Павел Шехтман: Песенка либеральной оппозиции в России спета

На модерации Отложенный

Либеральной оппозиции у нас больше нет, и вот почему.

Лидеры либеральной оппозиции и социальный слой, представляющий собой ее основную поддержку, были люди, оказавшиеся главными бенефициарами 90-х и – более того – нулевых, то есть первого путинского срока.

По этой причине, она никогда не была и не могла быть антисистемной. Ее целью было возвращение к ельцинским нормам – вежливо остановить эволюцию системы в направлении, этот слой не устраивающем, и затем (я говорю о лидерах конечно) получить теплые местечки во власти и возможность играть в увлекательную игру под названием «День выборов».

В этом смысле, образцом и недостижимым идеалом для них послужил первый Майдан. А лучшим материалом для характеристики этого движа стала история СПС, который сначала вступил в союз с леваками и нацболами, чтобы пугать власть оранжевыми технологиями, а кончил превращением в карманное «Правое дело» и губернаторским постом для своего лидера.

И на всех ее дальнейших действиях лежала та же роковая печать – бороться против системы, оставаясь в рамках этой системы. Никакой повестки, которая была бы способна увлечь широкие слои, она не выдвинула. Борьба с коррупцией (как будто чиновники на Руси со вчерашнего дня воруют?), честные выборы (неважно кого и чего – главное чтобы у Зюги, Жирика и Выхухоли голоса не украли), Пусси Райот, закон Димы Яковлева, великая борьба с плагиатом в диссертациях – это была какая-то параллельная реальность для подавляющего большинства населения.

Дело «Пусси Райот» вообще было, по-своему, гениальным политтехнологическим ходом Путина – это ж надо было суметь так подставиться и так радостно полезть в широко расставленную ловушку!

На что они надеялись? 

Партнер, увидев, что игра по установленным правилам становится для него гораздо менее комфортна и выигрышна, чем в предыдущие годы – попросту взял да и сменил правила игры.

Вот собственно и все. В системе, существующей ныне, для либеральной оппозиции места вообще нет (ну разве место мальчиков для битья в специальном «петушином углу»). А выступить последовательно против системы она во-первых неспособна, а во-вторых - не с чем. Идейное оружие это, с которым она могла бы выступить, из ничего в момент не возьмется, его нужно было выковывать и оттачивать годами, теми самыми годами, которые она протратила на борьбу «за честные выборы».

Поэтому – все. Песенка либеральной оппозиции спета. Если какая-то оппозиция и сможет выйти куда-то по-настоящему, то это будет оппозиция глубоко нелиберальная.

Павел Шехтман

Павел Шехтман: Песенка либеральной оппозиции в России спета