БИТВА С ФИНАНСОВЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ

На модерации Отложенный

Битва с финансовыми мельницами. Кремль предпринял очередную попытку вывести российские миллиарды из офшоров

Кремль предпринял очередную попытку вывести российские миллиарды из офшоров

Президент России Путин дал задание кабинету министров до сентября этого года выработать программу по упразднению привычных для отечественных предприятий схем управления из офшорных территорий, а также отмене проторенных маршрутов вывода денег.

Созданная ранее в Администрации президента рабочая группа даже обрисовала вкратце цели, которые должна реализовать данная программа:

- Почти все первичные размещения акций российских компаний (IPO) должны проводиться на нашем внутреннем рынке. Между тем, с 2002 по 2012 год 40 российских компаний продали за рубежом акций на сумму более 14 млрд. $. В 2011 году из десяти крупных первичных размещений российских эмитентов лишь одно было на родине, размещения за рубежом в том же году принесли отечественным компаниям 94% средств по данному виду операций.

- На российские биржи должно приходиться не менее 90% торгов ценными бумагами российских компаний в денежном выражении (сегодня - 50%). А пока акции российских компаний обеспечивают 18% оборота Лондонской биржи, и споры наших хозяйствующих субъектов составляют 12% дел арбитражных судов столицы Великобритании.

- Ни одна из компаний, базирующихся на территории бывших республик Советского Союза, не провела IPO в России. Рабочая группа требует, чтобы половина таких размещений в будущем приходилась на российские биржи.

- В ценные бумаги наших компаний должно быть инвестировано около половины пенсионных накоплений наших граждан (сегодня – не более 1%). В эти же инструменты следует вложить порядка 15% накоплений государственных резервных фондов.

Как уверила глава Экспертного управления президента России Ксения Юдаева, никаких принудительных мер по возвращению российского бизнеса из офшоров не предполагается. Речь идет о создании в России столь же благоприятных условий, как и за рубежом. Но является ли это реалистичной задачей на ближайшие годы? Ведь предпочтение работы под юрисдикцией того или иного государства опирается на многие фундаментальные факторы.

- Радикальное изменение ситуации на фондовом рынке требует системного пересмотра отношений между государством и компаниями, - говорит директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий - При всем том, что в задании правильно сформулированы объективно стоящие перед страной задачи, совершенно бессмысленно ставить какие бы то ни было цифровые ориентиры. Пока крупные сырьевые компании доминируют в экономике, совершенно нереально добиться изменений. Все рассуждения о конкурентоспособности нашей юрисдикции и ненасильственном перетягивании на внутренний рынок наших же эмитентов – это все разговоры в пользу бедных.

Существующие в экономике частные компании не могут зарабатывать не вывозя капитал, они существуют для того, чтобы перемещать капитал между странами.

- Стало быть, президентский план попросту невыполним?

- Он выполним только при одном условии – национализации всех компании сырьевого сектора. Пока существуют крупные сырьевые компании, ключевой вопрос их взаимоотношений с государством таков: либо государство контролирует их полностью, всецело распоряжаясь их имуществом, либо они в значительной степени контролируют государство. Ставить вопрос таким образом, как это делает рабочая группа в администрации президента, можно лишь в странах типа Норвегии, где совершенно иной уровень развития общественных и политических институтов, а доля сырьевых компаний в экономике и госбюджете не превышает 10-15%, а все остальное приходится на другие сектора, включая инновационные.

Только в таких условиях можно было бы менять правила игры на финансовом рынке без национализации сырьевых предприятий. И то возможности подобных изменений были бы относительны. Давайте возьмем для примера Соединенные Штаты, Великобританию, Францию или Голландию – везде сырьевые компании, не составляя большей доли экономики, имеют собственное заметное политическое влияние, слабо контролируются государством и совершенно не заботятся об интересах общества.

- Однако, судя по той риторике, которая доходит из администрации президента, вопрос не ставится подобным образом.

- Не замахиваются сегодня и на гораздо более простую задачу – национализацию госкомпаний. Эти корпорации совершенно не являются государственными. По сути, это частные компании: они лишь используют государственные рычаги и ресурсы для проведения частных интересов. Очень наглядный пример – «Газпром». Поэтому национализация госкомпаний и госкорпораций – это тоже абсолютно необходимая задача в рамках взятия финансовых потоков под контроль государства. Иначе вывоз денег из экономики будет и впредь осуществляться ровно теми же темпами, что и сегодня.

- Почему эта задача была сформулирована именно сегодня?

- То, что общественная важность этой задачи была заявлена с высокой трибуны – еще не означает, что она будет активно решаться. Сформулировать ее заставляет продолжающийся экономический кризис, требующий консолидировать все возможные ресурсы. Однако это не означает, что кто-либо в верхушке власти готов идти на системные изменения.

В этом отношении ситуация очень напоминает последние годы существования Советского Союза, когда очень многие осознавали необходимость радикальных перемен, однако никто не хотел их делать.

Хорошо, что озвучиваются некие общественно значимые проблемы. Но, конечно, совсем другое дело действительно их решать.