Аграрный бум России.

На модерации Отложенный

Когда на Западе решили начать санкционную войну с Россией, они и не могли подумать, чем в итоге всё закончится.

Санкции всё ещё действуют, и когда они будут отменены, да и будут ли вообще – неизвестно. Когда всё начиналось, было очень много предсказаний: когда экономика России рухнет, насколько провальной будет программа импортозамещения, во сколько раз подрастут цены на продукты.

Сейчас же на эту тему предпочитают вообще не говорить, лучше промолчать, чем в очередной раз упасть лицом в грязь. Тот, кто уже упал, пытается отмыть репутацию, как, например, Financial Times. Ник Бакли пишет, что предсказанный крах импортозамещения не состоялся, а наоборот, в России начался аграрный бум.

В общем и целом, в статье будущее российского сельского хозяйства выглядит довольно оптимистичным. Как всё это выглядит «с нашей колокольни» рассказал в интервью председатель комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, сенатор от Алтайского края Михаил Щетинин.

— За счет чего, по вашему мнению, отечественному сельскому хозяйству удалось сделать такой рывок в своем развитии, что это вынуждены признать даже за рубежом?

— В первую очередь это заинтересованность государства в развитии сельского хозяйства и пищевой перерабатывающей промышленности. Самое главное — это государственная поддержка всех отраслей сельского хозяйства, это масштабное техническое перевооружение аграрных отраслей. На поля и на фермы пришли новые технологии, новая техника. И естественно, за этим подтянулась и квалификация тех специалистов, которые используют данные технологии, работают на современной технике. Я думаю, что это самое главное.

— Какие преференции планируется еще предоставить отраслям сельского хозяйства для дальнейшего их развития? Какие из них вы считаете наиболее перспективными для инвестиций — в том числе зарубежных?

— На сегодняшний день на территории РФ работает государственная программа развития сельского хозяйства, в которой имеется исчерпывающий перечень государственной поддержки.

В частности, государственные субсидии на развитие различных отраслей сельского хозяйства, а также льготное кредитование. Стоит сказать, что работает достаточно много новых инструментов: порядка 57 различных субсидий сегодня заменено одной. И регионам дано право самим выбирать направление использования этих субсидий. Регион может определиться, какой сегмент сельского хозяйства ему поддерживать, развивать — и так далее. Я полагаю, что сегодня, наверное, новый инструментарий, может быть, и не нужен. Нужно продолжить государственную поддержку не только в тех объемах, которые были в 2016 году, но, может быть, несколько увеличив финансирование аграрной отрасли. Это было бы полезно.

— Какие отрасли вы бы выделили как самые перспективные?

— Сейчас фактически по всем основным показателям производства сельскохозяйственной, пищевой продукции мы достигли тех, которые обозначены в доктрине продовольственной безопасности. Исключение составляет молоко: здесь немного сегодня отстаем. Также несколько отстаем по мясу говядины. Я думаю, что можно было бы инвестировать как раз в эти отрасли.

— А как вы оцениваете перерабатывающий сектор?

— Сегодня мы имеем самую современную мукомольно-крупяную промышленность РФ, современную масло-жировую промышленность. Кстати, в этом сегменте уровень технической оснащенности даже выше, чем во многих странах Западной Европы. Масштабное техническое перевооружение завершает молочная отрасль. Фактически, сегодня вся пищевая и перерабатывающая промышленность находится на хорошем техническом и технологическом уровнях. Абсолютно все предприятия соответствуют современным требованиям.

— По экспорту масложировых продуктов мы обогнали все страны мира. Это так?

— Совершенно верно. Экспортный потенциал масло-жировой промышленности, наверное, самый высокий среди всех отраслей пищевой перерабатывающей промышленности. По экспорту продукции она сегодня демонстрирует самые высокие результаты.