История возникновения ИГИЛ

На модерации Отложенный

С началом 2014 года война в Сирии пошла по неожиданному сценарию. Не на жизнь, а на смерть между собой схлестнулись различные суннитские исламистские группировки. Ещё недавно они плечом к плечу воевали против режима Башара Асада и поддерживающих его шиитов из Ливана и Ирана. Но сейчас взаимное ожесточение между суннитскими радикалами достигло каких-то невероятных размеров. Кажется, они уже просто забыли о свержении ненавистного им президента и увлечённо вырезают друг друга. Причём первыми под раздачу попали иностранные боевики – чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, казахи, узбеки, албанцы, уйгуры и арабы из разных стран. Некоторые из них переселились в Сирию со своими семьями.

Резня началась внезапно. Вот как описывает события один из боевиков с Кавказа: «Солдаты ССА (повстанческой Свободной сирийской армии. – Прим. ред.) начали расстреливать машины моджахедов, подъезжавшие к их постам. Их встречали шквальным огнём. В первый день конфликта большое количество братьев стало шахидами. В тот вечер только на две базы, где я побывал, привезли больше 20 тел. В нашем джамаате было 5 шахидов и более 10 раненых. У братьев казахов 6 шахидов. Также известно, что в плену оказалось около 10 сестёр из числа жён с детьми».

Чтобы не выглядеть голословным, боевик назвал и имена некоторых убитых: Абу Муслим Казах, Абу Вакас Руси, Абу Муаз Руси из Астрахани, Абидин Кумык, Абу Муаз Агулви из Дагестана. По ним нетрудно установить происхождение погибших – все они из стран СНГ и регионов России. Есть и ещё один момент, объединяющий расстрелянных: они были членами крупной суннитской группировки – Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Сейчас за её членами в Сирии началась настоящая охота.

О трениях между суннитскими боевиками говорили давно. Основные претензии сирийские повстанцы предъявляли к пришлым бойцам, входящим именно в ИГИЛ. Эта организация была создана в Ираке в 2006 году. Она отвергает границы национальных государств, населённых мусульманами. Цель – создание собственной правильной страны, живущей по законам шариата. Сначала бойцы ИГИЛ пришли в Сирию из Ирака, чтобы поддержать силы, воюющие против Б. Асада. Постепенно к ним присоединилось много моджахедов из разных стран. Поэтому иногда эту банду называют «иностранным легионом».

Руководит им иракец Абу Бакр аль-Багдади (известен также как Абу Дуа). По некоторым данным,он является бывшим офицером армии Саддама Хусейна. Но так ли это – достоверно неизвестно. Ясно одно – это крайне жестокий и властный человек. Закрепившись в суннитских районах Ирака, он начал экспансию в Сирию, где постепенно «добрым словом и пистолетом» принудил многих боевиков дать ему пожизненную клятву верности. В результате, по оценкам экспертов, ИГИЛ превратился в настоящую армию – до начала боёв отряды этой организации в Сирии насчитывали 7–10 тыс. человек. Из них выходцев из стран СНГ около 2 тысяч, кавказцев – 500–700 человек. Конечно, это весьма примерные цифры.

История возникновения и становления ИГИЛ

ИГИЛ возникла на основе созданной весной 2004 года Абу Мусабом аль-Заркави «Аль-Кайды в Ираке», в которую влились радикальные сунниты – курды и арабы. Осенью того же года Заркави официально объявил, что подчиняется Усаме бин Ладену; вскоре Госдепартамент официально включил эту организацию в список террористических.

«Аль-Кайда в Ираке» применяла традиционную для такого рода формирований тактику действий: взрывы бомб, обстрелы и захват заложников, однако она отличалась от других группировок, противостоявших силам международной коалиции и властям Ирака, невероятной жестокостью. К примеру, казни чаще всего осуществлялись путем отрубания головы.

В июне 2006 года Заркави был убит в результате удара, нанесенного американской авиацией. После этого группировка «сузила» свою программу и идеологию: она стала выступать за построение в Ираке шариатского государства, для чего начала атаковать не только иностранных граждан и иракских шиитов, но также умеренных суннитов. Для группировки это обстоятельство стало причиной серьезных проблем: против нее выступили суннитские вооруженные формирования; два ее новых лидера были убиты в апреле 2010 года.

После этого во главе «Аль-Кайды в Ираке» стал Абу Бакр ль-Багдади.

Террористы продолжили проводить крупномасштабные теракты в Ираке – некоторые из них Багдади организовал, чтобы отомстить за уничтожение Усамы бин Ладена. В октябре 2011 года Госдепартамент США официально предложил награду в размере 10 миллионов долларов за информацию, которая может привести к аресту Багдади. Чуть позже войска США покинули Ирак.

Однако «Аль-Кайда в Ираке» не снизила своей активности. Теракты, организованные ею, в Ираке, привели к гибели тысяч людей, причем объектами нападений стали как правительственные учреждения, так и рядовые жители страны. Багдади наладил связи со спонсорами в богатых странах Персидского залива. Кроме того, он сделал ставку на рэкет, что позволило укрепить финансовую базу группировки.

Деятельность в Сирии

В апреле 2013 года Багдади заявил, что возглавляемая им организация действует в Сирии против режима Башара Асада и меняет название на «Исламское государство Ирака и Леванта». В Сирии первое время ИГИЛ сотрудничала с крупнейшей организацией джихадистов «Аль-Нусра», однако вскоре они не просто начали враждовать друг с другом, но и вступили в открытый конфликт.

 

Именно в это время лидер «большой» «Аль-Кайды» Айман аль-Завахири дезавуировал Багдади: судя по опубликованным заявлениям, причиной раскола стала вражда ИГИЛ с другими джихадистами и заявленная им цель создания халифата – не в глобальном масштабе, но в рамках относительно небольшого региона.

Присягнул аль-Багдади и один из чеченских командиров – рыжебородый Абу Умар Шишани (шишани – «чеченец» по-арабски). Он командует крупным отрядом ИГИЛ примерно в 700–1000 штыков. Из них несколько сотен выходцев с Кавказа. Известно, что колонна Умара Чеченского состоит из большого числа автомобилей.

Поначалу бевики сирийцы мало обращали внимания на пришлых боевиков. Однако постепенно те стали захватывать власть во многих городах и сёлах на севере и востоке страны и устанавливать там свои порядки. Непокорных похищали, жестоко пытали, отрезали головы. В результате противоречия с местными бандами стали просто непримиримыми. Дело дошло до того, что ИГИЛ стал угрожать даже интересам Саудовской Аравии в регионе. Так что неудивительно, что, по некоторым данным, отмашку на начало резни дали именно в Эр-Рияде.

Потеряв многих бойцов после первых боёв, ИГИЛ сумел перегруппироваться и даже начал наступать. Первыми в атаку пошли смертники на заминированных грузовиках. За несколько дней таких «шахидмобилей» с фанатиками взорвано уже больше, чем за всё время боёв против правительственных войск. В Сирию из Ирака прибыл сам главарь аль-Багдади. Его бойцам удалось закрепиться в Ракке (крупный город на востоке страны). Но потери ИГИЛ уже огромны – почти 10%. Рыжий Шишани захватил город Аль-Баб. Появилось несколько сообщений о его гибели, но точных подтверждений этому нет.

Понятно, что чем дольше продолжаются эти столкновения, тем выгоднее Дамаску. Если же сирийские повстанцы быстро разгромят ИГИЛ, то они смогут консолидировать свои отряды и Б. Асаду придётся нелегко. Но, учитывая силу исламистов, которые одновременно умудряются захватывать города и в Ираке, такой сценарий выглядит нереалистичным.

В январе 2014 года директор ЦРУ Пол Бреннан назвал «Исламское государство Ирака и Леванта» угрозой США «и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе». Стоит добавить, что Багдади и его представители с 2012 года периодически выступают с угрозами в адрес США и американцев. Эти угрозы не следует считать пустым сотрясением воздуха, поскольку в 2011 году на территории США были арестованы три иракца, связанные с ИГИЛ.

При подготовке материала были использованы материалы Национального контртеррористического центра США, Госдепартамента США, ФБР и Центра внешней политики и свидетельства очевидцев.