колониальный рынок. Американские войска введены в Китай в 1901 году для подавления национально-освободительного боксёрского восстания. Доктор Сунь Ятсен возглавил революцию 1911 года с целью завоевания экономической и политической независимости Китая, но после его смерти к власти пришёл Чан Кайши, который остановил прогрессивное движение. Коммунистическая партия была вынуждена перейти к вооружённой борьбе в сельской местности, чтобы защитить крестьян и построить новый Китай, свободный от бедности и иностранного господства.

К 1949 году Коммунистическая партия, которая защищала права крестьян и сражалась с японскими оккупантами, объединила всю материковую часть Китая. В первые годы Народной Республики в 1950-х коммунисты могли осуществлять только небольшие строительные проекты, и то с помощью Советского Союза. В 1961 году московская помощь прекратилась, и советские технические специалисты, которые занимались строительством, вернулись домой.

С 1961 по 1976 годы Китай позиционировал себя бастионом мировой коммунистической революции, обвиняя советских лидеров в «ревизионизме» и «предательстве» марксистко-ленинских идеалов. После падения Линь Бяо в 1969 году власть в Китае захватила печально известная «Банда четырёх». Начались массовые репрессии. Наказания и унижения стали повседневной рутиной. Молодых людей насильственно перевозили в деревню. Производство замедлилось из-за постоянных акций по восстановлению идеологической «чистоты», отсеивая тех, кто отклонялся от «истинной линии».

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году появился Дэн Сяопин. Он выступил против «бедного социализма» «Банды четырёх» и реформировал китайскую экономическую модель, активно прибегая к иностранным инвестициям. Система «социализма с китайской спецификой» - это жёстко контролируемая экономика, в которой иностранные инвесторы и капиталисты могут получать прибыль, а партия управляет обществом, заставляя экономику работать на благо страны. Сегодня социалистическая экономика Китая занимает второе место в мире. Она занимает первое место в мире по производству стали. 700 млн. человек перестали быть бедными. В 2017 году Коммунистическая партия Китая провела национальный съезд и вновь заявила о продолжении строительства современного и процветающего социалистического общества.

США: вперёд к низкой зарплате и полицейскому государству.

Почему в США разруха и разложение? В 1930-х во главе правительства США встал популист и реформатор Франклин Рузвельт. Он был вынужден пойти по радикальному пути из-за многочисленных попыток олигархов и корпоративных капиталистов ликвидировать его. Этот популярный президент объединился с антифашистами и профсоюзами и ввёл несколько прогрессивных реформ. В 1935 году Рузвельт обеспечил работой несколько миллионов безработных американцев. «Парни в зелёном» строили шоссе, мосты, аэропорты, почтовые отделения и другие сооружения по всем штатам. Именно они построили аэропорт Ла-Гуардия и шоссе Ки-Уэст хайвей.

Во время Второй мировой войны Рузвельт ввёл жёсткий военный контроль над внутренней промышленностью для сражения с Германией, Италией и Японией. Рузвельт заключил союз с СССР и китайскими революционерами, хотя многие американские олигархи типа Генри Форда симпатизировали нацистам и японским империалистам. Рузвельт умер в 1945 году, когда война уже заканчивалась. На его место сел Гарри Трумэн – представитель конкурирующего блока Демократической партии. Союз с СССР был разорван, и началась Холодная война в русле «Доктрины Трумэна». В это же время Трумэн вычистил Демократическую партию от левых активистов, которые работали в городских районах. Вместе с ФБР и Министерством юстиции Трумэн преследовал Коммунистическую партию.

В 1948 году был принят антирабочий закон Тафта-Хартли, запретивший американским рабочим организовывать профсоюзы без одобрения Национальной комиссии по рабочим отношениям. Этот закон также запретил проводить забастовки в знак солидарности с другими профсоюзами. В результате этого закона резко ослабла способность рабочих организаций защищать трудящихся и влиять на политику правительства.

В 1950-х была организована пропагандистская компания, которая должна была убедить американцев, что свободно-рыночный капитализм – главная сущность американской идентичности. Книги Айн Рэнд, осуждающие сочувствие и сострадание и прославляющие «добродетель эгоизма», широко рекламировались в СМИ. В 1968 году свободно-рыночный экстремист Милтон Фридман обосновался в Белом доме Никсона. Затем во главе ФРС и Совета по международным отношением встал Алан Гринспен – протеже Айн Рэнд.

В то время как Адам Смит и другие защитники капитализма всегда считали, что государственный сектор экономики необходим для работы рынка, неолибералы типа Гринспена и Фридмана отвергали это. Они придумали теорию утопического капитализма, который забирает управляющие функции у государства, а со всеми проблемами справляется магия свободного рынка. Это привело к появлению частных военных компаний, частных тюрем, чартерных школ и к постоянной приватизации государственной собственности.

Рыночный экстремизм стал нормой для Республиканской партии 1970-х, но вскоре им заразилась и Демократическая партия. После создания в конце 1980-х Совета демократического лидерства Клинтонов, разговоры о «сбалансированном бюджете» и «бюрократической волоките» стали основной повесткой дня в Конгрессе. Рыночная идеология настолько глубоко проникла в политику, что программа Obamacare воспринималась как конец света. Правые кричали, что даже минимальные реформы, противоречащие свободному рынку, ведут к тоталитарному государству.

Несмотря на очевидную ответственность за финансовый кризис 2008 года, неолиберализм обладает тотальным идеологическим господством в США. Социальное обеспечение в США намного хуже, чем в любой другой западной стране, однако американцы убеждены, что в США нет «реального капитализма» и правительство слишком сильно контролирует экономику. На фоне сокращения налогов для корпораций и доходов основной массы населения, многие города не могут выполнять даже такие основные функции как ремонт дорог.

Это не единственный признак неолиберальной бесхозяйственности. Испорченная система очистки воды в городе Флинт привела к загрязнению свинцом водопроводной воды и массовому отравлению местных жителей. Езда по американским мостам очень опасна. Шоссе проваливаются. Постоянно растёт статистика железнодорожных аварий. Продолжает снижаться качество общественного транспорта даже в таких важных городах как Вашингтон и Нью-Йорк. Неолиберализм усиливается, а инфраструктура разрушается. Для неолиберальных фанатиков, ремонт инфраструктуры – это социализм, потому что «правительство никогда не должно быть ответом». Международные корпорации, связанные глобальной финансовой сетью, завладели жёстким контролем над политикой США, усугубляя проблемы. При глобализме стало нормой снижение зарплат для основной массы и увеличение доходов для олигархов и корпораций.

Америка на пути в Дамаск? Новое «Великое пробуждение»?

С 1949 года и до сих пор Китайская Народная Республика часто корректировала свою экономическую систему. От строительства с советской помощью до независимого социалистического строительства. Независимое социалистическое строительство столкнулось с большими проблемами в эпоху «Банды четырёх». Затем Китай изменил свою политику, приняв рыночный социализм. Теперь, несмотря на успех рыночного социализма, увеличилась коррупция, поэтому Си Цзиньпин снова корректирует китайскую экономическую модель для борьбы с этой проблемой.

Китай постоянно модернизирует свою социалистическую систему, чтобы с большей эффективностью строить процветающее общество, а США идут по примерно одной траектории после смерти Рузвельта в 1945 году. Неолиберализм и фанатический антикоммунизм привели к деиндустриализации, падению уровня жизни и другим общественным проблемам. В то время как Китай изменяется для достижения успеха, США продолжают один и тот же марш смерти к бедному полицейскому государству.

Однако, мы должны помнить, что «великие развороты» не чужды американской психике. Христианская религия, которая дорога многим американцам, рассказывает о преобразовании апостола Павла на пути в Дамаск. В Библии говорится, что Павел (которого тогда звали Савлом) преследовал и арестовывал последователей Христа, а затем ему явился образ Христа, который спросил: «зачем ты преследуешь меня?» В «Деяниях» (9:3–9) говорится: «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил». Согласно христианским приданиям, Павел, который до этого преследовал ранних христиан, прибыв в Дамаск, стал одним из высших руководителей церкви.

Любимый в США христианский гимн «Изумительная благодать» был написан в 1799 году работорговцем Джоном Ньютоном, который во время поездки в Африку пришёл к выводу, что продажа и владение людьми противоречит христианскому учению. Гимн Ньютона о радикальном само-преобразовании и отказе от работорговли стал боевым кличем широко распространенного в ранних США религиозного фанатизма. «Второе Великое пробуждение» породило мормонизм, адвентизм седьмого дня и другие формы американской религиозной культуры, которые глубоко отразились на формировании национальной идентичности США. «Второе Великое пробуждение» также оказало ключевую роль в основании аболиционистского движения, которое боролось с рабством.

Американцы верят, что если изменить курс, можно свернуть с опасного пути. Интересно, смогут ли американцы свернуть с пути к бедному полицейскому государству, и заявить о своём праве на хорошие дороги, зарплаты, дома и образование? Американцы могут отказаться от пути в неолиберализм, как уже было в 1930 при Франклине Рузвельте. Концепция радикального пробуждения и коренного преобразования очень близка евангелистским христианам, которые живут в провинции и пострадали от свободно-рыночного безумия. Молодые американцы участвуют в политике и протестах, и сочувствуют социализму. Поэтому можно надеяться, что США готовы к преобразованию. Но сможет ли всеобщий социальный распад помочь американской психике подготовиться к «Великому пробуждению» XXI-го века от лжи капитализма?


Источник: Two Great Roads: Infrastructure in the USA & China, Caleb Maupin, journal-neo.org, January 05, 2018.