Если над верой нельзя издеваться, то можно ли ее использовать?

4 февраля 1990 года. Москва...

РИА Новости
...19 января 2015 года. Грозный. Вот какой путь проделали мы за эти 20 лет
EPA

Новость, быстро ушедшая с первых полос: в понедельник в Грозном состоялся митинг в защиту исламских ценностей. Главный девиз: «Я люблю Пророка». На этот митинг приехали верующие не только из соседних республик, но и из довольно удаленных от Чечни Татарстана и Башкирии, Москвы, в конце концов. По официальным данным чеченского МВД, на мероприятие собралось более миллиона человек. Обратите особое внимание на этот факт. Перед нами отнюдь не заурядное событие.

Вы знаете, когда в последний раз в России собирался митинг, по численности участников хотя бы сопоставимый с грозненским? Я напомню. Это было в Москве 4 февраля 1990 года. На Манежную площадь и прилегающие к ней улицы тогда вышло порядка полумиллиона человек. Главное требование было: отмена 6-й статьи Конституции Советского Союза, закрепляющей руководящую роль КПСС. Эти 500 тысяч человек вышли за перемены, они хотели жить в другой, свободной стране и открыто заявляли об этом.

Теперь миллион человек вышли на улицы Грозного с признаниями любви к пророку, с осуждением французских карикатуристов. Наверное, эти люди тоже вышли за перемены и они тоже хотят жить совсем в другой стране.

Вот какой путь наша страна проделала за эти 25 лет.

Лично мне кажется, что российские мусульмане, вышедшие на грозненский митинг, были обижены не столько парижанами, которые осудили убийц. Да и не журналистами Charlie Hebdo — ведь кто, в конечном счете, видел их карикатуры до всех этих событий?

Но мне ясен мотив, который заставил миллион человек бросить дела и поехать в Грозный на этот митинг. (В том, что этот миллион — добровольный, лично у меня нет никаких сомнений; можно выгнать на площадь 15 000 учителей, но не миллион верующих с разных концов России). Мотив этот заключается в том, что российские мусульмане реально чувствуют себя ущемленными, а свои права попранными. Вопрос — кем? «События во Франции дали основания для консолидации сотен тысяч российских мусульман!» — такого рода восторженных заключений за последние дни в интернете появилось множество.

И вот тут у меня возникает главный вопрос к верующим.

Многие, очень многие из тех, кто в эти дни митингует, все последние годы подвергались гонениям именно по религиозному признаку и именно в своих республиках. Не во Франции.

Эти списки молящихся в полиции и ФСБ, страшные истории про кресты, выжженные на затылках… Десятки, если не сотни матерей плакали про судьбы своих сыновей-дочерей: «Что если она хиджаб надела, она сразу террористка уже?..» «Он бороду отпустил — я уже жду, когда придут за ним!» Что греха таить: слишком истовая вера была — да и остается! — для многих мусульман рискованным делом.

Выходит, насилие над единоверцами — недостаточное основание для сплочения уммы? Разве поломанные жизни этих людей не оскорбляют чувств верующих, да и остальных граждан?

Я говорю не только про Кавказ — я знаю достаточно примеров и в других регионах, когда мусульман преследовали, пытали. Часто — вообще без какой-либо доказанной вины. Часто — именно за то, что тот ислам, который они исповедовали, казался неприемлемым и опасным.

Теперь в кавказском регионе мы наблюдаем попытку спровоцировать рождение исламского духовного лидера мирового масштаба. Но если всякий благоразумный человек понимает, что нельзя шутить над такими чувствительными моментами, как вера людей, — то разве можно приспосабливать веру людей к политическим целям?

И не оскорбляет ли это, опять же, их религиозных чувств?

Источник: http://novayagazeta.livejournal.com/2723209.html

2
474
1