Приговоренные в Таджикистане пилоты стали жертвами аферистов?

На модерации Отложенный

По сообщениям ряда СМИ, целью мошенников было присвоение двух самолетов Ан-72

Есть в истории с осуждением российского летчика в Таджикистане один смущающий момент. Допустим, два Ан-72 сели в Курган-Тюбе без разрешения. Летчики заявляют, правда, что оно было сначала дано в устной форме, а потом отменено, но ладно. Допустим также, что находившийся в салоне одного из них авиационный двигатель, который, по словам летчиков, они везли с собой как запасной, на самом деле был ужасной контрабандой, грозившей подорвать всю таджикскую гражданскую авиацию. Абсурдно, но пусть.

Контрабанда, как известно, всегда состоит из двух частей: одна сторона везет товар, а другая – принимает его. Где тогда та таджикская авиакомпания, которая ждала этот двигатель? Об этом почему-то не сообщается ничего даже теперь, в разгар скандала…

Возникает также вопрос о несоразмерности наказания. Восемь с половиной лет – это как-то многовато будет за такую малость (а прокуратура поначалу требовала и вовсе тринадцать). В России столько дают за убийство, а тут – всего лишь несанкционированная посадка с куском железа на пыльный курган-тюбинский аэродром. Уж не возомнил ли себя Таджикистан землей обетованной, право посетить которую дано лишь лучшим из лучших и мудрейшим из мудрейших? И что совсем уж не лезет ни в какие ворота, так это конфискация самолетов. Не из-за нее ли, собственно, все дело и затевалось? Каждый добывает свой кусок хлеба и авиации, как может.

Однако, добыв самолеты, таджикские власти неожиданно получили суровый ответ от властей российских, которые в кои-то веки решили вступиться за своего гражданина. Кто бы мог ожидать такого после их полугодичного молчания как рыба об лед, пока шло следствие и суд? Но вот, свершилось – и таджикские нелегалы поехали на родину в ответ на приговор российскому летчику. И еще, надо полагать, поедут, пока дело не будет улажено.

Эта ситуация в чем-то схожа с той, что развернулась вокруг капрала Шалида, когда Израилю за него одного пришлось отпустить едва ли не всех палестинцев, сидевших за терроризм. Но палестинцы жаждали своих, а Таджикистан вовсе не желает обратно собственных гастарбайтеров. Но получит их, если не всех, то многих.

Либеральные СМИ давят сейчас на жалость - печатают фотографии дворников с их комментариями приговора летчикам и рассказывают читателям, что гастарбайтеры – просто бедные люди, зарабатывающие в Москве на хлеб. Может, оно и так. Но только бедных людей в мире много. Всех пускать в Россию – нам самим места не останется. Пусть уж лучше они там у себя как-то строят свою жизнь и развивают собственную страну.

«Как ты относишься к тому, что в Москве может не стать таджикских дворников?» - спросил я одну свою знакомую. «Положительно», - ответила она, не задумываясь. «А если мусора прибавится?» - «Сама убирать буду». Задав мысленно тот же вопрос себе, я тоже обнаружил готовность выходить по субботам на помощь придомовому дворнику, но только пусть он будет русским, и пусть уедут таджики, узбеки, киргизы, казахи и прочие их земляки. Устал я от них, сил больше нет. Каждый раз, когда приходится видеть русского дворника, на душе теплеет, только случается это все реже и реже.

Но вернемся к летчикам. Почувствовав решимость России, Таджикистан сделал первый шаг ей навстречу. Прокуратура Хатлонской области направила в областной суд протест на решение суда предыдущей инстанции, который приговорил пилотов авиакомпании Rolkan Investmens Ltd к восьми с половиной годам тюрьмы. «Прокуратура считает, что приговор пилотам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко излишне суров, и, принимая во внимание личности осужденных, просит суд Хатлонской области смягчить приговор, вынесенный судом города Курган-Тюбе», - сообщил начальник отдела по надзору за судебными органами прокуратуры Хатлонской области Шохрух Раджабов.

Одновременно, правда, в Генпрокуратуру РФ был направлен официальный запрос с требованием задержать руководителя авиакомпании Rolkan Сергея Полуянова, которому тоже предъявили обвинение в контрабанде. В МВД РФ вчера заявили, что Сергея Полуянова Таджикистан «не получит». Сергей Полуянов со своей стороны уже объявил о готовности судиться с таджикскими властями за конфискованные самолеты.

В пресс-службе фракции «Справедливая Россия» в Госдуме между тем заявили, что на пленарном заседании 17 ноября партия выступит с инициативой обращения к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой ввести с Таджикистаном визовый режим. Как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Тем временем самолетное дело развивается дальше. В аэропорту столицы Афганистана Кабула по распоряжению властей задержан российский самолет Ан-72, который, как и лайнеры авиакомпании Rolkan Investments Ltd., конфискованные по решению суда в Таджикистане, обслуживал голландскую компанию Supreme Food, сообщает в среду радио Ozodi (персидская служба радиостанции Liberty). О судьбе экипажа пока ничего не известно. Как рассказал журналистам глава аэропорта Якобулло Расули, задержание российского самолета произошло по приказу Министерства транспорта Афганистана. По словам Расули, у Ан-72 не оказалось соответствующих документов для полета на афганской территории.

Интересно, что точно такая же причина стала основанием для задержания в Таджикистане в марте этого года двух самолетов Ан-72, летевших из Афганистана транзитом в Россию. 10 ноября генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода заявил, что самолеты авиакомпании Rolkan, командиры которых 8 ноября получили длительный срок заключения в Таджикистане, не зарегистрированы в государственных органах ни одной страны, а также не имеют летного резерва, сертификата оператора и сертификата летной годности (что для Таджикистана, надо полагать, очень важно).

Как выяснили СМИ, Rolkan Investmens Ltd зарегистрирована в офшоре на Вирджинских островах, а самолеты до июня 2008 года были внесены в Государственный реестр ВС Грузии, затем их оттуда исключили. В компании утверждают, что воздушные суда до сих пор там состоят. По словам генпрокурора Шерхона Салимзода, именно афганская сторона просила Таджикистан арестовать самолеты и экипаж.

Как отмечает радио Ozodi, руководство Афганистана до сих пор не прояснило ситуацию. Ранее только замминистра транспорта Афганистана Саид Мехди подтвердил, что два самолета Ан-72 компании Rolkan Investments Ltd., вылетевшие в марте из Афганистана в Таджикистан, находились в стране незаконно.

Приговоренные в Таджикистане Владимир Садовничий и Алексей Лысенко могли стать заложниками аферы, организованной гражданами нескольких стран СНГ и Азии, утверждает газета «Известия». Как рассказал изданию официальный представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер, целью мошенников было присвоить два Ан-72. По словам Пфефера, организовали аферу руководители эмиратской авиакомпании Khatlon FZE - гражданин Киргизии Олег Лысенко и россиянин Олег Баранов. Rolkan Investmens Ltd в 2010 году сдала три Ан-72 находящейся в ОАЭ компании Aerospace Consortium, которой руководит индус Джагиб. Что касается Khatlon FZE, то она официально оформляла разрешения на пролет для самолетов.

В соответствии с задуманным, Лысенко обеспечил вылет летчиков из Кабула, после чего самолеты арестовали в Таджикистане. По сведениям Пфефера, глава Aerospace Consortium Джагиб благодаря своим связям с силовиками в Кабуле и Таджикистане помог провернуть дело. Предполагалось, что сразу после ареста начнется торг - самолеты в обмен на свободу пилотов. Тот факт, что после задержания Садовничего и Руденко командующий Национальной гвардией Таджикистана Раджабали Рахмонали предлагал освободить пилотов, если самолеты будут переданы в безвозмездное пользование республике, подтвердил гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов, который в понедельник вечером был объявлен Таджикистаном в международный розыск.

«Известия» отмечают, что ставка рейдеров делалась на то, что официально самолеты никакого отношения к России не имеют. Как выяснила газета, возможно, за Олегом Барановым числится не только этот эпизод. Несколько месяцев назад его деловой партнер из Самары Хазив Ганеев заявил, что Баранов обманом присвоил себе четыре Ан-26 и один Ан-12. По словам Ганеева, Баранов открыл новую фирму в Шардже, куда перевел все активы.

Как бы там ни было, а если «самолетное дело» хоть как-то послужит тому, чтобы в России был наведен, наконец, порядок с гастарбайтерами, то и слава Богу.