Антинародная «легенда» Нацгвардии

На модерации Отложенный Учения Национальной гвардии по разгону «бастующих рабочих» спровоцировали социальную напряженность

Учения недавно созданной Национальной гвардии. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Сергей Аксенов

В кризис многие события воспринимаются обществом обостренно. Люди пытаются увидеть в происходящем признаки изменений, понять, что будет дальше. Вот почему прошедшие в городе Златоуст Челябинской области учения недавно созданной Национальной гвардии насторожили многих. Виной тому «легенда», под которой проводилась тренировка. Речь шла о пересечении акции протеста заводских рабочих, которым несколько месяцев не выплачивали зарплату. Несмотря на искреннее недоумение силовиков — мол, мы обязаны делать это по закону, — беспокойство общества понятно. В условиях падения уровня жизни, особенно в небольших промышленных городах, подобное безответственное «теоретическое обоснование» лишь провоцирует социальную напряженность.

Сюжет об учениях Нацгвардии вышел еще 23 мая, однако соответствующий видеоролик, выложенный на YouTube, был замечен и широко распространился в Сети лишь неделю спустя. Тренировка проводилась в реальных условиях — на территории действующего завода ПО «Булат». Когда-то это было крупное предприятие. Сейчас здесь осталось лишь небольшое оружейное производство. По легенде, рабочие устроили забастовку с требованием выплатить зарплату, которая переросла в массовые беспорядки «с причинением имущественного ущерба предприятию». В ходе спецоперации «полицейские ... оказали содействие руководству предприятия в эвакуации простых граждан», попытались провести переговоры, а после того как рабочие возвели баррикады, подожгли покрышки и взяли в заложники сотрудника полиции, приступили к штурму здания, который завершился успешно.

Итоги учений силовики оценили как удовлетворительные. Как заявили в МВД, они были нужны «для сплочения всех силовых структур города». Действительно, подавлять выступление рабочих тренировались как «обычные» полицейские, так и ОМОН, входящий сейчас в отдельную структуру — Национальную гвардию России. На их стороне также действовали подразделения МЧС. Сплочение, очевидно, необходимо в связи с высоким протестным потенциалом города. Два года назад здешний метзавод прославился на всю страну из-за развала производства и хронических невыплат зарплаты. В ходе протестов даже раздавались призывы перекрыть Транссиб. Тогда спасением завода было поручено заниматься нынешнему губернатору области Борису Дубровскому. Возможно, воспоминания о тех непростых днях и заставляют его мобилизовывать силовые структуры подобным образом.

Комплексный подход оправдан в случае решения сложных задач, действительно связанных с безопасностью граждан. Однако зрители сюжета об учениях в Златоусте восприняли случившееся как репетицию карательной операции. Комментарии под видеороликом изобилуют упреками и ироничными замечаниями: «Это не учения, а запланированное запугивание через СМИ собственных граждан», «Денег нет, зато у нас есть Нацгвардия! Вы держитесь тут, всего вам хорошего...», «Учения по защите людей от зарплаты» и т.п. Одобрительных комментариев среди них практически нет. И это при том, что свое отношение к увиденному выразили свыше трехсот пользователей. Не соцопрос, конечно, но результат показательный.

По словам майора полиции Ольги Аристовой, в местном МВД не ожидали такой негативной оценки учений. «В некоторых СМИ информацию подали так, будто полицейские готовы разгонять рабочих, требующих зарплату. Это не так, по легенде, бастующие взяли в заложники полицейского. Мы хотели осветить это событие положительно, а получилось, что оно, наоборот, сыграло нам в минус», оправдывалась Аристова. Такие тренировки проходят ежеквартально и не являются чем-то особенным, добавила она. Например, в ходе предыдущей спецоперации моделировалась ситуация с захватом заложников в трамвайном депо Златоуста, и это не вызвало резкой реакции общественности, удивилась представитель полиции.

Между тем легко догадаться, что расплодившиеся в наше время террористы видятся людям абсолютным злом. Никто себя с ними не ассоциирует и поэтому не реагирует так болезненно. В то время как сложное положение на заводах, невыплата зарплаты — вещи совершенно реальные, обыденные и в том же Златоусте касаются многих. Массовый телезритель, наблюдающий за тем, как ОМОН трамбует рабочих, которые всего лишь потребовали выплатить им заработанное, примеряет ситуацию на себя. Он резонно предполагает, что силовики тренируются для того, чтобы однажды репрессировать именно его — честного труженика, а придуманный для сценария забастовки «захват заложника» — всего лишь предлог.

 

Социальная справедливость для всех

Кстати, именно по этой же причине похожую реакцию вызвали предыдущие масштабные учения правоохранителей в Смоленской области. Напомним, в апреле текущего года отряды ОМОНа и СОБРа тренировались подавлять массовые беспорядки граждан, недовольных резким повышением тарифов ЖКХ. Случилось это в регионе, считающемся худшим (!) в стране по аварийности и теплоснабжению населения. То есть «легенды» — что сейчас в Златоусте, что тогда в Смоленске — были разработаны с учетом реальной социальной ситуации. А значит, силовиков натаскивали не только с технической точки зрения. Умение рассекать толпу и штурмовать здания можно тренировать и без всякой «легенды». Видимо, одна из задач — психологически приучить правоохранителей действовать жестко в случае социальных протестов. Пусть даже и оправданных. Проблема, таким образом, становится политической.

Особенно неоднозначно все это выглядит на фоне выделения силовых подразделений — ОМОНа, СОБРа и прочих — из структур МВД и формирования Национальной гвардии. Только что стало известно: у новой силовой структуры будут свои знамя и эмблема с двуглавым орлом, а у главкома — личный штандарт. Имперские признаки можно только приветствовать, однако важны еще и цели, ради которых она была создана. Первоначально многим казалось, что Национальная гвардия «заточена» преимущественно против либеральной оппозиции. Главным сценарием для противодействия виделся условный майдан. Однако теперь становится ясно, что силовые подразделения могут быть использованы и против народа в самом широком его понимании.

Все это до боли напоминает уже жандармерию. Исторические трагедии с ее участием однажды уже ставили страну на грань катастрофы. «Кровавое воскресенье», Ленский расстрел, да и расстрел рабочих в Новочеркасске в советский период — все это следствие необдуманного применения силы.

Особенно острая ситуация может сложиться в многочисленных российских моногородах — относительно небольших населенных пунктах, жизнь в которых всецело зависит от успешной работы единственного крупного предприятия, вокруг которого и строился когда-то город. Названия многих из них на слуху: Пикалево, Кондопога, Байкальск и т.д. Всего их в стране 342. В 75 из них «сложное социально-экономическое положение», а еще 149 относятся к категории рискованных. Таким образом, серьезные проблемы имеются в 224 точках на карте России. Если завтра там не выплатят зарплаты, придется вводить отряды Национальной гвардии. И что дальше? Здравый смысл подсказывает, что это не решение проблемы.

А в чем тогда решение? Ответ, как ни странно, можно найти на примере той же Челябинской области. Напомним, житель именно этого региона пожаловался на невыплату зарплаты во время последней прямой линии с президентом РФ. В итоге рабочий Челябинского машиностроительного завода автоприцепов Дмитрий Дудкин получил заработанное в течение нескольких часов, а местные власти пообещали взять ситуацию с задержками на контроль. Так может, именно в этом направлении следует действовать властям? Не доводить людей до крайности, а затем подавлять законное недовольство отрядами Национальной гвардии, а создавать в стране условия, когда человек труда получает заработанное вовремя и в полном объеме? Это называется социальная справедливость.