Неудобный вопрос

На модерации Отложенный

http://static.videocore.tv/images/video_preview/qSkXgsjabHRjeMzOwUXfjBRfgYC7giHu.jpg Что случилось на «Нике» знают уже все. Собчак задала Чулпан Хаматовой нехороший вопрос и спровоцировала скандал. Так это подают официальные СМИ, так это подают блоггеры, у которых одно имя Собчак вызывает нервную дрожь и почесуху. Но давайте разберемся – что было на самом деле. И попытаемся отрешиться от персоналий.

Итак, идет церемония награждения кинематографической премией «Ника». Акцентирую – кинематографической. За все годы (с 1987 год) этой премией награждались только и исключительно достижения в кинематографии, специальные премии давались тоже исключительно за кинематографические деяния.

И вдруг – оп-па! Возникает некий специальный приз «За гуманизм», который имеет к кинематографии отношение очень опосредованное:  только то, что учредители благотворительного фонда – актрисы.

Актрисы, которые незадолго до награждения уже появлялись в трендах блогосферы с мутной историей «слезной» агитации за Отца Нации. Блогосфера, кстати, включая ту ее часть, у которой Отец Нации вызывает чувство омерзения, нерукоподаваемой актрису не объявили, а нашли (или даже придумали) ей оправдание.

Потому что девчонки действительно делают очень хорошее дело.

И вся бы история затихла, если бы Отец Нации не скомандовал наградить верную «путинцу». Но ордена «За заслуги перед Отечеством» он ей пожалел. А, может, решил, что не слишком прилично вручать его, тем более, что на подходе премия профессиональная, кинематографическая.

Вот ты, читатель, ты веришь, что не было отмашки? Ты веришь, что члены Совета, эту специальную премию утвердившие, не знали о существовании благотворительного фонда, который появился пять лет назад? И только сейчас вдруг прозрели? И вдруг учредили премию, не имеющую к кинематографу никакого отношения?

Я не поленился – изучил официальный сайт «Ники». Никогда. Я повторяю – никогда «Ника» не вручалась за что-то, кроме кинематографических достижений. И в регламенте прописано: «Национальная кинематографическая премия "Ника" (далее – Премия) учреждена как профессиональный кинематографический приз, присуждаемый за достижения, в том числе научные, в области кинематографии и за профессиональный вклад в развитие отечественного кино».

Но, ОК. Решили изменить принципам и учредить дополнительную награду – а почему нет? Предположим даже, что без отмашки.

А далее что? А далее вручающий премию актер М. (известный, популярный, любимый, обожаемый, талантливый, а в некоторых ролях и вовсе гениальный) не смог удержаться и напомнил – за что именно актрисам премия дается. Чтоб не забывали, видимо, ни о благодетелях, ни о договоренностях.



И говорит он следующее: «Милые девочки, находятся какие-то авантюристы, бездельники, просто ублюдки, которые, сидя дома на диване, вас как-то хотят укусить, обидеть... Но за вами стена не только тысяч спасенных детей, но и всех ваших коллег, которые вас безмерно уважают и любят».

Зачем он это сказал? Неизвестно. Ведь, как ни крути, самые оппозиционные-разоппозиционные уже давно вынесли свой вердикт: некуда было девчонкам деваться, душой они покривили (даже если и не покривили) не за собственные блага, а ради детей, и, если кого и осуждать – то только властьимущих, которые больными детьми шантажируют.  И никто девчонок не кусал, не обижал.

Однако, господин М. уже кинул провокационную реплику,  которую госпожа С. (умная, прямолинейная, провокационная, ненавидимая, предмет зависти и злости) не смогла не парировать: «Вряд ли мне удастся в какой-то другой возможности спросить это у Чулпан Хаматовой...  Я бы хотела здесь и сейчас спросить - скажи, пожалуйста, если бы ты не занималась благотворительной деятельностью, ты бы поддержала кандидата в президенты Владимира Путина?»

Зал засвистел возмущенно, господин М. быстро подсказал награждаемым правильный ответ.

А теперь у меня вопрос, дорогие читатели – ну а что такого неприличного спросила госпожа С., задавая вопрос, который незадолго до этого яростно обсуждался по всей блогосфере?

Почему я уверен, что, скажем, Говорухин или Путин ответили бы на этот вопрос: «Да, конечно», не стыдясь ничего, а даже с гордостью? Ну, просто потому, что они агитировали за Путина именно потому, что «так велело им сердце». Потому что они убеждены, что их выбор – правильный.

Ну а почему же так возмутилась общественность, когда вопрос задали госпоже Х? Почему его посчитали провокационным? Почему обрушились тысячи слов ненависти на госпожу С?  Что мешало госпоже Х. сказать – «Да, я все равно агитировала бы за Путина, потому что это – мой выбор!»

Но она этого сказать не смогла. Слишком стыдно врать? И господин М. помог, уже ответив – а неправда, произнесенная чужими устами, не так противна, да? И господин Г., главный в этом шоу, поспешил на помощь – мол, не время и не место для таких вопросов. Странно, правда, что он незадолго до инцидента ничего такого не сказал господину М.

Госпоже С. не привыкать рубить правду-матку и задавать неудобные вопросы. Но ответ она получила. Равно как и все те, кто искал госпоже Х. оправдание.

Никто не будет лить грязь на госпожу Х. Просто все всё поняли. А тем, кто не понял, рекомендую перечитать это все еще раз и отрешиться от известных фамилий. Представьте, что речь идет о неизвестных вам лицах...

И еще - подумать о том, почему в нашей стране даже частные благотворительные фонды рабски зависят от верховной власти. Неужели и в этом виновата Ксения Собчак?