От создателей «Плесени» — «Cпаситель»

Ирина Петровская

Когда я была маленькой (да простится мне зачин в духе начальника лагеря Дынина из фильма моего же детства «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), я порой засыпала с чувством безусловного счастья. И отнюдь не беспричинного, что свойственно нежному возрасту, а вполне себе мотивированного, навеянного сюжетами зарубежных корреспондентов программы «Время». Да, дети, когда я была маленькая, у меня тоже была бабуш… программа «Время» то есть. Как сейчас помню суровых мужей, вещающих на фоне залитых огнями больших городов: «Мир встречает Новый год, но не радостны лица простых британцев (американцев, французов, датчан и разных прочих шведов)». И живо откликаясь на беды этих несчастных, коих ужасы капитализма лишили простых радостей жизни, мое маленькое сердце в то же самое время переполнялось чувством гордости и счастья: «Эх, хорошо в стране советской жить…».

 

С возрастом это чувство куда-то улетучилось. И вот нате вам — вернулось. И вновь благодаря волшебной силе ТВ! Те виртуозы пропаганды и контрпропаганды моего детства давно не у дел. Но их главное дело не пропало. То, что отцы недопели, мы допоем. Документальный фильм «Кризис 2008. Спасти Россию» продолжает и преумножает славные традиции советских кремлевских сказочников.

Итак, 2008 год. Мир на грани катастрофы. Рушатся биржи и банки. Закрываются заводы и фабрики. Миллионы простых людей лишаются работы и жилья. Сокращаются пенсии и пособия по безработице. Особенно досталось Греции. Где стол был яств, там гроб стоит. Самый дорогой район Афин теперь похож на руины. Греция из страны, где все есть, превратилась в страну, где нет ничего. «Качество нашей жизни все ужаснее», — жалуются простые британцы, американцы и разные прочие греки. «Молодежь без будущего!», «Долой инфляцию!», «Пощадите пенсионеров!» — требуют на митингах протеста простые испанцы. «Дальше будет только хуже, — предупреждают западные аналитики. — И сразу всем. Ни одна страна не может полностью себя изолировать».

И вот когда рука взволнованного российского зрителя уже тянется к валидолу, на экране появляется Спаситель. И говорит: «Спокойствие. Только спокойствие». То есть это другой утешитель — Карлсон говорил, а наш герой заявляет: «Есть такая страна. Имя ей Россия. Россия — такая страна, устойчивость которой не подвергается сомнению. У нас достаточно ресурсов, чтобы минимизировать все последствия, связанные с глобальными потрясениями...»

А кадры убеждают лучше всяких слов. В то время как брошенные на произвол судьбы своими странами и правительствами простые американцы и европейцы, лишившись крова, ночуют под открытым небом, просят милостыню и безрезультатно протестуют, наши люди в едином порыве с правительством поднимают экономику. Те, кого все-таки уволили в связи с сокращением производства или закрытием нерентабельного предприятия, выходят на общественные работы: красят бордюры, сажают деревья, обустраивают детские площадки. Ведь они у нас, по словам Спасителя, гораздо более терпеливые, чем на Западе. А если им правду говорить, а не врать, как это делают безответственные власти других стран, — все поймут и поддержат.

И добровольно затянут пояса, лишь бы не возвращаться к собственному Апокалипсису образца 1998 года, когда ни один западный аналитик не верил даже в краткосрочное будущее России.

Сегодня все они (американские, британские, немецкие эксперты), прогнозируя цунами нового кризиса, которое вот-вот накроет мир, вынуждены признать: «О, а у русских-то все не так уж плохо!» И если бедным американцам придется надолго забыть об отдыхе в экзотических странах или о покупке нового автомобиля (велосипед теперь — американская мечта), то русские легко позволяют себе и новое авто, и поездку в Таиланд. Потому что правительство все заранее просчитало и ко всему предусмотрительно подготовилось.

А если совсем уж по-честноку, честно то бишь, то «у победы много отцов, а поражение всегда сирота. В какие-то моменты, связанные с кризисом вообще, должен найтись человек, который возьмет на себя ответственность. И я как глава правительства обязан был это сделать тогда», — скромно признается тот, кто спас Россию в 2008-м и заблаговременно «дал задание своим соратникам подготовиться к испытаниям 2012-го». Глава правительства. Лидер нации, взявший на себя ответственность. Спаситель России. Дорогой наш человек — Владимир Владимирович Путин.

Авторы фильма, впрочем, в отличие от отцов-пропагандистов, не ведавших полутонов в обличении чужих пороков на фоне своих побед, не удовольствуются одними победными реляциями. Признают: «В России тоже хватает проблем. Мы по-прежнему на одном из первых мест в мире по употреблению алкоголя да душу населения (видать, душа населения от легкости бытия и все нарастающей стабильности стакана просит. — И.П.), у нас крайне высокий уровень коррупции и тяжелая демографическая ситуация. Но политическая воля решать эти проблемы очевидна. Как и потребность общества в более открытом и честном диалоге, который особенно необходим в ту пору, когда важна стабильность в таком нестабильном обществе». Потребность общества в честном диалоге иллюстрируется кадрами митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, так непохожими на кадры греческих погромов, которыми, как мы помним, недобросовестные американские тележурналисты проиллюстрировали протестные акции в Москве (и кстати, «вот она, хваленая западная демократия!», как говаривали журналисты-международники времен моего счастливого детства).

Продюсер фильма «Кризис 2008. Спасти Россию» Саида Медведева прославилась экранными произведениями «Тайна воды» и «Плесень», исполненными в жанре научно-популярной фантастики. В них авторскую гипотезу тоже подкрепляли синхроны авторитетных западных специалистов, работающие на доказательство мысли: вода — живая, а плесень — вездесуща и всемогуща, и даже если в мире погибнет все живое, останется лишь она. Судя по колоссальным рейтингам, эти работы нашли живой отклик в сердцах миллионов россиян. А главное, что зрители им поверили. Наверняка и новому творению поверили. Хотя и смотрели менее активно, чем ту же «Плесень». По-моему, создатели несколько прогадали с названием. Скучное. На мой вкус, куда эффектнее смотрелось бы в начальных титрах такое: «От создателей «Плесени» — «Спаситель». Емко и исчерпывающе. 

Источник: http://www.novayagazeta.ru/columns/50536.html

2
519
2