Короткий век авиапрома

На модерации Отложенный

 

Неюбилейное интервью
 



В канун 90-летия Гражданского флота России мы беседуем с генерал-полковником в отставке Анатолием Петровичем СИТНОВЫМ, который посвятил свою жизнь отечественному авиастроению.
 
– Что, по-вашему, происходит в гражданском авиастроении РФ? Почему до сих пор надежный Ту-334 не летает?
– Начну с истории. 9 февраля 1923 г. в СССР был учрежден Совет по гражданской авиации. Этот день и стал Днем гражданской авиации. Создание своей авиации было главной целью советского руководства. До 1928 г. Советский Союз осуществлял авиапассажирские перевозки на немецких самолетах. В 1928 г. был разработан самолет К-4. Его можно посмотреть на выставке «РосАвиаЭкспо». С того времени у нас начали внедрять собственные пассажирские самолеты. Была создана авиационная промышленность и единая авиационная корпорация «Аэрофлот». Она эксплуатировала самолеты отечественного производства.
«Реформы» все изменили. С 2000 г. и по сегодняшний день в небе России летает полторы тысячи воздушных судов иностранного производства – боинги, айрбасы, бомбардье, эмбраеры, саабы, АТРы. На эту ораву, по моей скромной оценке, ушло уже более 30 млрд долларов. А это значит, что на эту сумму мы ограбили собственный народ. Можете представить, сколько рабочих мест мы потеряли?
Но главная беда в том, что, ввозя в Россию авиационный секонд-хенд, мы автоматически ликвидируем потребность в собственной науке – авиационной, космической, автоматически уничтожаем производство собственных самолетов. Тогда как авиация – это всегда прогресс, лицо государства, наше место в мировом сообществе – научном и промышленном.
Мы могли бы построить свои МиГ-96,
Ту-204, Ил-14, Ан-148, Ан-140, Ан-38, но летаем на боингах и айрбасах… Под них должны полностью реконструировать системы обеспечения эксплуатации, аэродромного базирования, подготовки летчиков.
Постепенно мы уходим от цивилизованного общества к папуасам. Засилье иностранных судов поставило крест на нашем производстве Ил-96, Ту-204.
 
– Что будет с народным самолетом Ту-334?
– С ним происходит нечто загадочное. По указу президента, постановлению правительства Ту-334 должен был производиться Казанским авиационным производственным объединением им. С.П. Горбунова и Казанским филиалом ОАО «Туполев». Должен был! Но в феврале 2011 г. коллегия Объединенной авиационной корпорации (ОАК) вопреки указам руководства принимает решение, что Ту-334 выпускаться не будут. До чего дошло: частная подрядная фирма, коей является ОАК, дезавуирует распоряжения президента и премьера!
Казань начала уже было осваивать их производство. Потом ни с того ни с сего неизвестно кто дал команду, и машины №3, №5 выкатили из цеха.
Тогда для поддержки развертывания производства Ту-334 мы создали фонд «Народный самолет Ту-334» и собираемся вместе с правительством разрешить все проблемы, начать выпускать этот самолет. Правда, в утвержденной в декабре программе развития авиации ни Ил-96, ни Ту-204, ни Ту-334, ни Ту-214 места не нашлось.
В программе только Суперджет-100 и Суперджет-нео. Все это отверточные технологии, никакого отношения к российскому авиастроению не имеющие. Закрывая Ил-96, Ту-204, Ту-334, мы автоматически закроем в России авиационное двигателестроение, авионику, навигацию, эргономику, систему базирования, систему подготовки пилотов и аэродромное обслуживание.
 
– Что скажете о надежности не вошедших в программу самолетов?
– Во-первых, только наши самолеты эксплуатируются в диапазоне температур от минус 50 до плюс 50. Во-вторых, наши гостовские требования всегда были жестче международных.
Но в рыночных условиях на это перестали обращать внимание. И мы уже тащим к себе производство вертолета «Аугусто Вестланд», который вчистую проигрывает нашим машинам. Весь мир требует, чтобы Россия поставляла военные вертолеты, так как они могут работать в любых всепогодных условиях. Но мы и это производство теряем.
 
– Что для безопасности России будет означать переход на Суперджет?
– Суперджет – это, как я уже сказал, отверточные технологии. Привернули все гайки, и дело закончилось. Это гибель для конструкторской, научной мысли. Но это еще и политическая, технологическая зависимость от Запада, в частности от США. Всякий казус, возникающий между РФ и США, моментально отражается на производстве Суперджет-100. Потому что вся обвязка, все материалы на его строительство идут из Америки. Двигатели идут из Франции. Сейчас стоит «лишних» 12 двигателей, а самолетов нет, потому что нет поставок из США.
Так и будут они нас держать на коротком поводке, сколько им захочется. Точно так же мы зависим по электронике, автостроению, продовольствию...
Ради сборки иномарок, помимо науки, уничтожили свои средства производства – станки, оборудование, инфраструктуру. Уничтожили свой рабочий класс. Сейчас нет ни токаря, ни сварщика, ни слесаря.
 
– Президент пообещал стране 25 млн высокооплачиваемых рабочих мест…
– Пообещал, значит ждите. А мы продолжаем отстаивать право Ту-334 на серийное производство, он уже для этого готов. Авиация, если ее не топить, готова дать около 3 млн сертифицированных с достойной зарплатой рабочих мест. Это новые прогрессивные технологии, которые вытащат наше народное хозяйство из упадка. Это наука, новые материалы, поиск…
Наш лозунг «Самолет Ту-334 – народный» был подхвачен по всей стране. Народ хочет участвовать в производстве, требует, чтобы мы дали счета для перевода денег на производство народного самолета.
Крыло у «туполей» лучшее. Пассажирские Ту летают со скоростью 950 км в час. Все остальные – 820, максимум 850 с предельным расходом топлива. Мы получили заявки на 400 машин.
К сожалению, лобби, которое у нас сейчас сидит в правительстве, в других местах, душит отечественное авиапроизводство. В Казани не разрешают осваивать и развертывать работу по производству Ту-334, в Воронеже – сворачивает работу по Ан-148. Если не остановить этот демонтаж авиапрома, мы останемся без гражданской авиации, а потом и военную авиацию уничтожат.
У нас засилье иностранных агентов влияния, которые работают под управлением вашингтонского обкома… Россия живет не благодаря, а вопреки.
 
– Вы сказали, Ту-334 – универсальный самолет, может служить для военных целей. Минобороны готово подключиться к продвижению в производство Ту-334?
– Такое письмо вместе с представителями фонда «Народный самолет Ту-334» мы отправили на имя министра обороны С. Шойгу. Он побывал в Казани, рассматривал условия производства Ту-160 – стратегического бомбардировщика и Ту-22, в том числе и Ту-334. Казани нужны Ту-214 и Ту-334 для того, чтобы производство было в достаточно хорошем состоянии, чтобы поддерживать эксплуатацию стратегической авиационной составляющей России.
Всё зависит от того, где страна будет находиться и как управляться. Есть анекдот: почему мы войну выиграли, а в футболе проигрываем? Тогда тренер был другой…
 
Беседовала Галина ПЛАТОВА
 
Крылья могли бы поднять экономику