Мексиканская наркомафия угрожет США

На модерации Отложенный

Информация из Мексики сейчас напоминает сводки боевых действий в стране, охваченной партизанской войной. Регулярные боевые столкновения уносят жизни десятки мирных жителей, оказавшихся на линии огня. Однако в последнее время появилась и другая тенденция – картели стали целенаправленно казнить гражданских активистов, которые пытаются помогать правительству бороться с наркомафией.

Особенно достается блоггерам – их обезглавленные тела регулярно находят на улицах мексиканских городов. «Это случилось со мной, потому что я не понимал, что не обо всем можно говорить в социальных сетях», - так примерно выглядит стандартный образец записки, которая обычно лежит в карманах у трупов. Кое-кто, конечно, пытается сопротивляться.

Так, известная в хакерских кругах группировка Anonimous попыталась даже выдвинуть публичный ультиматум одной из наиболее жестоких банд – Лос Зетас. Хакеры потребовали от наркомафии отпустить их товарища, который попал в руки бандитов, угрожая в противном случае опубликовать списки чиновников и полицейских, находящихся на содержании у бандитов.

В ответ Лос Зетас, опешившая от такой наглости, пригрозила попросту выследить и казнить всех членов Anonimous. Угроза подействовала – хакеры, бесстрашно боровшиеся даже против американского правительства, сдулись и отозвали свой ультиматум. По весьма простой причины – мексиканские картели уже давно доказали, что слов на ветер не бросают.

Мексиканская наркомафия далеко не всегда была столь могущественной. Долгое время мексиканцы были лишь «ослами», обслуживающими один из каналов поставки колумбийского кокаина в Северную Америку и поставлявшими небольшие объемы марихуаны. Конкурировать с могущественными колумбийцами они даже не смели. 

Расцвет мексиканских наркобанд начался после разгрома правительствами США и Колумбии колумбийских наркокартелей Кали и Медельина, а также после закрытия американцами канала поставок колумбийских наркотиков через Флориду. Мексиканский путь доставки стал фактически безальтернативным. Ослабленные колумбийцы не могли больше диктовать свою волю мексиканцам и сейчас лишь продают им крупные партии наркотиков по оптовым ценам.

В итоге мексиканские банды получили контроль над всей цепочкой наркоторговли — от сырьевых плантаций в районе Анд до точек продажи на американских улицах. Им удалось существенно расширить масштабы бизнеса: с 2000-го по 2005 год поставки кокаина из Южной Америки в Мексику увеличились более чем в два раза, а объемы только перехваченного на американо-мексиканской границе амфетамина — в пять раз.

США во многом из-за предприимчивости мексиканских наркокартелей по уровню потребления кокаина и марихуаны занимают первое место в мире. А сами наркокартели стали зарабатывать на американском рынке от 25 до 40 млрд долларов в год.

В целом Мексика в докризисное время производила ежегодно около 10 тыс. тонн марихуаны и 8 тонн героина. Почти 30% пригодных к обработке сельхозугодий в стране засеяны марихуаной. Кроме того, почти 90% кокаина, потребляемого в Штатах, идет через Мексику.

В мексиканских лабораториях производится большинство потребляемого в Штатах метамфетамина (правда, раньше мета производилось много — в страну завозилось в четыре раза больше псевдоэфедрина, чем требовалось для фармацевтической промышленности, а сейчас основное внимание уделяется марихуане, дающей почти 70% доходов картелей). Все это реализуется через контролируемые точки сбыта, которые у мексиканских наркокартелей есть как минимум в 230 крупных американских городах.

Однако такое расширение бизнеса повлияло на отношения между ведущими мексиканскими картелями. Кратное увеличение возможностей поставок кокаина и марихуаны при фиксированном количестве плаз (перевалочных пунктов на границе) и числа наркоманов в Штатах привело к резкому увеличению межкартельной конкуренции за американский рынок.

Так в Мексике начались нарковойны: ведь «если в легальном бизнесе есть стандартные законные способы конкуренции, — говорит Том Миллер, — то в нелегальном наиболее эффективный способ обойти конкурента — убить его».

Соответственно, претерпела изменение и сама структура картелей. «В былые времена наркомафиози представлял собой этакого парня с золотым зубом и кольтом 45-го калибра, — вспоминает пожилой сотрудник Американского агентства по борьбе с нелегальной продажей оружия Джей Боллестерос. — Сейчас все совсем по-другому. Теперь там целые группы боевиков, обученных на военный лад».

Для борьбы друг с другом картели стали создавать частные армии, состоящие из наемников — sicarios. В рекрутах недостатка не было: картели открыто развешивали объявления в приграничных с США городках, приглашая бывших и нынешних военных вступать в их организации. Вакансии картелей стали одной из причин массового дезертирства и увольнений из мексиканской армии (с 2000-го по 2006 год — 100 тыс. человек).

Когда-то самой мощной из sicarios считалась группировка Лос-Зетас. Состоявшая в основном из элитных мексиканских спецназовцев, группа работала на наркокартель Залива (один из крупнейших картелей в Мексике), что позволяло «заливникам» быть крупнейшей наркосилой в стране, уступающей по влиянию лишь картелю Синалоа.

Однако затем руководство Лос Зетас решило само заниматься наркобизнесом, и стало отбивать бизнес у своих ослабевших хозяев (чему отчасти поспособствовало задержание за последние несколько лет целой серии лидеров картеля Залива, включая Осиеля Карденаса Гуиллена), и в результате на сегодняшний день контролирует значительную часть вотчины «заливников».

Полиция на западе Мексики, в Джалиско захватила "золотой арсенал" наркобосса Лобо Валенсия

Власти ничего не могут сделать с «Лос Зетас» отчасти потому, что в рядах последней очень много бывших военных. «Вы не сможете уничтожить нас по одной причине – Лос Зетас знает о работе полиции и спецслужб все, а вот спецслужбы и полиция о работе Лос Зетас - ничего..», - говорил один из основателей организации, бывший лейтенант Артуро Десена.

Отдельных успехов власти, конечно, добиваются. Так, 14 ноября в штате Нуэво-Леон на севере Мексики подразделения ВМС арестовали главаря местной ячейки Лос Зетас Ригоберто Самаррипу Ариспе (также известного как команданте Чапарро). Однако, по мнению аналитиков, вряд ли ликвидация отдельной ячейки станет серьезным ударом по организации.

Во-первых, ячейки достаточно автономны друг от друга, в организации серьезно развиты не только вертикальные, но и горизонтальные связи – урок Пабло Эскобара (арест которого повлек за собой развал некогда могущественного медельинского картеля) мексиканцами был выучен.

Во-вторых, вряд ли команданте Чапарро будет активно сотрудничать со следствием. Местный вариант принципа омерты является одним из столпов организации, а вторым – ликвидация всех врагов Лос Зетас, включая и предателей. Показными казнями гражданских активистов и блоггеров Лос Зетас доказали, что могут достать кого угодно и где угодно. И на сегодняшний день рецепта борьбы с ними не существует.

По крайней мере, до тех пор, пока США (являющиеся не только основным рынком сбыта для картелей, но и основным источником поступления оружия) не возьмутся серьезно за мексиканскую наркомафию вместо того, чтобы воевать за мифические идеалы свободы на Ближнем Востоке.