Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Политика

Сообщество 36511 участников
Заявка на добавление в друзья

40% священников упоминают в молитвах Запад как основного врага

 
 
Религиовед, кандидат философских наук, доцент факультета философии ВШЭ Борис Кнорре прочитал лекцию «Православная церковь и гражданское общество в современной России». Slon публикует 10 фрагментов этой лекции. 

Какое место русская православная церковь занимает в гражданском обществе? Насколько церковь независима от влияния государства? Способна ли она защищать частные сферы в жизни человека, гражданина, от вмешательства государства и других структур? Есть позиции, по которым церковь проявляет себя как институт гражданского общества, а есть и разводящие эти институты положения. 

1. PRO. Церковь представляет собой самостоятельную силу, ориентирующуюся на внутреннюю мотивацию и не зависящую от государственных указаний. Это одна из сущностных характеристик гражданского общества – способность быть независимым в отношении государства, выполнять роль общественного института. 

Если взять советский период, то видно, что церковь старалась проявить себя как институт гражданского общества. Особенно в период по 1943 год, когда церковь была лишена даже иерархической системы управления. Она выжила не только без государственной поддержки, но и без этой системы. В послевоенный период церковь – самоорганизующаяся структура. Координация со стороны государства вторична. В 1990-е годы, когда прекращается политика государственного атеизма, наблюдается достаточно быстрый рост церковных общин. Понятно, что их никто специально не инициировал. Это была воля людей, которые собирались, тратили свое время, отстаивали храмы – это, конечно, было явлением гражданского общества. 

2. Церкви свойственны такие формы самоорганизации, как православные братства, крестные ходы. Последние собирают по несколько тысяч человек по всей России, происходит интеграция и коммуникация между людьми, когда появляется необходимость помогать друг другу в пути. Возникают особенные доверительные отношения между участниками крестных ходов. 

Еще один признак гражданского общества – организация издательской миссионерской деятельности, распространение литературы. Здесь многое делается на чисто волонтерских основах. Актуализирована тема социального служения. Есть масса инициатив по системе сдержек и противовесов. А в этом году очень ярко проявилась самостоятельность церковного института в плане борьбы с ювенальной юстицией. 

3. CONTRA. В церкви ощущается недостаток солидарности и партикуляризм по отношению к отдельным церковным образованиям. Каждая епархия – нечто самостоятельное, каждый синодальный отдел – тоже. Если в синодальном отделе меняется руководитель, то форматируется буквально все. Стирается вся информация на сайте. Например, так было с отделом религиозного образования и катехизации, так было с отделом социального служения и благотворительности. Удаляется вся база данных за 15 лет. 

Когда организуется какая-нибудь инициатива, обычно социальная, будь то образование гимназии, досугового центра или детского дома, все обязанности ложатся на плечи инициатора, а это чаще всего простой священник, настоятель. Ему приходится работать в одиночку, не получая материальной поддержки ни на уровне благочиния, епархии, ни тем более на уровне общецерковном. Есть поддержка идейная, но когда речь идет о реальных механизмах взаимодействия, взаимопомощи, оказывается, что они отсутствуют. В конце 1990-х – начале 2000-х епархиальную поддержку получала всего лишь одна гимназия в одной епархии – это на всю Русскую православную церковь. 

4. Православная церковь – единственная религиозная организация, в которой административная структура четко копирует государственную. Есть копирование и некоторых директив палат правительства. 

Достаточно быстро меняется дискурс официальной церковной риторики. Пример приведу не очень комплиментарный, но не хотел бы его замалчивать. Многие знают о том, что еще два года назад патриарх Кирилл делал акцент на том, что церковь должна содействовать модернизации, провозглашенной бывшим президентом Медведевым. Политический курс изменился, и буквально три недели назад патриарх заявил о том, что модернизация – это некоторая опасность десуверенизации России. То есть под рамкой модернизации есть опасность подстроиться под чуждые парадигмы либерализма. Конечно, такой поворот требует комментариев. Святейший имел в виду какие-то определенные характеристики, были комментарии православных аналитиков о том, что говорилось именно о гуманитарной модернизации. Но изменение акцентов налицо. 

5. Чем дальше продвигается человек, который идет по духовному пути, тем больше своего недостоинства он обнаруживает в себе – это признак его духовного совершенствования. Эта традиция вырабатывалась в монашеской среде, где человек уходил от социума, от города, например в пустыню, и был ориентирован на анализ своего внутреннего мира, на отслеживание помыслов. И эта парадигма вины стала нормой, я бы сказал, этикетом. Появляются такие формы протокола подачи прошения, в которых человек должен демонстрировать это свое недостоинство через подпись в конце: «Недостойный послушник вашего высокопреподобия». Это принципиальная парадигма: аскетическая традиция вины.

Когда в монашестве человек один анализирует себя и свой внутренний мир, видит все больше и больше своих неправд – это одно. Но когда в социуме человек обобщает эти парадигмы, он говорит уже не «я виноват», а «мы виноваты». Я виноват и ты виноват. И здесь человек из позиции самообвиняемого переходит в позицию обвинителя. Так или иначе, это формирует сознание.

Я попробовал выделить качества, которые вырабатываются в результате презумпции вины на уровне церковной корпоративной культуры и базируются на послушании и еще одном важнейшем принципе, пришедшем из монашества – требовании восприятия духовника как некоего мистически посланного человека, чей наказ не может быть отменен никакой властью, даже патриархом. Это: 
<ol>
  • презумпция вины как личная установка;
  • стилистическое выражение самопринижения;
  • трансляция установки на презумпцию вины в отношении окружающих;
  • заниженная самооценка и недоверие к себе;
  • склонность искать готовые решения.
  • </ol>
    6. В этот год произошли события, которые заставляют отдельно задуматься над церковной культурой, над тем, как вообще церковь взаимодействует с обществом. По словам священника Георгия Крылова, церковь разделена на несколько субкорпораций, которые друг другу не доверяют. А характерным признаком взаимоотношений являются «дрожащие колени священников при виде архиерея, лицемерно-подобострастное выражение на лице, не эпизодически, а как настрой всей жизни». Более того, в первую очередь заботишься о внешнем корпоративном соответствии и быстро меняющихся нормах внешнего, чтоб не быть наказанным. Опять-таки, вопрос: откуда такая установка – не быть наказанным? Значит, существует перманентная угроза наказания вне зависимости от того, сделал ли ты что-то не так. 

    7. Что произошло весной? Конфликт на фоне политических событий, на фоне того, что оппозиция стала требовать от церкви поддержки протестов, церковь отказалась, оппозиция стала вскрывать язвы, какие-то болезненные моменты церкви. И что сделал патриарх? Во время апрельского стояния, когда несколько десятков тысяч было собрано у Храма Христа Спасителя, Святейший заявил, что у нас тут есть предатели в рясах. Это дало посыл тому, чтобы считать предателями не пришедших на стояние, то есть священников, которые как-то не согласны с тем, что идет атака на церковь. 

    Этот тезис, что идет атака на церковь, поменял язык церкви. И появились уже прямые отражения этой директивы в низовых структурах. В частности,  популярной оказалась такая присказка на манер военного времени, взятая отцом Дмитрием Смирновым, когда он создавал свой Отдельный дивизион: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой! С болотной силой темною, с бесовскою ордой». Индивидуализированное общество в постмодернистском современном смысле было прямо названо бесовским. 

    8. Дальше, понятно, очень неприятный момент с Pussy Riot. Я думаю, что в этом процессе сильно проиграли и церковь, и противоположная сторона, потому что, конечно, защита кощунства, защита вмешательства и вторжения в другое пространство не могла быть воспринята даже теми, кто критически к церкви относился. Большинство людей этого не приняли. Тем не менее на этом церковная среда не остановилась, и появился определенный тренд: основной наш враг – это Америка, Запад. Где-то 40% священнослужителей теперь упоминают в молитвах Запад как основного врага. 

    9. Мы видим, что от какой-то наметившейся линии самокритики, которая была 2-3 года назад, церковь уходит. Теперь любой критический разговор, и мой в частности, я думаю, тоже, будет воспринят как разговор врага, человека, который чужд церкви. В парадигме атаки на церковь любой разговор, любая критика так воспринимается. Это очень легкое объяснение. В своих дневниках протоиерей Александр Шмеман пишет, что глобальным системным упущением в церковной истории является отсутствие традиции самокритики. Церковь не привыкла ставить свои внутренние моменты под сомнение. «Сложившись как "православие" – против ересей, Запада, Востока, турков и так далее, православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего триумфализма. Признать ошибки  это начать разрушать основы "истинной веры". Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда  во "внутри". И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение православия невозможно». 

    10. Отсутствие самокритики связано с недоверием церкви к обществу. Отсюда и большая информационная закрытость. В церковной прессе есть дефекты репрезентации проблем. Вся повестка дня репрезентируется через информацию у епископов. Если мы говорим о том, что в школе вручили дипломы, то это епископ вручил диплом. Это еще одна проблема – отсутствие представления обычной личности, объективной репрезентации событий, которая помогала бы обсуждать, ставить и решать проблемы. Это глобально мешает формированию церкви как гражданского общества. 
    Источник: slon.ru
    {{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

    Комментировать

    осталось 1800 символов
    Свернуть комментарии

    Все комментарии (31)

    БонапартВиссарионович Македонский

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Передайте афтору чтоб перестал курить всякую херню

    no avatar
    Круглик КОНТ Кубань

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Че сказал агент КГБ Гундяев , то и молитвят.

    no avatar
    aleksii nl

    отвечает Круглик КОНТ Кубань на комментарий 01.12.2012 #

    no avatar
    Нина Калинина

    отвечает aleksii nl на комментарий 01.12.2012 #

    необходимо покаяние еврейского народа за все что они сотворили с россией....и продолжают творить... за убийства десятков тысяч людей во время революции... за удушение крестьян газами... за нынешнее великое разграбление россии....за геноцид руссго народа....

    no avatar
    barbаmbia kirkudu

    отвечает Нина Калинина на комментарий 01.12.2012 #

    Врача вызывали?

    no avatar
    Русский Путешественник

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 01.12.2012 #

    Вызывали.
    Для Вас.
    Бригада уже выехала.:))

    no avatar
    barbаmbia kirkudu

    отвечает Русский Путешественник на комментарий 01.12.2012 #

    И вас тоже вылечим

    no avatar
    Игорь Саулев

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Сами церковники говорят, что бог им посылает испытания, что так нужно. Потом жалуются на преследования и издевательства в свой адрес.
    Вот так они сами не доверяют богу.

    no avatar
    Нина Калинина

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Богдасарян! ! ! оставьте наконец в покое православие.... займитесь торой....

    no avatar
    Русский Путешественник

    отвечает Нина Калинина на комментарий 01.12.2012 #

    Нина!

    Ваш призыв негуманен.
    Поскольку без глума над православием жизнь boris bogdasarov утратит смысл.:))

    no avatar
    barbаmbia kirkudu

    отвечает Русский Путешественник на комментарий 01.12.2012 #

    Комментарий удален его автором

    no avatar
    Русский Путешественник

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 01.12.2012 #

    Вот и засуетился boris bogdasarov в своей инвалидной колясочке. Испугавшись утраты смысла жизни!:))

    Поверьте, boris bogdasarov, кроме глума над православием могут быть в Вашем убогом существовании и другие радости.

    Ну, скажем, сидите Вы в своем инвалидном кресле. И - куколку раздел...Хи-хи!.. Куколку одел...Хи-хи-хи-хи! :))

    Вот так и скрашиваете убогость свою.
    Перемежая ее с выпадами, направленными на разжигание национальной розни.

    no avatar
    Русский Путешественник

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 01.12.2012 #

    А ведь это уже ста-а-тья, boris bogdasarov!
    Могут и привлечь.
    Если не уйметесь своевременно.

    no avatar
    barbаmbia kirkudu

    отвечает Нина Калинина на комментарий 01.12.2012 #

    Эко вас повело, из коммуняк в религию.

    no avatar
    Аристарх Лушков

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 01.12.2012 #

    Да ничего не поменялось. Нешто коммунизм - не религия?

    no avatar
    barbаmbia kirkudu

    отвечает Аристарх Лушков на комментарий 01.12.2012 #

    Дык в следующий раз, если конечно он случится они опять попов гонять будут?

    no avatar
    Аристарх Лушков

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 02.12.2012 #

    Не факт. В одну и ту же реку два раза не войти. Чисто технически. В другой раз будет уже хоть немного, но другой коммунизм, и коммунистические догматы запросто могут быть хоть немного, но другими.

    no avatar
    Нина Калинина

    отвечает barbаmbia kirkudu на комментарий 02.12.2012 #

    похоже что вы городской сумашедший... откуда тут коммуняки взялись ????? и при чем тут религия ????? если вы кусаете православие а я предлагаю вам заняться торой ????

    no avatar
    Юрий Евдокимов

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Когда же эта иудейская пьявка насосется кровушки русской...

    no avatar
    павел баусов

    комментирует материал 01.12.2012 #

    церковь шарага серьезная.кто платит тот ее и имеет.станут америкосы платить и земли отбирать для постройки они путина ругать начнут.я в церкви уже года 4 не был.но уже тогда попики про засилье запада визжали как свиньи при неудачной заколке.

    no avatar
    Гражданин Великой России

    комментирует материал 01.12.2012 #

    А, что за хрень написана в статье Богдасаряна! У него, что житья не дают его полуармянские (хачикские) и полужидовские (сионо-масонские) корни (кровь, явно разбавлена на 75% жидовским сиропом), он постоянно ищет "черную кошку в темной комнате", это наталкивает на одну мысль - по нему плачет в " три ручья" психоневрологический стационар", а он постоянно что-то пишет и пишет (диагноз - графомания, не иначе, отягощенная или родовой травмой - вытаскивали за ногу из матери, или же он пережил в момент рождения гипоксию, что и привело к патологии головного мозга)!

    no avatar
    Anri Dua

    комментирует материал 01.12.2012 #

    Комментарий удален модератором Newsland

    no avatar
    ×
    Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

    Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

    Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

    Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

    Цена 10.00 MP
    Цена 40.00 MP
    Цена 70.00 MP
    Цена 120.00 MP
    Оплата

    К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

    Войти как пользователь
    email
    {{ err }}
    Password
    {{ err }}
    captcha
    {{ err }}
    Обычная pегистрация

    Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

    email
    {{ errors.email_error }}
    password
    {{ errors.password_error }}
    password
    {{ errors.confirm_password_error }}
    {{ errors.first_name_error }}
    {{ errors.last_name_error }}
    {{ errors.sex_error }}
    {{ errors.birth_date_error }}
    {{ errors.agree_to_terms_error }}
    Восстановление пароля
    email
    {{ errors.email }}
    Восстановление пароля
    Выбор аккаунта

    Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

    Перейти на мобильную версию newsland