Правительство объявило 40 миллионов россиян виновниками недофинансирования «социалки»

На модерации Отложенный

Вчера, 3 апреля, вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в настоящее время в России почти 40 млн. человек работают в непрозрачных условиях. Именно из-за них, по мнению вице-премьера, у государства не хватает денег на социальную сферу. Экспертное сообщество уверено: государство само виновато в таком количестве «серых» работников.

«Независимая газета» пишет, что значительная часть отечественной экономики остается в тени, и у властей, похоже, пока нет возможностей переломить эту ситуацию. Серый рынок труда – это неуплаченные налоги и пенсионные взносы, неучтенная продукция и услуги, нелегальный и во многом криминализированный бизнес, что в конечном счете снижает инвестиционную привлекательность России. По мнению вице-премьера, люди из серой зоны создают серьезные проблемы для всего общества. Вчера Голодец развивать тему не стала, однако известна ее принципиальная позиция по данному вопросу. В частности, в конце прошлого года, когда шли бурные дискуссии вокруг проекта стратегии пенсионной реформы, она использовала те же статистические данные, рассказывая о проблемах пенсионной системы России («Рынок труда не выходит из тени»).

«Новые известия» отмечают, что на проблему, о которой говорит вице-премьер, у экономистов есть разные взгляды. В частности, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков считает, что масштабы явления не столь ужасающие, как их представляет Голодец. По его словам, далеко не все из 38 млн. человек находятся в «сером» секторе экономики. «Далеко не все из этих людей, что называется, вне закона, – сказал изданию Поляков. – Значительная часть населения в трудоспособном возрасте не хочет заниматься экономической активностью, а просто ведет домашнее хозяйство, живя при этом на доходы, которые есть в семье. Вряд ли это тот потенциал, который реально можно привлечь. Они входят в число безработных, а их сейчас, по официальным данным, 4,3 млн. человек». К безработным, по словам эксперта, относятся также те, кто длительное время не может найти работу, то есть находится в подобном положении вынужденно.

Есть также такая категория людей, как собственники, получающие доход от владения предприятием или компанией, – иными словами, дивиденды. «То есть в скрытой зоне экономики много вполне нормальных явлений», – поясняет Игорь Поляков («Трудовая миграция в тень»).

«Московский комсомолец» также приводит мнение экспертов. Наблюдатели считают, что в наличии такого большого «теневого» сектора виновато само государство и бороться с этими людьми нет надобности. «Здесь на самом деле очень большая вина государства. Они постоянно меняют правила игры. Почему у нас «серый» сектор? Работники не верят в то, что по достижению пенсионного возраста у них будет достойная пенсия. У нас в России по-прежнему труд приносит больший доход, если его скрывать, люди пытаются сэкономить на всём. Государству надо радоваться: они не будут претендовать на хорошую пенсию, а только на социальную», - прокомментировал ситуацию газете директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ-ВШЭ Сергей Смирнов («Голодец повергла в шок: 45% россиян вообще не платят налоги»).

«Комсомольская правда» в свою очередь публикует мнение директора региональной программы Независимого Института социальной политики Натальи Зубаревич: «Голодец выделяет как «понятных» тех, кто работает на крупных и средних предприятиях, по которых ведется строгая ежемесячная зарплатная отчетность. И ее можно понять - с этих сумм строго платятся налоги. Но есть еще мелкий бизнес, который работает вполне легально, но внятной информации об этих предприятиях мало, и сколько они реально зарабатывают - тоже. И наконец, есть 15-20 млн человек, про которых ни фискальные органы, ни специалисты рынка труда ничего не знают. Опросы показывают, что эти люди считают себя занятыми. Но чем конкретно они заняты, неизвестно. Если люди собирают и продают ягоды и грибы, это ведь тоже занятость» («Ольга Голодец: В России 38 миллионов непонятно где чем и как заняты»).