Изобретен новый аттракцион (наряду с колесом обозрения): Карусель наблюдателей

Валерий Ширяев

 

Публикация 08.12.2011 жалоб участников предполагаемой выборной «карусели» (многократное незаконное голосование одним человеком за одного кандидата), организатором которой они прямо назвали депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга от Колпино Александра Салаева, стала одной из самых читаемых в прошлом году (335 348 посещений только на сайте «Новой газеты»). 21 декабря Следственный комитет, силами колпинского подразделения, начал доследственную проверку изложенных нами фактов. Мы также продолжили расследование этой истории. Сегодня редакция знакомит вас с результатами. Как и в прошлой публикации, большую часть полученных нами материалов мы публикуем только на нашем сайте.

Расследование велось по двум направлениям. Сотрудники нашей редакции в Санкт-Петербурге побывали во всех местах, так подробно описанных в письмах «карусельщиков», нашли свидетелей и факты, подтверждающие опубликованную информацию. Одновременно мы работали с источниками, участвовавшими в выборах в Северной столице, искали документы, проливающие свет на эту историю. Надо заметить, что усилия редакции в основном были направлены на проверку версий событий, выдвинутых самим Салаевым и молодыми героями нашей громкой публикации.

Активно комментировать ситуацию Александр Салаев и участники его предвыборной кампании начали сразу после 8 декабря. Их версии к сегодняшнему дню претерпели заметную эволюцию. Первоначальная реакция на вопросы по существу – «не в курсе, не видел, не знаю». Одновременно и депутат и предполагаемые карусельщики пообещали подать на «Новую газету» в суд за клевету.

Сообщаем, что на сегодняшний день никто из них этого так и не сделал. Наиболее активные ребята (11 человек из 64) пожаловались в ФСБ на нарушение закона о персональных данных, указав, что газета разгласила, в том числе номера их мобильных, что, конечно, неправда. В том же заявлении они потребовали у сотрудников органов принудить редакцию к опровержению статьи ВЕРНУТЬСЯ В КОНЦЕ ПРО СОВПАДЕНИЕ СПИСКОВ. Мы были немало удивлены – видимо, для молодых людей это конечная инстанция, где решаются все вопросы.

Однако, после начала доследственной проверки, и Салаеву и «карусельщикам» стало очевидно, что их присутствие в ключевых точках описанных ими же маршрутов в день голосования будет неизбежно доказано и требует немедленного объяснения. Но в друзьях согласья нет: прошло более месяца, а наши герои так и не пришли к единой для всех версии, которой бы дружно держались. В устных заявлениях, беседах с корреспондентами «Новой» выдвигались два объяснения: 64 человека являлись либо «участниками опроса на выходе из избирательных участков (экзит-полл», либо – «наблюдателями на выборах».

На этом и сосредоточимся. Многие из участников в показаниях путаются, указывая, что вели опросы еще за двое суток до дня выборов. Кто придет на избирательный участок в пятницу? Кого они могли опрашивать? Нам нужны серьезные исходные данные. Рассказы свидетелей, опрошенных сотрудниками редакции в Петербурге и готовых общаться со следствием, совпадают с картиной, описанной в жалобах «карусельщиков» до мелочей. Не верить им у нас нет оснований.

Получается, что на участки «политтехнологи» выехали только после 11.00. Для того, чтобы вбросить нужное количество бюллетеней, такая задержка не критична. Но любой интервьюер экзит-полла, опоздавший к началу голосования почти на 5 часов, может смело оставаться дома: его подсчеты будут недостоверными и сильно исказят общую статистику.

Мы установили, что политтехнологи Салаева действительно проводили в этот день опросы избирателей на выходе с участков. Нам удалось получить списки участников этих экзит-поллов и их результаты. Подлинные ли это документы, следствие установит легко – участники опросов сделали честную работу и не станут ничего отрицать. Надо только их опросить.

Из имеющихся документов следует, что из 33 участников организованных штабом Салаева опросов только 8 являются предполагаемыми участниками «карусели». То есть, опросы проводили совершенно другие люди!

Читайте также:
Карусель наблюдателей (документы),
«Я участник фольсификации выборов»: Расследование продолжается

 

1.    Атигулов Максим,
2.    Зябкина Марьяна,
3.    Писаренко Мила,
4.    Николюк Дмитрий,
5.    Тюрикова Анастасия,
6.    Киселев Дмитрий,
7.    Хайтбаев Ахмет,
8.    Тишина Ольга – старшая группы,
9.    Гордеева Наталья,
10.

 Михайлов,
11.  Емолтыкова Екатерина,
12.  Жуматий Дмитрий,
13.  Худи Клавдия,
14.  Бородачева Ирина,
15.  Афанасьева Валерия,
16.  Аралин Дмитрий – в списке,
17. Шевелева Наталья,
18. Натокин Артем – страший группы,
19. Пешин Сергей,
20. Бурдина Мария – группа Натокина,
21. Роони Ксения,
22. Ячменев Андрей – группа Веретейникова,
23. Шазкова Анастасия,
24. Линей Александра,
25. Сбоев Игорь – заявлен как организатор «карусели» наряду с Ионовым,
26. Колусов Гагин,
27. Нулицов Бадма,
28. Рублев Данила – группа Натокина,
29. Бумбаев Холгар,
30. Грицай Эмилия,
31. Боголюбова Баира,
32. Иванова Рита,
33. Ионов Андрей – бригадир


А кто же находится в обоих списках? Да это, за исключением троих, те, кто подписал жалобу на «Новую газету» в ФСБ – руководители «карусели» с близкими товарищами. Можно только предположить, что они записали себя в оба списка ради гонорара, либо отвечали, помимо, вбросов бюллетеней, еще и за опросы на выходе. Имея за спиной формальное объяснение присутствия на избирательных участках, они и начали активно защищаться. Но все остальные из 64 участников не имеют, по спискам, предположительно из штаба Салаева, никакого отношения к экзит-поллам.

Версия о том, что мы перепутали «карусельщиков» и наблюдателей от штаба Салаева также не выдерживает никакой проверки. По закону наблюдатель от партии оформляется так: «Назначается наблюдателем  конкретный гражданин на конкретный участок. Ему  выдается  решение партии о назначении, он идет в день голосования на  избирательный участок (или он туда может прийти накануне) со своим паспортом  и решением партии о назначении его наблюдателем. Его должны зарегистрировать  в  избирательной  комиссии,  т.е.  записать в реестр наблюдателей,  который ведется избирательной комиссией».

Установить, были или нет наши герои наблюдателями, для следствия не представляет никакого труда. Но мы на всякий случай получили список из 32 наблюдателей от штаба Салаева на прошедших выборах. Это совершенно другие люди. Поэтому редакция решила его не публиковать, а, при необходимости, предоставить следствию.

В распоряжении редакции есть переписка Игоря Короткого, начальника штаба депутата Салаева, с транспортными организациями. Из нее следует, что господин Короткий не менее, чем за три недели до выборов начал искать автотранспорт (пять микроавтобусов по 18 мест) для перевозки людей. Он сам указывает, прося партнеров о скидках на объем и короткие маршруты, что машины покроют расстояние 31-35 км.

Как явствует из дорожной карты, это ровно длина маршрута, по которому передвигались, согласно их письмам предполагаемые участники колпинской «карусели». Ну, а если, как заявляют некоторые из них сегодня, все они – наблюдатели и участники опросов на участках, зачем же их возить по разным точкам? Таких сотрудников привозят на участок в 7.30 и забирают после закрытия. А это совсем другие расстояния, время и цены.

Все это делает версии участников и Александра Салаева крайне неубедительными. Видимо, и сам депутат это понимает. 19 декабря, за двое суток до начала следственной проверки, он пишет вице-губернатору Санкт-Петербурга Кичеджи: «Уважаемый Василий Николаевич! Прошу Вас, рассмотреть возможность, принять меня сегодня по вопросу проекта концепции стратегии развития города «Невская Перспектива». Для меня крайне важно встретиться с Вами сегодня в любое удобное для Вас время». Почему же проект несуществующей еще концепции (!) так взволновал колпинского депутата накануне Нового года, что он и суток ждать не мог? Может, все объясняет известный факт, что Кичеджи курирует в руководстве Петербурга силовой блок и имеет возможность повлиять на решение следователей?

Мы этого решения ждем. Досадно, что очень значительная часть студентов, участвовавших в «мероприятии» – будущие юристы. Тем не менее, присоединяемся к письменной просьбе депутата Александра Салаева в адрес ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.И Рудского не отчислять Ионова, Сбоева и других студентов, даже если они будут привлечены к уголовной ответственности. И надеемся, что следствие найдет возможность провести по нему 64 человека в качестве свидетелей в обмен на честный рассказ.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/inquests/50553.html

20
826
7