Диктатура и либеральность

На модерации Отложенный

   Эх… Ну почему так в жизни устроено, что когда что-то нужно, его нет, но есть нечто другое. Потом вдруг появляется первое, но пропадает второе. Сволочизм это натуральный! Ну неужели кому-то там «наверху» непонятно, что нужно и первое, и второе! Очень хорошо подобную ситуацию описал Валентин Петрович Катаев в своей сказке «Дудочка и кувшинчик». Там тоже мерзкий старичок-лесовичок над девочкой издевался. Дудочку даст, но кувшинчик отберёт, а потом наоборот, вернёт кувшинчик, сволочь такая, но дудочку отнимет. Так и не смогла бедная девочка легко и быстро набрать ягодок. Впрочем, сама виновата! Надо было просто надавать дедуле по ушам, благо он маленький, и отобрать дудочку без всяких обменов. Получила бы она полезный артефакт, чем существенно укрепила бы своё материальное положение и подняла свой же социальный статус на приличную высоту.

   Точно также и бедное человечество шарахается из диктатуры в либеральность и обратно, мечтая жить хорошо и красиво. То имеет силу, чтобы достичь Цели, но не имеет её саму, то появляется сразу куча целей на любой вкус, но пропадают силы. А всё почему? Просто мы слепые, Путь видеть не можем. Поднимаем головы, ощущаем, что счастье где-то там, в вышине, при этом карабкаемся по склону горы наощупь, не зная маршрута, не видя препятствий, не понимая логику Пути. Надеюсь понятно, что почём в этой аналогии? Нет? Тогда читайте дальше.

   Вот стоит огромная толпа слепцов на склоне горы. Собирают корм под ногами, ссорятся за лучшие куски и места. Но тут оказывается, что всё вокруг собрано и съедено. Надо куда-то двигаться, искать новые пастбища. Все вертят головами, поднимают слепые лица вверх, чувствуют тепло Солнца и понимают, что надо идти туда. Вдруг появляется среди них харизматичная личность, которая что-то понимает, просчитывает маршрут, убеждает критическую массу в своей правоте и ведёт за собой прямым путём. Все остальные радуются и дружным стадом топают за лидером, бездумно пережёвывая жвачку и матеря слишком ретивых погонщиков. Понятно, что во время движения думать и фантазировать некогда. Более того, излишне говорливых затыкают или проводники, действующие по воле лидера, или сами окружающие. Всё будет хорошо до тех пор, пока придуманный, умозрительный вектор цели совпадает с реальным Путём. Но постепенно разница между ними нарастает, и, в конце концов, становится ясно, что впереди уже не цель, а обрыв. По другому варианту облома передовые части ощущают, что дошли до изобильных мест, а лидер прёт и прёт без остановки. «Да сколько можно напрягаться!» – сначала тихонько, а потом уже в полный голос возмущаются бывшие предводители, – «Вот же благословенное место, живи и радуйся!». Если лидер не унимается, и пытается убедить продолжать движение, то либо его сбрасывают в пропасть, либо он летит туда сам. Уставшие люди останавливаются, постепенно к ним подтягиваются отстающие. И вновь из растянутой, но движущейся колонны образуется аморфная толпа слепцов. С радостным визгом кидаются они на окружающее богатство, предаваясь еде и долгожданному отдыху. Вслед за сытостью тела пробуждаются  потребности души. Сначала проявляются те люди, у кого за время движения вызрели разнообразные творческие идеи. Наконец они могут реализовать себя в полной мере, и в мире появляются прекрасные книги, картины, музыка. Изголодавшая по искусству толпа жадно внимает менестрелям, от щедрот осыпая их вкусностями. Но вкусы толпы непритязательны, а расплачивается она за развлечения более чем щедро. Грех не воспользоваться такой возможностью, и потому появляется и расцветает индустрия развлечений. Поскольку высокое искусство товар редкий и нестабильный, то приходится дельцам изобретать конвейер шоу-бизнеса, благо, «пипл хавает». В массе безвкусия те самые редкие шедевры безнадёжно теряются. Эх, думают творцы, вот раньше нас слышали, но не разрешали, а сейчас разрешают, но никто не слышит…

   Жиреют телеса, дрябнут крепкие прежде мышцы. Приедаются развлечения, и всё чаще в глубине души начинает звенеть колокольчик, зовущий в дорогу. А тут как по заказу выясняется, что изобильная полянка вытоптана и самое вкусное съедено. Вновь начинает нарастать борьба за ресурсы, вновь появляются голодные и обиженные, вновь пробуждается недовольство жизнью как в «низах», так и в «верхах».

   Надо сказать, что ещё задолго до проблем некоторые особо умные товарищи пытались привлечь внимание к грядущим проблемам. Они доказывали, что ресурсы не вечны, что нужно идти вперёд, что не для того мы живём, чтобы жрать и развлекаться. Но кто их бы слушал, когда жизнь прекрасна? Разве что горстка таких же придурков. Но вот те самые предсказанные проблемы из мифических становятся явными. А жизнь-то уже налажена! Поделены и заняты все ниши у кормушек, устоялись механизмы общежития. Всё громче начинает звонить колокольчик, зовущий в дорогу. И народ, уставший от отдыха и раздолбайства вольной жизни, пресытившийся дешёвыми развлечениями и расплодившейся мерзостью, начинает смутно беспокоиться. По закону свободословия, выполняя заказ толпы, появляются многочисленные кликуши и «спасители». Рецептов спасения, тех самых «дорожных карт» становится всё больше и больше.

Да и в самом деле, всем же понятно, куда идти! Вон, сами оторвитесь от корыта, поднимите слепое лицо и почувствуете верное направление. Да вон же, вон! Неужели не чувствуете тепла, ласкающего нас откуда-то оттуда, сверху?!

   И поднимаются лица, озаряются солнцем и жадно впитывают живительное тепло. И тянется душа к этому Свету. И уже сытая жизнь совсем не радует. Вперёд! Вверх! Но… Среди сонма крикунов, предлагающих свои «карты» необычайно трудно угадать ту, самую верную, которая не только позволит найти новые тучные пастбища, но и покажет перспективу, проявит Великую Цель.

   Если ещё не догадались, то вот именно в этот период мы все и живём. Ресурсы у нас хотя и есть пока, но невооружённым взглядом видно их оскудение. Тот самый, прежде еле слышный в душе звон колокольчика, всё настойчивей зовёт в дорогу. От «спасителей» нет никакого спасу, куда ни ткнись, всюду «единственно верные пути». Толпа беспокоится, слушает то того, то другого, но продолжает жевать и по привычке краем глаза косится на надоевших фигляров, топчась на месте. Элиты, раньше других понявшие ситуацию, пытаются взять её под контроль, но тут они сильно ошибаются, поскольку сами стали рабами своей системы. Им остаётся только попытаться сократить толпу, «оптимизировать население» под оставшуюся кормовую базу. Да, они могут колыхать массу туда-сюда, могут зарабатывать себе политические очки, пользуясь нарастающими тенденциями, могут устраивать искусственные проблемы, чтобы быдло сильно не задумывалось о проблемах настоящих. Они поощряют некоторых крикунов, если их «карта» заведомо не верна. Дескать, пусть самые ретивые отправляются в пропасть и не баламутят народ. Они топят правильные маршруты, вернее, те сами тонут в терабайтах интернета.  Но это будет продолжаться только до поры, до времени. Сейчас появилась, вроде бы, надежда, что элиты поумнели и постараются построить толпу и начать движение организованно, без доведения ситуации до катастрофы. Посмотрим, вдруг и правда получится? Но пока их попытки откровенно слабы и неуклюжи.

   Есть у человечества, видимо, скрытый механизм, своего рода инстинкт, который вступает в дело тогда, когда стадо слепцов приближается к погибели. Как слепой земляной червь инстинктивно находит дорогу, так и почти не отличающееся от него по своему совокупному интеллекту человечество в точках бифуркации выбирает верное направление.

   Повинуясь неумолимой логике процессов, действующая система рушится. Вместе с ней гибнут все её атрибуты и налаженные связи. Но эта катастрофа проявляет то, что скрыто развивалось в период благополучия. Будьте уверены, что нужная, правильная «дорожная карта» уже существует. Может, конечно, она ещё не доработана, не отшлифована, но она точно есть. Пока её никто не воспринимает таковой, среди сотен тысяч гораздо более ярких проектов и мыслей. Почему? Просто потому, что она принципиально новая, незнакомая, непонятная. Конкурентам, опирающимся на широко известные факты, гораздо легче завоевать благорасположение народа. Но в час Х, когда опадёт пена и развеется шелуха, она засияет всеми гранями драгоценного бриллианта. По волшебству? Да нет. Просто, перефразируя товарища Ленина, Учение всесильно тогда, когда оно верно. И тогда даже самый слепой из слепцов почувствует её притягательную силу. Народ, уже потерявший надежду, с радостью пойдёт за новой Путеводной Звездой. Не важно, кто будет её носителем, кто приобретёт власть. Важно, что у цивилизации снова появится Цель и откроется Путь. Вернее, очередной отрезок Пути.

   Вновь всколыхнётся застоявшаяся масса народа. Сбросит с себя одурманивающие путы обанкротившейся либеральности и медленно, со скрипом пойдёт вперёд и вверх. По склону горы. К Солнцу. К Цели. Вновь неизбежно возникнет Система, заточенная под решение задачи движения. Вновь обрастёт она элитой. Вновь инакомыслие будет преследоваться по закону. И вновь среди уже единой движущейся массы под властью диктатора начнут вызревать семена будущей либеральности.

   Пришла пора вернуться к «дудочке и кувшинчику», да вспомнить волшебные слова папы глупой девочки: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». Мораль-то простая, хотя и сложная: во-первых, надо работать, а не надеяться на разных подлых сверхъестественных «помощников», только так можно получить реальный результат. И, во-вторых, все происходящие процессы подчиняются строгой логике. По ней, этой логике, диктатура и либеральность поочерёдно развиваются, одновременно взращивая в себе причины своей гибели, ростки своего антипода, и гибнут, рывками продвигая человечество к Цели. Напряжение-расслабление. Напряжение-расслабление.

   «И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала».

 

   …И правильно сделала, потому как нефиг потакать всяким лесовичкам в их провокациях…

 

Владимир Зулкарнеев. Февраль 2013 г.