Острая демократическая недостаточность
На модерации
Отложенный
Илья Яшин: «либеральная общественность» всегда презирала таких, как мой дед
Мой дед всю жизнь работал сантехником. Он болел за «Спартак», любил макароны и ругался на телевизор, когда там показывали новости. Не любил он коммунистов и демократов.
«Дед, - говорил я ему. - Ну ты разве не хочешь, чтобы по телевизору правду говорили, а не только власть расхваливали?».
«Ну хочу, - хмурился он в ответ. - Мало ли чего я хочу...»
«А помнишь, тебя судили, когда ты менту на пиво не дал и он на тебя протокол за мелкое хулиганство оформил? Разве ты не хочешь, чтобы у нас честный суд был?» - продолжал я.
«Слушай, отстань, а? Кто ж против честного суда будет?» - отбрехивался дед, предчувствуя подвох в нашей дискуссии.
«Ну, подожди! - говорил я. - А дума? Разве ты не хочешь, чтобы там приличные люди законы принимали, а не эти жулики?»
«Я?! - дед явно собирался грязно выругаться, но сдержался. - Я хочу».
«Дед, - говорил я ему. - Ну так ты же, получается, демократ».
«Сам ты дерьмократ!» - обижался мой старик и уходил в другую комнату.
Либералам всегда было сложно найти общий язык с такими, как мой дед.
Рассказывают, как в начале девяностых тогдашний премьер-министр России Егор Гайдар встречался с рабочими и пытался объяснить им смысл запланированных реформ. Запутавшиеся в экономических терминах работяги почесывали затылки, пока один из них не спросил: «Егор Тимурыч, ну что ты нам все про экономику? Скажи-ка вот лучше: в Бога ты веришь или нет?».
«Понимаете ли, в чем дело, уважаемый, - начал объяснять Гайдар.
- Я, скорее, определяю себя как агностик...».
Я убежден: демократы все провалили в девяностые годы именно потому, что проиграли борьбу за таких вот сантехников, как мой дед.
Он был простой трудяга с правильными, в общем-то, жизненными ценностями. Но, как и любому нормальному человеку, ему претил снобизм.
«Либеральная общественность», упивающаяся собственной образованностью, всегда презирала таких, как мой дед. Фыркала на них и искренне полагала, что «этот народ» в «этой стране» никогда не примет демократические реформы по доброй воле. Реформы можно только насаждать сверху. Поэтому в начале девяностых в среде «либеральной общественности» были так популярны Аугусто Пиночет (его тогда было модно сравнивать с Борисом Ельциным) и рассуждения на тему «человеческого балласта», мешающего развитию рыночной экономики.
На самом деле та «либеральная общественность» имела очень мало общего с демократическими ценностями. Демократ может придерживаться левых взглядов или правых, выступать за большую роль государства в экономике или меньшую — но он всегда будет с уважением относиться к своему народу, к обычным работягам, к людям труда.
Россия сегодня стоит на пороге больших перемен. Сложившаяся в последние годы система демонстрирует явные признаки гниения, и, в конце концов, трухлявое дерево неизбежно рассыплется.
И вот тогда — важно не повторять ошибки той самой «либеральной общественности» из девяностых годов. Пока либеральное движение не станет по-настоящему демократическим, пока его лидеры не научатся говорить на одном языке со своим народом, мы так и будем оставаться банановой республикой с фантомными болями утраченной империи.
Фото: Илья Питалев/ РИА Новости
Комментарии
Много чести либеральному движению. Как-нибудь и без них народ разберется.
Тоталитарные режимы-порождение толпы.К такой толпе,а не людям обращаются за поддержкой демократы новой формации.Ей они обещают пришествие былого величия вместе с достатком и процветанием.Но никакая демократия не заменит отсутствие ума.
Альтернативой демократии может быть монархия Науки. На этом поле роль меньшинства адекватна роли большинства.
Пока его лидеры не научатся говорить на одном языке со своим народом? Никогда не научаться!
Мы так и будем оставаться банановой республикой с фантомными болями утраченной империи.
А это вряд ли! Нас скоро не будет!