До войны осталось четыре года

На модерации Отложенный

Вроде бы сугубо мирное учреждение – представительство Европейской комиссии в Литве, что колышет на бульваре Аспазияс сине–звездными флагами, нанесло в эту среду массированный удар в модном нынче жанре гибридной войны. Давали фильму «Война 2020» Мартина Старкуса и Ионаса Банюса (Литва).

Враг хитёр, и он невидим

Зальчик был заполнен преимущественно студиозусами гуманитарных наук, хотя пришли и дипломаты – правда, не первого уровня. Русских зрителей можно было пересчитать на пальцах одной руки.

Глава представительства ЕК Инна Штейнбук отметила, что хотя в аудитории нет униформы, «мы находимся в состоянии войны».

– Агрессор невидим, но он всюду – включаем ли мы телевизор, гуглим ли интернет, общаемся в социальных сетях. Мы даже не осознаем, как он влияет на умонастроение, мышление. Может быть, нам не стоит только защищаться, но надо быть агрессивнее? Мы в Еврокомиссии не занимаемся пропагандой, а предоставляем информацию, основанную на фактах…

Ричардас Дегутис, посол Литвы в Латвии, рассказал, как он рад представить творение документалистов в Риге, «столице коммуникаций НАТО». Затем перешел на Россию – как в ней работает оплачиваемая государством государственная машина. Даже в Литве треть населения регулярно потребляет русские СМИ – что вдвое превышает долю нелитовской национальности.

– Слабость нашего общества в том, что оно не осознает перехода от пропаганды к гибридной войне, – посетовал Его Превосходительство.

Торжество фотошопа

Литовский фильм быстро взял быка за рога. И тут же начал кошмарить полноценным конфликтом России с Западом. Последний, правда, был представлен не Стокгольмом и Лиссабоном, а Вильнюсом, Ригой и Таллином. Под угрожающую музыку ехали российские бронированные машины, летели самолеты и взмывали ракеты.

Потом возникли два «эксперта» – Хороший и Плохой парни. Первого воплощал Александр Сытин, сугубо подтверждавший, что – да, РФ готовится к оккупации свободолюбивой Балтии: «Мы стоим на пороге этого процесса, затем формируется общественное мнение и запускаются разные сценарии – вроде Крыма и Донецка». Второй спарринг–персонаж был Ростислав Ищенко, автор концепции «превентивного удара по Прибалтике».

Вашему автору довелось знать обоих господ, причем достаточно лично и подробно. Александр Николаевич, действительно, несколько лет назад служил в Российском институте стратегических исследований, выросшем из аналитического центра КГБ. Но когда его в РИСИ зашкурили, то стал резким западником, дал интервью Latvijas AvIze – а сейчас стал… военным экспертом! Хорошо, что не балетным критиком. Хотя деньги не пахнут, и в личном общении с г–ном Сытиным довелось услышать от него столь нестандартные варианты их зарабатывания, что они шли сугубо вразрез с Уголовным кодексом РФ, не говоря уже о кодексе налоговом. Творческая личность, что и сказать.

Что же до Ростислава Владимировича, то его работа обозревателя в агентстве «Россия Сегодня», разумеется, уважаемая – но не предполагает составления целеполагающих документов для Вооруженных Сил РФ. Ну а мрачное мировосприятие сгодится для кучи – в каждом супе должна быть щепотка перца. Жириновский вон уже четверть века сапоги в Индийском океане моет. Не одним, однако, Ищенко, полнятся российские СМИ.

Дальнейшим положительным персонажем выступил покойный Борис Немцов, который хотя и не может более вещать, самим фактом своей гибели подтвердил верность довода о готовящемся нападении Руси. Дочь покойного сокрушалась о пагубности агитации, в частности, в казусе Донбасса. «Люди зазомбированные, ехали туда действительно добровольцами, и их убивали», – жалуется Жанна Борисовна. Потом появилась уже «плохая девочка» – американка, работающая на Russia Today.

Затем пошли Путин с биноклем, взирающим на Запад из башни движущегося на Запад танка с развевающимся триколором. Показали стоящих в пикете около посольства Эстонии на ул.

Сколас Аллу Густавовну Березовскую и Виктора Ивановича Гущина – видимо, ключевых фигур гибридной войны Кремля.

Бывшие чекисты не понимают своего счастья

Московский оппозиционер из «Солидарности» Михаил Маглов, в свою очередь, укрылся от кровавой гэбни в Литве, и его поражает, как русские подвержены влиянию московских СМИ. А. Сытин не со всем согласен:

– Многие русские счастливы жить в европейских странах. Бывшие оккупационные военные, сотрудники госбезопасности, функционеры осознают себя частью «Русского мира», частью русского информационного пространства.

А вот русские пареньки – из группы «Биплан» – не просто прекрасно говорят, но и поют по–литовски. В их клипе вокруг вокалиста летает белый голубь, а не какой–нибудь двуглавый орел. Певец в жанре легкого попа Олег Алексеев волнуется, что юноши и девушки, посещающие российские молодежные лагеря и даже курсы пейнтбола в своей Литве, вырастут в сепаратистов. Тогда они точно не купят билет на концерт позитивного ансамбля.

 Тролль, которая сбежала с фабрики

Продолжив карманный пинг–понг «хороший–плохой», авторы картины показали очередное исчадие ада – Альгирдаса Палецкаса. Бывший дипломат и депутат появился, правда, буквально на несколько секунд – но этого хватило для того, чтобы назвать его «самозваным антифашистом». Затем пошли кадры беспорядков в Вильнюсе 16 января 2009 года (по типу рижских, с погромом сейма), а ботан в клетчатой рубашечке по фамилии Маглов объявил, что 99% информации о странах Балтии – фейк. Потом показали еще один фотомонтаж с Владимиром Владимировичем, с непростым лицом, распростершим руки над столами телеведущих. Князь тьмы, да и только.

Но далеко не все согласны с Верховным главнокомандующим РФ:

– Россия против Путина! Не забудем, не простим! – скандировали участники манифестации в Москве после убийства Немцова. А Люда Савчук, бывшая сотрудница «фабрики троллей» в Санкт–Петербурге, засоряющих интернет безумными постами, сообщила, что ей было дано задание облить покойного грязью и приписать его смерть украинцам.

Ричардас Савукинас – литовский интернет–волонтер, отважный боец с троллями. На его темно–синей футболке надпись – WAR (по–русски читается как ВОР). Он поведал, что хитрые русские специально создают программы, которые при наборе в поисковой строке интернет–браузера фамилии Ландсбергис автоматически выкидывают – «продал Литву». Но летучий отряд литовских сетевых параноиков моментально вычисляет и разоблачает кремлегеббельсов.

Особенности русского ДНК

Под занавес тоже была красивая графика – на белое (и, следует полагать, пушистое) пространство свободолюбивой Балтии наползает кроваво–красное с Востока: RUSSIAN PROPAGANDA. Со стороны РФ на три республики падают, оставляя черные траектории, информационные боеголовки – и в местах их приземления возникают пожары…

Валдас Ракутис, военный историк, объясняет все это просто: захват чужих территорий просто неотъемлемая часть менталитета русских:

– Агрессия – это основа их национального ДНК. Россия всегда хотела доказать, что эта территория (Литва. – прим.) принадлежала Империи. Мы уже сражаемся за нашу свободу, это происходит здесь и сейчас.

…Ну и сражайтесь, воля ваша. Хотите палить деньги на неубедительную пропаганду – вперед! Стоит отметить, что заказчиком выступили Вооруженные силы Литвы и натовский STRATCOM. Винета Меконе, сотрудница Центра стратегических коммуникаций, также была на премьере. Техническое исполнение взял канал TV3, принадлежащий шведскому медиаконцерну Modern Times Group (это который закрыл в Латвии русский телеканал TV3, оставив без работы пару десятков человек).

Думается, шведы помогли не зря – после такой рекламы только идиот будет инвестировать в регион,  где не сегодня завтра начнется война. Вот так вот, опустили соседушек. А русским от таких поделок – ни холодно ни жарко.