«Я верую в отдельных людей». Пятнадцать старых цитат о новых временах.
1. Когда я думаю о специфике «диалога» нынешнего нашего государства с протестным движением, я постоянно вспоминаю Даниила Хармса, написавшего однажды по совсем, казалось бы, иному поводу:
«Давай сразимся, чародей, ты словом, я — рукой».
2. Когда слышу, что большинство всегда право, потому что оно большинство, я не могу не вспомнить слова, которые очень-очень давно услышал библейский Моисей из первых, так сказать, уст:
«Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды».
3. Когда рассуждают о крепостном праве и о его тяжелом наследии, когда говорят, совершенно справедливо, что та свобода, которую ДАЮТ, а не БЕРУТ, никакой свободой вовсе и не является, а так — чем-то вроде условно-досрочного освобождения, что то, что ДАЮТ, то легко и отнимают, под рукой оказывается Антон Павлович и любимое, страшноватое место из «Каштанки», которая почему-то иногда считается детским чтением:
«Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила она».
4. Чехова я вообще в наши дни вспоминаю все чаще и чаще, потому что, наблюдая набирающую обороты общественную патологию, невозможно не обратиться за консультацией к одному из лучших отечественных диагностов. Да вот хоть из «Крыжовника»:
«Перемена жизни к лучшему… развивает в русском человеке самомнение, самое наглое. Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».
5. И тоже Чехов. Повесть «Степь»:
«Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!» — запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость».
Ну да, патриотизм, а как же.
6. Про патриотизм есть и у Льва Толстого:
«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм».
7. И совсем поразительное у Щедрина, настолько уже сегодняшнее, что прямо вздрагиваешь:
«На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались».
8. Когда все больше и больше становится очевидной криминальная природа российской власти, отравляющая своей специфической моралью разные слои общества, в том числе и так называемую интеллигенцию, то ведь сказано давно уже и об этом. У Варлама Шаламова, например, знавшего об этом, прямо скажем, не понаслышке:
«Сотни тысяч людей, побывавших в заключении, растлены воровской идеологией и перестали быть людьми. Нечто блатное навсегда поселилось в их душах, воры, их мораль навсегда оставили в душе любого неизгладимый след. Груб и жесток начальник, лжив воспитатель, бессовестен врач, но все это пустяки по сравнению с растлевающей силой блатного мира. Те все-таки люди, и нет-нет да и проглянет в них человеческое. Блатные же — не люди /…/ Интеллигент превращается в труса, и собственный мозг подсказывает ему оправдание своих поступков. Он может уговорить сам себя на что угодно, присоединиться к любой из сторон в споре».
9. Когда я ощущаю отчетливо болезненную взвинченность верноподданнических интонаций, вошедших в определенной среде в своеобразную моду, сразу же из памяти выскакивает вот это:
«Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определении полной психической отупелости и врожденного кретинизма представшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Йозефа, кретинизм которого явствует из заявления «да здравствует император Франц-Иосиф Первый», какового вполне достаточно, чтобы определить психическое состояние Йозефа Швейка как явного идиота».
10. Когда я слышу разговоры о том, как зловредный Запад только и думает, как бы половчее извести Великую Россию, то тут же вспоминается из «Мертвых душ»:
«Знаю, знаю тебя, голубчик; если хочешь, всю историю твою расскажу: учился ты у немца, который кормил вас всех вместе, бил ремнем по спине за неаккуратность и не выпускал на улицу повесничать, и был ты чудо, а не сапожник, и не нахвалился тобою немец, говоря с женой или с камрадом. А как кончилось твое ученье: «А вот теперь я заведусь своим домком, — сказал ты, — да не так, как немец, что из копейки тянется, а вдруг разбогатею». И вот, давши барину порядочный оброк, завел ты лавчонку, набрав заказов кучу, и пошел работать. Достал где-то втридешева гнилушки кожи и выиграл, точно, вдвое на всяком сапоге, да через недели две перелопались твои сапоги, и выбранили тебя подлейшим образом. И вот лавчонка твоя запустела, и ты пошел попивать да валяться по улицам, приговаривая: «Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают».
11. Когда я думаю об особенностях отношения местного общества к местной власти, я вспоминаю умного русского писателя Пришвина, написавшего в своем дневнике:
«Раздумывая о нынешнем циничном отношении народа к вождям, я прихожу к мысли, что это деревенская этика перекинулась в государственную, в русском деревенском народе на всякое свое близкое начальство смотрят как на необходимое зло, и в начальники идет последний человек».
12. Когда душевную лень и интеллектуальную трусость маскируют соображениями типа «Сколько же можно об ЭТОМ. Это же никому не интересно», — то тут же вспоминается диалог из гоголевского «Театрального разъезда»:
«Первый: Нет; да это не предмет для комедии, мой милый! Это уже некоторым образом касается правительства. Как будто нет других предметов, о чем можно писать?
Второй: Какие же другие предметы?
Первый: Ну, да мало ли есть всяких смешных светских случаев? Ну, положим, например, я отправился на гулянье на Аптекарский остров, а кучер меня вдруг завез там на Выборгскую или к Смольному монастырю. Мало ли есть всяких смешных сцеплений?»
И правда, мало ли всякого интересного в жизни.
13. Когда я наблюдаю иррациональную, но энергичную агрессию, с какой архаическое общество отбивается от современного искусства, то повторяю про себя и безусловно разделяю слова великого и мудрого композитора Джона Кейджа:
«Не понимаю, почему люди боятся новых идей. Меня пугают старые».
А по поводу крайне неуместных в данном случае, но тем не менее нескончаемых разговоров на тему «да какое же это искусство?» я бы процитировал Борхеса, заметившего однажды, что «литературные вкусы Бога никому не известны».
14. Когда говорится о том, что «ничего изменить нельзя, потому что нас очень мало и мы разрозненны», я вспоминаю опять же Чехова, сказавшего вот что:
«Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало».
И я в это верю, представьте себе.
15. А когда я сам себе пытаюсь объяснить причины своего мало чем мотивированного оптимизма, я повторяю важные слова Хармса, с которого и начал:
«Жизнь побеждает смерть неизвестным науке способом».
Плачет кошка в коридоре_
У неё большое горе:
Злые люди доброй киске
Не дают украсть сосиски.
Это я когда про оппов думаю
Генрих Гейне.
Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Никогда не понимал, и вряд ли пойму, почему у некоторых любовь к Родине выражается исключительно в нелюбви ко всем остальным странам и континентам....
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Они необучаемы, т.к. думают, что они самые умные, а значит им учиться у дураков не надо.
Их легко развести как лохов, т.к. они думают, что они самые умные, а значит их никто развести не сможет.)))))))))))))))
Беру в закладки как изумительной красоты бриллиант.
Спасибо.
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ну да, патриотизм, а как же.
===========
Я бы дополнил:
Иногда «большинство» означает только то, что все дураки и идиоты на одной стороне.
(цитата из интернета)
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками). Ф. Достоевский
Недоверие ко всему новому, конечно, понятно, но - с другой стороны - это симптом того, что человек не чувствует себя в безопасности, ибо чем больше уровень безопасности в обществе каждого его члена, тем спокойнее человек будет относиться к т.наз. чужакам и "чужому".
Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Подавляющее большинство всё это сейчас не смотрит. Одним стало не до того, другим и не было. Типа – нам бы ваши заботы. И вот здесь я с Вами согласен, выступает осознанно или подкоркой вопрос безопасности. Но такова наша Rusha сейчас
И ведь знаем в чём всё дело,
Кто виной.
Что-то надо с жизнью делать!..
.................
...Из жизни - несколько дней назад - подъехал к концу рабочего дня по делам к одной самолетостроительной гос. конторе; стою, курю, наблюдаю - народ выходит и расходится по домам - моложе 60-и лет - почти никого не было; чтоб пересчитать "молодежь" мне хватило пальцев одной руки, а стоял я там ооочень долго.
И во многих, как Вы выразились, КБ - ситуация не лучше, увы.
Не потому, что молодежь плохая, а потому, что зарплата молодого специалиста ниже плинтуса.
А про западную молодежь Вы вообще не в курсе, судя по вашим комментам.
Да, сравните с Москвой, где за аренду квартиры вы выложите мин. 15.000руб, и будет это в глубоком Подмосковье. И дальше можно уже не считать.
Молодые спецы - разные - не все имеют возможность (или желание) жить с родителями.
Ну, это только наша традиция - до старости с родителями обитать )))
Да и сравнивать надо равные по значимости показатели.
А то, что Ваш знакомый снимает такую квартиру, совсем не означает, что и другие смогут найти квартиру за такие деньги в Мюнхене.
Комментарий удален модератором
Равные показатели - если берете аренду там, надо брать аренду здесь, а не учитывать родительскую квартиру.
Насчет продуктов категорически не согласен - некоторые вещи там на порядок качественнее - молочные продукты - натуральнее и лучше, чем у нас, хлеб - отличный, пиво немецкое с нашим рядом не стояло)))))) и т.д.
P.S. Вашей знакомой повезло. А, например, молодой врач-терапевт получает менее 20.000 руб.
А наши врачи-терапевты добирают еще с благодарных больных. И немало добирают.
Ну да ладно.
По вашему комменту я понял, что просто не понимаю своего счастья - в какой замечательной стране живу.
Отныне своим глазам больше не верю - верю вашим и первому каналу, и, естественно, нашему рулевому)))))
Знаете, как говорил один герой в фильме "Жизнь прекрасна": " ... не важно, что ты в концлагере и тебя завтра расстреляют - главное - представить себе... представь себе, что все хорошо, и ты увидишь вокруг совсем другой мир..."
Типа, взяли Болгарию и Германию - и среднее вычислили))
К сожалению для Вас, вы сильно ошибаетесь - и насчет меня, и насчет зарплат в Европе, и насчет трат в Европе, и насчет трудности покупки квартиры и машины в Европе, и вообще - насчет жизни в Европе.
Но - блаженны верующие, Тамара...)))
И почему ваши штатовские суммы - в Евро? А не в долларах? Чтоб мне считать удобнее было?)))))))
ОРЗ от Смагоринского:
Чтобы быть здоровым надо:
1. Хотеть быть здоровым.
2. Помнить, что в организме есть всё,
чтобы быть здоровым.
3. Считать, что быть не здоровым –
унизительно. ( но! только по отношению к себе)
4. Внимательно прислушиваться к тому,
о чём говорит тело на языке боли и удовольствия.
5. Знать, что от смерти лекарства нет.
И тогда сказать себе:
Я буду жить вечно! Пока не умру.
И жить! Это так здорово!
«…Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей… Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России.
Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней… Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты…».
Правда, последнее время больше тянет на перечитывание разных работ по психиатрии...))))
Первый раз в жизни вижу невролога-экстрасенса)))))
Овца и волк по-разному понимают слово «свобода». В этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.
А. Линкольн
— Какую?
— Что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснешься. В темнице для разума.
"Матрица" (The Matrix)