Деградация духовной сферы деятельности

Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем,

имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе на основе

каких-либо ценностных моментов и ради них.

Николай Лосский, 

«Ценность и бытие»

Духовная сфера деятельности - это деятельность людей направленная на осмысление и распространение в обществе духовных ценностей. Довольно много людей, услышав слова “духовные ценности” скептически ухмыляются, однако делают они это совершенно зря. Ценности существуют и именно они лежат в фундаменте любого общества. Более подробно о том, что такое ценности будет расписано ниже, а также будут выделены причины, исходя из которых можно утверждать о деградации духовной сферы.

Сначала, уже традиционно, можно сказать о заморочках, которые отмечаются при понимании этой сферы деятельности. Так, к ее институтам обычно причисляют науку, хотя делать этого совершенно не нужно. Наука, в первую очередь, занимается объяснением окружающего мира, а не производством и распространением духовных ценностей. Науку имеет смысл выделить в отдельную сферу деятельности общества.

Что такое ценности?

Ценности - некие внутренние предпочтения, которые влияют на поведение человека. Ценности неразрывно взаимосвязаны с мотивами и существуют в комплексе. Именно мотивы и ценности оказывают первичное влияние на действия человека и рассмотрение любых человеческих действий нужно начинать с рассмотрения мотивов и ценностей. Возможно, в будущем, науки изучающие человека и общество продвинутся дальше, установят и дадут названия новым опорным конструкциям от которых берет начало человеческая деятельность, однако на сегодняшний момент мотивы и ценности являются единственным общепризнанным фундаментом, отталкиваясь от которого ведется изучение поведения человека и жизнедеятельности общества. 

Как появляются ценности?

Изначально у человека появляются определенные абстрактные представления о модели личностного поведения. Эти представления еще не являются ценностями, как думают некоторые психологи и социологи. Для того, чтобы эти представления превратились в ценность, необходима их проверка в условиях реальной жизни. И лишь тогда, когда эта проверка произошла, когда человек на собственном опыте убедился в правильности выбранной модели поведения, после того, как он получил от психики положительное подкрепление выбранной модели поведения, только потом из этих абстрактных представлений формируется ценность которая становится частью мировоззрения. Мировоззрение человека с приходом новой ценности расширяется, вокруг ценности кипит интенсивная деятельность - происходит ее осмысление. Устанавливаются новые связи с уже известными ценностями и мотивами, образуются новые смыслы, возникают новые цели. Идет процесс внутреннего развития. 

Почему ценность “ценна”?

Потому, что с самого начала, начиная с того момента, как человек поселил в сознании некие представления о своем поведении в той или иной ситуации и до того момента, когда он увидел в реальности результат и получил от психики “вознаграждение” - весь этот путь пройден им самостоятельно. Человек самостоятельно акцентировал внимание на чьем-то поведении в кино, книге или при общении с друзьями. Самостоятельно долгое время размышлял и примерял на себя, то, как он будет действовать в похожем случае. Самостоятельно в нужной ситуации все-таки решился и сделал выбор в пользу обдумываемой ранее модели поведения. Все с самого начала пройдено и достигнуто самостоятельно, исключительно путем своего собственного труда и усилий.

Все, что сказано выше о ценностях, относится лишь к осознанной постановке личных устремлений, ценности становятся “ценными” лишь в результате осознанного поведения. Лишь проходя самостоятельно этот непростой путь и на личном опыте убеждаясь в реальности ценностей человек, в конце концов, делает свою жизнь осмысленной - он увязывает в одно целое свои ценности и мотивы, он знает чего хочет, что ему нужно и к какому результату приведут его действия. Большая же часть людей в современном обществе довольно далеки от этого, и вообще, по уровню своего внутреннего развития не вышли из детского возраста - они инфантильны и эгоцентричны, а число осознанных и осмысленных ценностей у них можно пересчитать по пальцам. Все остальное, чем руководствуются в своих действиях современные люди нельзя называть ценностями. Основой мировоззрения человека в современном обществе является потакание эмоциональным импульсам и желаниям, стремление к эмоциональному комфорту. Мотивы весомого числа действий совершаемых людьми непонятны даже им самим, не говоря уже о том, чтобы обрисовать эти мотивы словами. Заглянуть внутрь себя, исследовать себя, выявлять и устранять свои недостатки, совершенствоваться в положительных качествах - для большинства людей все это очень далеко от протоптанных тропинок, которыми ежедневно ходят их мысли. При этом смутные и неясные ощущения неправильности происходящего периодически у людей все же возникают, однако разобраться и внести ясность в эти смутные ощущения у людей не хватает желания и настойчивости. Все уныло в этом направлении, большинство людей откладывает все решения на потом, многие даже не знают о наличии собственного внутреннего мира, а отдельные деградирующие открыто отказываются исправлять свои недостатки, находя опору в неправильно понимаемых высказываниях, типа: “Я такой/такая как есть. Ломай Принимайте меня полностью”. Собственно, именно в условиях, когда отсутствует духовное развитие только и могло сформироваться общество потребления. Люди потому стремятся к приобретению новых вещей, что их внутренний мир не приносит им радости. Потому что отсутствуют внутренние достижения и открытия, потому что отсутствует внутренний поиск. Покупка новых вещей на короткое время спасает ситуацию, однако чувство новизны от обладания вещью постепенно притупляется и человек устремляется за новым фетишем...

С чьей-то легкой руки в социологии, психологии, да и вообще в повсеместном употреблении сложилась практика использования словосочетания “система ценностей”. Очень правильная практика с далеким прицелом. Неизвестно чья это задумка и когда она вошла в жизнь, но человек, который придумал это словосочетание - безусловно, значительно опережал свое время. Суть в том, что практика употребления этой словесной конструкции хоть и сложилась, однако подавляющему большинству людей, как сказано выше, непонятно ни что такое ценности, ни что такое система, ни уж, тем более, то, что стоит за синтезом этих двух понятий. И хоть некоторые вполне в состоянии формально растолковать содержание этих терминов, от просто слов до понимания на уровне мировоззрения - довольно большое расстояние. Именно с “системой ценностей” в сознании на протяжении вообще всей человеческой истории жили лишь единицы. Человеку будущего еще только предстоит осуществить огромную внутреннюю работу: осмыслить ценности и увериться в их реальности, сложить из этих ценностей систему и идти по жизни, отталкиваясь от выстроенного своими собственными усилиями. Твердо зная в каждый момент времени, что правильно, что неправильно; что нужно, а что нет; быть готовым к любым радостям и неприятностям. Человек будущего - это творец самого себя в прямом смысле этого слова. 

С ценностями сегодняшнего общества сложилась следующая ситуация. Эмоциональные ценности предыдущей эпохи больше не способствуют духовному развитию общества, уровень, на котором они работали, пройден и вычерпан полностью. Сегодня уже происходит перегиб при распространении этих ценностей, идут процессы их деформации и искажения. Общей характеристикой всех общественных институтов занимающихся распространением ценностей (религиозные институты, различные виды искусства) является то, что их деятельность становится все более неадекватной, все сильнее отрывается от своего назначения и от реальности.

Религия

Религиозные институты (независимо от вида религии) сегодня осуществляют экстенсивное накачивание общества ценностями предыдущей эпохи, призывают к любви и смирению, пропагандируют давно устаревшие догмы. При этом, нетрудно увидеть, что эта деятельность становится все более масштабной, навязчивой и даже агрессивной, характеризуясь при этом практически полным отсутствием положительных сдвигов. Здравомыслящим людям претит подобное бестолковое накачивание, подобная одержимая деятельность есть признак неразумности. Разумный человек находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, отслеживая сигналы обратной связи от своих действий. Если от действий нет ожидаемого эффекта, значит, есть какой-то просчет в представлениях человека об окружающей действительности. Разумные люди корректируют свои представления и ищут другие пути и решения, деятельность же сегодняшних представителей религии отличается практически полным отсутствием ее осмысления, а их мышление - лютой степенью догматизма и средневекового невежества.

Искусство

Искусство это область деятельности с растянутыми во времени результатами. Отдельные результаты творческих усилий оказываются востребованы в обществе столетиями, а то и тысячелетиями. Люди, например, до сих пор слушают оперы и симфонии 18,19 веков, читают произведения Шекспира и Данте, восхищаются красотой античных статуй и т.д. Если искусство идет в неверном направлении, результаты этого тоже не быстро проявятся, хотя мерить столетиями уже не придется.

Сегодня искусство все более утрачивает ряд одних своих функций и чрезмерно раздувает другие. Нет баланса функций, нет системного воздействия искусства на общество. Социальное, воспитательное и познавательное воздействие искусства сегодня уже мало и продолжает снижаться, зато чрезвычайно раздувается его гедонистическое воздействие. Это есть ответ искусства на востребованную среди людей потребность к эмоциональному комфорту.

Люди идут в театры, на концерты, в кино не для того, чтобы увидеть, задуматься, осмыслить что-то новое и обсудить потом друг с другом. Они идут за тем, чтобы получить удовольствие и убить время. Многие виды искусства погрязли в пережевывании эмоциональных ценностей, и в этом плане их деятельность не сильно отличается от деятельности религиозных институтов - это повторение хорошо уже всем известных истин. Любовь, например, замылили до предельной степени, причем, чем сильнее ее качают с экранов, страниц и подмостков - тем менее видно ее среди людей в реальной жизни. Вместо любви все более наблюдается старательное воспроизводство стереотипов и штампов массовой культуры, а редкие проявления настоящей любви иногда просто не находят понимания.

Отдельно, нужно отметить такую тенденцию в исторически новых видах искусства, как довольно явственный откат к пропаганде ценностей значимых в ту эпоху, когда в отношениях между людьми преобладало право сильного. Особенно это касается современного киноискусства, и еще более особенно - его гегемона в лице американского кинематографа. Американское кино вообще не отличается широким разнообразием поднимаемых тем, однако, в последнее время, ситуация стала уже предельно нездоровой. Значительное большинство кинопродуктов в той или иной степени нагнетает атмосферу страха, насилия, ненависти и боязни, пропагандирует культ силы в отношениях между людьми и необходимость постоянной борьбы за существование. При всем этом, реальный мир пока еще отличается от создаваемого в кино и пока еще живет по другим правилам, но долго ли это будет продолжаться? Накачиваясь подобным образом, общество рано или поздно перейдет критическую черту и сложившиеся в сознании людей представления потребуют выхода. Учитывая, что данное направление является магистральным в американском киноискусстве, а само киноискусство, пожалуй, наиболее массовым и влиятельным видом искусства среди остальных - можно с уверенностью говорить о тупике в развитии искусства и того общества, которое его рождает. Америка, перед которой коленопреклоняются некоторые недалекие граждане, болеет весьма серьезно и на самом глубинном уровне. Вся сегодняшняя мощь Америки и всего Запада вдребезги рассыпается при системном взгляде на западное общество и чуть более далеком проецировании процессов текущих в нем сегодня... 

Еще одним наблюдаемым феноменом, довольно сильно взаимосвязанным с предыдущим, является тенденция к полному отрыву поднимаемых искусством тем от окружающей действительности. Это касается уже не только кинематографа, но и литературы, изобразительного искусства, игровой компьютерной индустрии. Литература в целом беднеет большими и серьезными произведениями и прирастает всяким одноразовым ширпотребом не требующим мыслительных усилий для понимания. Авторы подстраиваются под мировоззрение массового читателя, это дает бонусы к продажам произведения, но, как правило, лишает его художественной ценности. Научная и социальная фантастика, например, будучи крайне популярными каких-то полвека назад, сегодня практически исчезают как жанры. Если довольно много фантастов начала и середины 20-го века, заглядывая в будущее, отталкивались от современных на тот момент научных достижений, а социальные фантасты старались увидеть человека в будущем, предположить какими будут его ценности, как изменятся взаимоотношения людей в необычных и суровых условиях космоса и других планет, как люди будут вести себя при встрече с иным разумом, то сегодня ситуация поменялась. Твердая научная фантастика и попытки осмысления социальных отношений вытесняются из искусства, а их место занимают примитивные фэнтези, хорроры, боевики и прочая сказочная дребедень лишенная любых точек соприкосновения с реальностью. Причем, лишенная даже тех функций, которую несут детские сказки.

Детская литература и все те направления искусства, что связаны с развитием детства и юношества находятся в серьезном упадке - практически ничего нового и стоящего в этом плане за годы прошедшие с развала СССР не родилось. Есть очень неплохие и толковые произведения, но их единицы и они теряются в массе ширпотреба и произведений чужих культур. Это тревожный знак, особенно на фоне того подъема в искусстве, который был в последние десятилетия существования СССР. Именно в этот период, в искусстве, особенно в детском направлении, рождались по-настоящему ценные произведения. Ряд фильмов и мультфильмов того времени дети до сих пор смотрят с удовольствием и, что важно, они по прежнему несут в себе воспитательный, познавательный смысл. 1-го сентября на детских утренниках и представлениях в детских театрах до сих пор играют песни, написанные в советское время. Даже в современных китайских игрушках встречаются популярные мелодии известных детских песен советской эпохи. Советский Союз оставил в качестве наследства не только фабрики с заводами, которые прибрали в частные руки всякие жулики и проходимцы. Он оставил и весомое культурное наследство, ценность большей части которого нельзя недооценить. Именно это наследство во многом сдерживало и пока еще сдерживает окончательную победу культурной безвкусицы, пошлости, примитива, откровенного вреда, в общем, всего того, что всплыло и плавает на поверхности культурной жизни на протяжении уже целого поколения.

Деградирует изобразительное искусство. Разрывается преемственность с классикой, уходит душа из творчества и смысл из произведений. Тренд современного изобразительного искусства лежит в том, чтобы быть непонятным, эпатажным и шокирующим. Современные художники все менее стремятся коснуться зрителя, отразить в картине пропущенные через себя впечатления, переживания, оставить часть себя на полотне. Стараниями недоразвитых и закомплексованных граждан массовую популярность обретают картины психически больных людей. Разрастаясь модными техниками, сочиняя для себя новые названия, впаривая людям пышную бутафорию, которую те не в состоянии распознать в силу своей неразумности - подавляющая часть всех этих новых направлений не несет в себе правильного содержания. Все эти новомодные веяния в изобразительном искусстве, все эти арт-брюты и поп-арты, аутсайдерские течения, примитивизмы и пр. перфомансы, в которых смещен акцент на формальную сторону действа и произведений - это не истинное искусство.

Деградирует музыкальное искусство. Огромное количество стилей и направлений, существующих сегодня, не должны вводить в заблуждение и заставлять думать, что музыка сильно шагнула вперед, по сравнению с прошлым. Музыка сильно преуспела в разрастании своей структуры и формы, в техническом плане, но вовсе не в своем внутреннем содержании. И хоть, за последнее столетие наблюдались весьма серьезные попытки развить и обогатить фундамент классической музыки: возникали отдельные направления, такие как симфонический рок; возник жанр рок-оперы. Например, весьма продвинутой как в плане музыки, так и смысловой нагрузки и взаимосвязи с реальностью была “The Wall” группы Pink Floyd. Однако новые направления не расширялись далее, либо вообще умирали не успев родиться - массовый вкус требовал иного “творчества”. И оно не замедлило прийти. Плеера, экраны и концертные сцены заполнены примитивными формами музыки и песни, отчетливо видны процессы упрощения мелодии и текстов в песнях, композиторы все более прогибаются под массовый вкус. При этом подавляющая часть людей, которая этим “вкусом” обладает, вообще не видит в музыке необходимую составляющую духовного развития человека. Современные люди не в состоянии правильно понимать и чувствовать музыку и песню - воспринимать через них духовный мир и переживания человека их создававшего, находить в них нечто новое для саморазвития. В свою очередь и увидеть нечто новое и стоящее в современной музыке сегодня становиться очень непросто. Сегодня лишь единицы поэтов, композиторов и исполнителей наряду с небольшой частью общества, которая их слушает, не текут в этом потоке массового безвкусия и бессмыслицы.

Мало чего стоящего может предложить компьютерная игровая индустрия. Собственно, те люди, которые придумывают компьютерные игры, в большинстве своем не понимают значения игры и игрового процесса для человека. Идея, смысл, приближенность игр к реальному миру уходят из них, оставляя доминанту формы над содержанием и упор на действия без осмысления игрового процесса. Сегодня отчетливо видны тенденции упрощения содержательной составляющей игр, по сравнению даже с тем, что было в играх 90-х и начала 2000-х. Все сильнее в идейной и смысловой составляющей игр проявляется стремление людей разрушать, а не созидать. Все большую популярность в сравнении с другими жанрами обретает action, разнообразный своими поджанрами, но с одной и той же конечной целью - убить врагов и выжить самому. Все популярнее становятся бессмысленные онлайн-игры со сказочными сюжетами и полным отсутствием конечных внутриигровых целей. Компьютерные технологии в формальном отношении сильно приблизили игры к реальности, графика, физика движущихся объектов в некоторых играх практически не отличается от реальной жизни, однако с приближением к реальности содержательной составляющей игр дела обстоят не очень впечатляюще. При том, что Интернет и уровень технологий открывают перед игровой индустрией грандиозные возможности по ее совершенствованию. Компьютерные игры нужно приближать к реальности, а не отрывать от нее. Если, например, создается автосимулятор, то вполне можно создать какой-то конструктор, который на основе гуглоулиц будет конструировать для игры карты. Таким образом, гоняясь в игре на машинах, люди параллельно могут изучать улицы своего города. То же самое, в принципе, подходит и всяким шутерам. Или, например, разного рода экономические стратегии, вполне можно привязать к реальному миру, собрав информацию о реальных предприятиях в городе, районе, области, регионе и развивая их с учетом конкретных потребностей и особенностей каждой территории в режиме постоянной обратной связи. И т.д., простор для деятельности здесь весьма широк.

Ну и напоследок нужно сказать о том, что объединяет разные виды искусства. Искусство в целом подверглось влиянию денежного фактора. Люди искусства, в отношении которых сложились стереотипы, что они не “от мира сего” и в запале творческих усилий забывают про пищу и сон, сегодня большей своей частью очень даже ни про что не забывают. Стремление к материальным ценностям явно доминирует в искусстве и встает в разрез его действительным целям и задачам.

Источник: http://new.aftershock.su/?q=node/27692

27
1823
12