Вредные мифы об участии ЧФ РФ в жизни Севастополя

На модерации Отложенный

Политические баталии вокруг ЧФ прекратились с наступлением оттепели в российско-украинских отношениях образца весны 2010-го, после чего вопрос востребованности присутствия российских военных на украинской земле перекочевал в социально-экономическую плоскость. Москва, ублаженная харьковскими соглашениями по ЧФ РФ, сохранила в своем арсенале самую безобидную мантру — о том, как было бы непросто Севастополю прожить без ЧФ в смысле экономики и финансов

Две параллельные реальности

Если верить экс-командующему ЧФ РФ адмиралу Владимиру Королеву, ныне стоящему у штурвала Северного флота России, «ежегодное денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданского персонала и различные компенсационные выплаты, составляющие более 1,5 млрд. грн., в большей части расходуются в пределах населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования и предприятия Черноморского флота». По информации российского адмирала, флотом в бюджет и государственные фонды Украины в 2008 году было перечислено около 350 млн. грн., а в 2009- и 2010-м — по 408 млн. грн. «Эти показатели в сопоставлении с расходной частью бюджета Севастополя за 2008–2010 годы составляют 28, 35 и 30% соответственно», — констатирует Королев. «У флота не только в истории города, но и в его экономике незыблемые позиции, которые могут оспаривать разве что люди несведущие. Мы формируем значительную часть городского Пенсионного фонда и бюджета Севастополя», — заявил адмирал.

Между тем, по информации Севастопольской горгосадминистрации, за последние годы удельный вес поступлений в местный бюджет от ЧФ РФ в среднем составил около 11%. В структуре сводного бюджета города доля российского флота выглядит еще скромнее — 7,5%. Поступления от налога с доходов физических лиц, занятых в структурах Черноморского флота, в среднем держатся на отметке 15,5% от общего объема платежей города в украинский бюджет. Примерно столько же составляют обязательные платежи ЧФ в бюджет Пенсионного фонда Украины в городе Севастополе. Выплаты осуществляются нерегулярно, с задержками. Летом нынешнего года удалось выбить из строительного управления ЧФ РФ долг в размере 5,6 млн. грн. при участии прокуратуры Севастополя.

На сегодняшний день в воинских частях и на предприятиях флота трудится около 15 тыс. местного населения, или примерно 11% от общего количества работающих. Зарплата, выплачиваемая гражданскому персоналу, составляет в среднем 3–3,5 тыс. грн. в месяц, что превышает среднемесячный уровень номинальной зарплаты по Севастополю, составивший по итогам 2010 года 2167 грн. Но и здесь есть нюансы. Периодически предприятия ЧФ РФ входят в число крупнейших должников по выплате зарплаты. К примеру, то же строительное управление, «771-й ремонтный завод средств связи Черноморского флота» или «13-й Судоремонтный завод ЧФ Министерства обороны РФ».

Наконец, РФ в соответствии с межправительственным протоколом от 2 июля 2004 года принимает участие в развитии социально-экономической сферы Севастополя. В 2010 году на эти цели из федерального бюджета России было выделено 38 млн. грн. Однако не власти Севастополя принимают решение, как распорядиться деньгами, а сторона дающая. Как пояснил при формировании бюджета города на 2011 год председатель постоянной комиссии горсовета по бюджету и финансам Петр Кудряшов, «они говорят — мы готовы финансировать там, где есть наши интересы. Например, дать на газификацию Качи. Но они не согласны что-то делать на Мекензиевых горах или в Балаклаве. Там нет интересов Черноморского флота». В прошлом году такой подход очень беспокоил тогдашнего главу Севастопольской ГГА Валерия Саратова, предлагавшего, в частности, увеличить субвенцию в четыре раза и позволить городу самому распоряжаться деньгами.

Но пока в подходах ничего не изменилось. А на нынешний год была утверждена сумма в размере 41,2 млн. грн.

В целом же за последние десять лет Севастополь в три раза увеличил экспорт услуг и товаров, почти в десять раз выросла сумма прямых иностранных инвестиций в экономику города. В 2010 году объем экспорта товаров составил свыше $88 млн. Бюджет города за последнюю пятилетку увеличился более чем в 2,5 раза. Вопреки навязанному стереотипу о бюджетной зависимости (в том числе от России) Севастополя, в прошлом году город осуществлял внешнеторговые операции с партнерами из 110 стран мира, при этом успешно реализовывая на внешних рынках механическое оборудование, машины и механизмы, электрооборудование, продукты животного и растительного происхождения, металлы, готовую пищевую продукцию. Основными отраслями инвестирования стали транспорт и связь ($59,6 млн.), промышленность ($40 млн.) и строительство ($16,9 млн.). Словом, только люди несведущие могут всерьез воспринимать тезис о том, что ЧФ РФ является «главным кормильцем» Севастополя.

Загадочные $97,75 млн.

А Украина в целом с 1997 года довольствуется арендной платой, составляющей $97,75 млн., за пребывание ЧФ РФ на крымской земле. Москва платит не «живыми» деньгами — на эту виртуальную сумму ежегодно погашается госдолг нашего государства за взятые у РФ на заре независимости кредиты, на которые покупались в том числе энергоносители. Как гласит ст. 2 Соглашения между правительством Украины и правительством РФ о взаиморасчетах, связанных с разделом ЧФ и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины, российская сторона осуществляет расчеты за пребывание своего флота на украинской земле «путем ежегодного уменьшения равными частями государственного долга Украины перед РФ... после вычета компенсационной стоимости кораблей, судов и плавсредств ($526,509 млн.)... и компенсации за расщепляющиеся материалы ($200 млн.)». А в ст. 1 этого документа зафиксировано, что имеющаяся задолженность Киева по государственным кредитам «подлежит погашению до конца 2007 года» и «признается сторонами по состоянию на 28 мая 1997 года в сумме $3074,0 млн.». С учетом компенсации долг составлял $2347,5 млн. Таким образом, чтобы заплатить по нему до конца 2007-го, Украине следовало бы выставить стоимость аренды в размере $234,75 млн. В дальнейшем согласно той же ст. 2 документа, «арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами».

Однако в ч. 4 ст. 2 того же Соглашения записано: «Сумма ежегодного погашения части государственного долга Украины, которая вытекает из этой статьи, составляет $97,75 млн.». В открытых источниках нет внятных разъяснений экспертов или политиков, на основании каких расчетов она была выведена. Поскольку изначально было понятно, что никто никому деньгами платить не будет, «среднепотолочное» значение могло оказаться каким угодно. Возможно, что присутствовали какие-то теневые договоренности на уровне первых лиц, и Леонид Кучма или Павел Лазаренко когда-нибудь захотят о них рассказать в своих мемуарах.

Харьковские соглашения оставили размер арендной платы практически тем же, лишь округлив его до $100 млн. в год с 2017 года. Такими темпами госдолг Украины перед Россией будет погашен к 2022 году. И еще 20 лет (по 2042 год) Украина сможет получать фиксированный платеж в размере $100 млн. уже «прямыми платежами». К слову, долларовая инфляция за 1997–2010 годы уже превысила 35%, так что смехотворная на сегодняшний день цена к концу действия соглашения станет символической.