Союзники, демонизация и самооговор: история информационных войн

На модерации Отложенный

 

Методы информационных войн применяли во время Крымской войны 1853–1856 годов: после Синопского
сражения английские газеты писали, что русские достреливали раненных турок, плававших в море

Противостояние королей Филиппа Французского и Ричарда Львиное Сердце, распространение слухов через трубадуров, четыре Катилинария Цицерона, посвящённые политическому противнику, которого обожал весь Рим, и зверские убийства гугенотов христианами-фанатиками во время Варфоломеевской ночи — pr_franciscus рассказывает краткую историю информационных войн со времён Римской империи.

<cite class="b-journalblockquote-author">Крестовые походы: противостояние Филиппа Французского и Ричарда Львиное Сердце в песнях трубадуров и слухах об ассасинах</cite> Сейчас мы все живем в состоянии информационной войны. Число жертв и разрушений от этих боевых действий никто точно не знает. Думаю, жертвы значительные. Ведь чем современнее оружие, тем мощнее.

С другой стороны, информационные боевые действия велись всегда. Работая над каждым из своих исторических романов я сталкивался с различными стратегиями и тактиками таких войн. На примерах из истории легко увидеть аналогии с механизмами действия современных СМИ. А ведь то, что пытались внушить тогда, несколько веков назад, осталось в истории как «первоисточник», если и подвергаемый критике, все равно растиражированный, общепринятый, изучаемый, и зачастую единственный, так как доводы противной стороны не задокументированы столь же тщательно. Кругом ужасно много лжи и стоит научиться сомнению, тогда нас сложно будет обманывать.

Я приведу три примера: первый — «Союзники» — конец XII века, III крестовый поход; второй — «Демонизация политического противника» — Цицерон проив Катилины, Римская республика, I век до н.э.; и третий — «Самооговор» — Франция, XVI век, Варфоломеевская ночь.


Часть первая. «Союзники»

Короли Филипп Французский и Ричард Львиное сердце вели себя как разведеные супруги, которые расстались отнюдь не по-хорошему. На людях они старались выказывать друг другу дружелюбие, но любого повода было довольно, чтобы началось очередное выяснение отношений. Их приближенные, да и оба войска на пути к Святой Земле оказались втянутыми в эти скандалы. Историки путаются в источниках того времени, у «французов» во всем виноваты «англичане», у «англичан» — «французы». И та, и другая стороны весь мир желали убедить в собственной правоте.

Кроме распускания слухов — проверенного способа опорочить противника, активно использовались самые популярные тогда СМИ: трубадуры и труверы. Возможно, для кого-то это прозвучит неожиданно, но трубадуры пели не только во славу прекрасных дам. Жесты — эпические поэмы — писались исключительно на заказ (самая известная из них и очень пропагандистская — «Песнь о Роланде»). Существовал также особый вид баллад — сирвенты — буквально «служебные песни», выражавшие политические симпатии или антипатии автора, либо человека, по поручению которого сирвента писалась и распространялась. К слову, Ричард Львиное Сердце сам не брезговал сочинением сирвент. Хроники же составлялись уже на подготовленной молвой почве людьми часто далекими от эпицентра событий и не знакомыми с действующими лицами.

Французы преуспели в информационной войне лучше англо-нормандцев, иначе не был бы возможен арест Ричарда на германских землях по его возвращении из крестового похода. СМИ обвиняли Ричарда в «измене христианству» и в покушении на жизнь Филиппа. Началось все с одновременного сообщения о болезни короля Франции в лагере под Аккой и о том, что он сильно мучился подозрениями по поводу обмена дарами между Ричардом и Салах ад-Дином.

Информация быстро трансформировалась в Хронике Гийома Бретонского и Филиппидах: Филипп заболел и из-за этого обмена подарками у него зародилось подозрение в отношении Ричарда, поскольку его болезнь, «как поговаривали», была вызвана ядом. Уместно вспомнить кисилевское — совпадение? Не думаю. В итоге, обвинение в отравлении как слишком прямое открыто не поддерживается, оно остается «слухом», и мы получаем новый рассказ о событиях: в результате раскрытия направленного против него заговора и непосредственно возникших на этой почве переживаний Филипп тяжело занемог. Наконец, и это, пожалуй, самый ценный реквизит всей компании — в разгар болезни из тьмы является злой гений. Лицемерно осведомившись о состоянии здоровья Филиппа Ричард желает «сразить тело, убивая душу» — laide felenie fu cele (гнуснейшее преступление под небом), говорит источник — он сообщает Филиппу о смерти его единственного сына, Людовика. А перед этим автор выразительно описывает раздумья Ричарда о том, как бы так подстроить, чтобы свести французского короля в могилу, «не прикладывая собственной руки». Точно в том же ключе звучит история о яде и заговоре у реймского менестреля XIII века. На самом деле Людовик болел в июле-августе 1191 года, следовательно известие об этом на Святую Землю могли привезти лишь в начале осени, когда Филипп уже давно был на пути домой. Но для выдумавшего душещипательную историю подобные детали не имели значения.

Большой популярностью пользовалась байка о том, что Ричард послал во Францию ассасинов, чтобы те убили Филиппа. Ассасины — средневековые террористы-смертики — воинствующая исламская секта, члены которой совершали убийства врагов по политическим или религиозным мотивам. Так вот, в нескольких профранцузских источниках удивительно похоже рассказывается как Филипп получил «из-за моря» письмо, в котором сообщалось, что к нему направляются подосланые Ричардом ассасины. Перепугавшись до смерти, причем единственный английский автор, расследующий это дело, считает, будто страх сей был притворным — Филипп созывает совет, постановивший приставить к королю вооруженных палицами телохранителей. Игра на публику. Как известно, французские дворяне отказывались нападать на земли Ричарда, пока тот находился в крестовом походе. Теперь же никто не смог бы оспаривать право Филиппа на самооборону, пусть и путем предупреждающего удара. Два хрониста сообщают в один голос о делегации, которую Филипп якобы послал к Старцу Горы — предводителю и духовному лидеру ассасинов — разузнать правду. Эта мнимая инициатива, призванная развеять опасения короля Франции, курьезна. Тем самым давалось понять, что слову главаря террористов верят больше, чем слову Ричарда. Телохранителей, разумеется, оставили, и большинство историков верят в особенную боязливость Филиппа, даже в его ипохондрию. В XIV веке у Гийома Гийара обнаруживается впечатляющая интерпретация этой басни. В ней в качестве главаря ассаинов выступает сам Ричард, который, психологически обрабатывая маленьких мальчиков, готовит из них профессиональных убийц, причем одной из жертв, конечно же, должен был стать Филипп. Здесь мы уже имеем дело с одной из разновидностей так называемого ходячего сюжета.

В виде ответной меры читаем в нормано-английском источнике о странном происшествии начала 1195 года, якобы в Шинон к Ричарду были отправлены 15 ассасинов, и нескольких из них поймали. На допросе они показали, что подосланы французским королем, чтобы убить Ричарда. Быть может, слух этот был пущен, чтобы уравновесить обвинения недругов. Однако, надо полагать, замысел не удался, так как больше об этом ничего неизвестно. Однако, нашлись люди, которые сами видели «ассасинов» во Франции, лишь бы лишний раз возмутиться, что король крестоносец руками неверных боролся против бывших соратников по крестовому походу.