Навальный и стратегия «фейк за фейк»

Впервые за последние годы мяч не на стороне власти.
 

До президентских выборов, которые, согласно действующей редакции Конституции, определят главу государства на ближайшие шесть лет, осталось 11 месяцев. Реальную президентскую кампанию ведет на сегодняшний день лишь Алексей Навальный — человек, который формально не имеет права баллотироваться в президенты. За последние месяцы Навальный развернул несколько мощных альтернативных инструментов, которые показывают, что политика по-прежнему существует даже в нынешней «подмороженной» России. Кампания оппозиционера ведется по принципу «фейк за фейк», а реакция властей и прежде всего неспособность ответить на публичные обвинения в коррупции выглядит все более беспомощной. Несмотря на системную слабость оппозиции, консолидированной вокруг Навального, и отсутствие в его активе политической партии или протопартийных структур, мяч впервые за последние годы находится не на стороне власти. Карты официальной президентской кампании спутаны на старте, Кремль вынужден защищаться в рамках опережающей антикоррупционной повестки, предложенной ФБК.

 

Последняя новость контркампании Навального — заявление оппозиционера о том, что он собрал 300 тысяч электронных подписей в поддержку своего выдвижения в президенты, необходимых по закону. Заявленная цель — миллион подписей, и хотя они не будут приняты ЦИК, сам этот жест очень показательный. Навальный создает инструмент давления на закрытый отечественный политпроцесс. Сбор подписей означает, что на любых открытых и честных выборах оппозиционер мог бы претендовать на выдвижение, что за ним уже сейчас, на старте кампании, стоит реальная поддержка граждан. Навальный повышает ставки, и Кремлю, кажется, пока  нечем ответить кроме новых силовых акций или точечного уголовного преследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Валерий Рашкин: «Будем выводить на чистую воду Навального или Медведева». О выступлении премьера в Думе и вопросе коммунистов про расследование ФБК

Перед сбором подписей Навальный проводил серию встреч с избирателями, организовал общественное движение в поддержку своего выдвижения, а затем закрепил этот успех федеральной уличной акцией 26 марта. Даже административный арест на 15 суток пошел на пользу — о Навальном говорили все больше, его имя становилось все более известно. Несмотря на ограниченность ресурсов политика, ситуация выглядит как цейтнот: кажется, сейчас любой ход, сделанный властями, усиливает оппозиционера. Особенно нелепо выглядят попытки представителей российских элит не замечать Навального, не упоминать его имени и вообще сомневаться в том, что этот «неоднократно судимый персонаж» имеет право заниматься в России политикой и делать какие-то политические заявления.

Из-за серьезности ситуации власти перестали замечать, что тем самым проговариваются: судя по всему, они искренне считают, что политикой не имеет права заниматься никто, кроме их самих и бессменных оруженосцев — Зюганова с Жириновским.

За последние два месяца узнаваемость Навального, по данным «Левада-центра», выросла с 47 до 55%, причем 18% из этого числа готовы проголосовать за него на президентских выборах. Навальный спровоцировал настоящий правительственный кризис — выступление Медведева в Думе 19 апреля привлекало повышенное внимание, несмотря на новости о замирении бунтовщиков из КПРФ, которым якобы запретили задавать премьеру лишние вопросы. Но сама возможность подобной скандализации дежурного правительственного доклада в российском парламенте еще несколько месяцев назад выглядела невозможной.

На этом фоне «Дождь» распространил информацию о том, что в Кремле создан специальный отдел по противодействию кампании Навального. У «Новой» таких сведений нет, но с функциональной точки зрения это выглядит правдоподобно: митинги, подписи, растущая известность и способность навязать свою повестку сервильной Думе — все это делает Навального угрозой номер один для начавшейся кампании в том виде, как она задумана в администрации президента.

Сразу после появления информации о «кремлевском отделе имени Навального» в Сети, в том числе на платных площадках начал распространяться профессионально сделанный, но в высшей степени странный по содержанию ролик, сравнивающий Навального с Гитлером. Ролик сделан настолько топорно, что должен, по всей видимости, вызывать только симпатию к человеку, в отношении которого собирают такую чушь. Странность контента заключается и в том, что пропаганда, которая много лет рассуждает о гибели Европы под ударами мигрантов и мультикультурализма, вдруг перекрашивается и обвиняет Навального в национализме («и это в городе, где живут и работают сотни национальностей»). На видео вроде бы нет «водяных знаков». Но вне зависимости от того, было ли видео сделано по заказу властей или их добровольных помощников, оно вновь приносит кандидату в президенты де-факто очки, и это еще один признак цейтнота.

Давление, оказываемое на Навального, и его способность взвинчивать ставки заставляют в нынешней ситуации отказаться от вражды с ним даже его непримиримых оппонентов из числа независимых политиков. Знаковым стало требование Григория Явлинского допустить Навального к участию в президентских выборах, сформулированное после митингов 26 марта.

Кирилл Мартынов 

Источник: http://novayagazeta.livejournal.com/6626878.html

6
228
5