Удивительные факты о том, как строили Беломорканал

Удивительные факты о том, как строили Беломорканал

Восемьдесят лет назад завершилась главная стройка первой пятилетки

2 августа 1933 года был открыт Беломорско-Балтийский канал. Его рекордное по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – в качестве основной рабочей силы на ней были задействованы заключенные ГУЛАГа. И хотя Беломорканал, гордость первой пятилетки, не относится к числу «Великих строек коммунизма», с ним связано множество удивительных фактов и легенд. О некоторых из них мы и расскажем в нашем материале.

1. О том, как долго запрягали. Впервые идея связать судоходным каналом Белое море с Онежским озером пришла в голову еще Петру I, во время Северной войны. Однако дальше замысла тогда не продвинулись. Снова задумались о канале – уже более детально - в 19 веке. За сто лет по заказу правительства разработали сразу четыре проекта – не реализовали ни одного. И основной причиной того, что все они были отклонены, являлось то, что овчинка не стоила выделки, иначе говоря – цена такой масштабной работызашкаливала.

Кто из живших в СССР не помнит эту карту?

Кто из живших в СССР не помнит эту карту?

2. О том, как быстро ехали. Решение о вопроса трудозатрат их оплаты «подарил» век 20-й: Беломорканал построили рекордно быстро и рекордно дешево, просто сделав стройку первой советской… каторгой.

Беломорканал

Беломорканал

Решение строить канал было принято 3 июня 1930 года, а 1 июля 1931 года правительство уже рассматривало первые эскизы. Конечно, разобраться в них было непросто, но, пока высшие чины изучали, зэки (об этом слове – отдельно) уже строили – с конца 1931 года, при том, что проект был окончательно утвержден в феврале 1932 года. В результате канал протяженностью 227 километров, «напичканный» сложными инженерными сооружениями (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев – примерно столько может строиться один современный жилой дом.

3. Здравствуй, Захар Кузьмич! Общая численность заключенных, работавших на Беломорканале, по официальным данным, доходит до 126 тысяч, хотя среди самих зэков ходили и другие цифры. Впрочем, рассказать сейчас мы хотим не об этом, а о самом удивительном слове «зэк». Родилось оно в эпоху первых пятилеток из букв «з/к», которыми стали в документах обозначать заключенных. Арестантский народ тут же бросился на свой лад расшифровывать сокращение – например, «Захар Кузьмич». Уже немного позже, после того как официальная пропаганда заявила на всю страну о том, что крупнейшие объекты на Дальнем Востоке возводили не заключенные, а комсомольцы, «з/к» тут же превратилось в «забайкальских комсомольцев» (ну, или «зауральских»). Однако наиболее ходовыми словами были все-таки непосредственно «зэк» и «зэка». О расшифровке последнего есть легенда. 23 марта 1932 года на Беломорканал приехал Микоян. И начальник ГУЛАГа Лазарь Коган поделился с ним, что, мол, не знает, как же ему обращаться к своему контингенту. Тут-то и родилось слово «каналоармеец» - и не обидно, по дену! Так и стали именовать трудяг - «заключенный каналоармеец, а сокращенно получилось «зэка».

4. Подручные средства. Не удивительно, что для строительства потребовались минимальные затраты. Откуда бралась рабсила – понятно. А основными материалами были не металл и цемент (их как раз использовали по минимуму), а камень, дерево, песок, грунт, торф – все местное, с соседнего болота.

Разгрузка валунов на Беломорканале

Разгрузка валунов на Беломорканале

Из них же не зазорно было и рабочие инструменты делать – например, тачки с деревянными колесами для деревянных же рельсов.

А в остальном – кувалда, лом, лопата, топор… Что еще нужно? Самым «продвинутым» техническим устройством можно назвать деревянный «журавль» для передвижения валунов.

Транспортировка стволов деревьев запряженной лошадью телегой по деревянным рельсам

Транспортировка стволов деревьев запряженной лошадью телегой по деревянным рельсам

5. Не хлебом единым. Пайка «зэка» на Беломорканале зависела от фактической выработки – для отстающих она сокращалась.

Оставлять пайку без присмотра было нельзя, а носить было удобнее в мешочке

Оставлять пайку без присмотра было нельзя, а носить было удобнее в мешочке

Это при том, что дневной рацион каналоармейца состоял из 500 грамм хлеба и баланды из морских водорослей! В общем, начав отставать от нормы, например, по причине болезни, можно было так никогда и не выкарабкаться. Лагерный хлебушек на Беломорканале начали называть «аммонал». Вообще-то, это вещество, применявшееся на стройке для взрывных работ. Пайки напоминали аммонал и по чисто внешним признакам – цвету, форме, и были настолько непропеченными, что резать их было можно только мокрым ножом. В добавок, на истощенный желудок этот хлебушек тоже оказывал «взрывное» действие.

6. Боевой дух. Как же люди все это вынесли? Ведь работали же, и многие даже с энтузиазмом, который в лагерном народе умело поддерживали. Так, например, на Беломорканале выходила газета «Перековка» - своя на каждом участке. В ней и передовиков чествовали, и отстающих клеймили, да в добавок еще и критические материалы заключенных печатали – что и кто, мол, мешает стройке века. Специальный приказ начальника Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР предписывал всем руководителям отвечать на газетную критику в трехдневный срок.

Символическая «Могила филонов 1-го лагерного пункта» - пропагандистское сооружение, унижавшее тех, кто не мог выполнить трудовые нормы.

Символическая «Могила филонов 1-го лагерного пункта» - пропагандистское сооружение, унижавшее тех, кто не мог выполнить трудовые нормы.

Зимой 1932 года в северной части Водораздела, между 7 и 8 шлюзами, на стройке был объявлен так называемый «штурм». Со всех участков сюда привезли лучшие бригады (примерно 30 тысяч заключенных), которые работали круглые сутки. При этом рядом с местом работ была проложена узкоколейка, по которой курсировала дрезина с духовым оркестром. В этом же котловане, и тоже круглые сутки, работала выездная типография и редакция газеты «Перековка».

7. Итоги. В целом за 20 месяцев строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, соорудили 37 километр искусственных путей, перенесли в новое место мешавшую строительству канала Мурманскую железную дорогу.

Современный вид здания управления ФГУ «Беломорканал» в Медвежьегорске

Современный вид здания управления ФГУ «Беломорканал» в Медвежьегорске

Потери среди заключенных, даже по официальным данным, были огромными. Так в 1931 году в БелБалтЛаге умерло 1438 заключенных (2,24 процента от числа работавших), в 1932 году - 2010 заключенных (2,03 процентов), а в 1933-м – 8870 заключенных (10,56 процентов).

Плотина на Беломорканале

Плотина на Беломорканале

 

После окончания строительства 12 484 человека получили свободу, для 59 516 были сокращены сроки. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Источник: http://www.smol.kp.ru/daily/26114/3009094/

7
2421
3