Василий Колташов: Логика германской экспансии

Наполеон –подлинный отец немецкой промышленности, человек, который создал Германию, не только сплотив националистически в борьбе против себя, но и создав для развития её промышленности наилучшие условия.

Василий Колташов, экономист

Наверное, у Германии был самый трудный путь к успеху. В XVII веке никакой Германии как целого государства не существовало. Существовало огромное количество государств, причём многие мелкие государства проводили жесткую протекционистскую политику в отношении своих соседей, т.е. ввозить товары из соседнего герцогства, которое находилось на расстоянии 15 км, было ни в коем случае нельзя. Зато английские товары проникали в изобилии. И в итоге такая протекционистская политика,  конечно, наносила большой вред немецкой промышленности и мешала её развитию. Только в Пруссии благодаря тому, что там у власти находилось достаточно мудрое правительство и существовал большой рынок, и возможности, и понимание того, что нужно делать, было создано производство – мануфактурное производство, развитое и серьёзное.

И интересно, что шерстяные ткани  прусского производства в XVII веке считались лучше английских тканей. На это указывают различные отчеты, в том числе и российские. Российские чиновники указывали на то, что для армии предпочтительнее брать прусское  сукно. В западной Германии существовало определенное собственное производство, но расцвет немецкого промышленного производства происходит при Наполеоне. Наполеон – это подлинный отец немецкой промышленности, отец и благодетель, человек, который создал Германию, если можно так сказать. Он создал её, не только сплотив националистически в борьбе против себя, но и создав для развития её промышленности наилучшие условия. Хотя немецкие бюргеры и ворчали против этих условий страшно потому, что они жаловались, что нет сахара, который привозился из колоний, нет кофе... Жить стало невозможно без сахара и кофе, постоянные рекрутские наборы, постоянные наборы в войска, постоянные войны. Всё очень плохо. Но в конечном итоге немецкая промышленность в этих условиях росла и, когда Наполеон пал, процесс не был погублен.

Где – то в 1830х годах образуется таможенный союз во главе с Пруссией, которая объединяет ряд немецких земель, фактически с единой протекционистской политикой. Это прообраз будущей великой Германии. Пройдёт несколько десятилетий – и действительно начнётся объединение Германии, экономическое объединение. Германия возникнет как таковая, она будет развиваться промышленно, она сделает ставку на протекционизм, потому, что у неё мощные конкуренты. Англия и Франция имеют гораздо больший экономический вес в тот момент в мире в XIX веке, и без протекционистской политики Германия просто не может развиваться. Но при этом Германия, конечно, не закрывает свой рынок для капиталов. Т.е. протекционизм в сфере товарной торговли не означает, что рынок закрыт для капиталов. Английские и французские капиталы идут на немецкий рынок и помогают ускорению немецкой промышленности. Более того, создание единого немецкого рынка способствует его быстрому росту. Там идут железнодорожные строительства, и в конечном итоге мы видим Германию, которая нам более или менее известна, т.е. видим промышленную Германию.

Интересно то, что Германия заняла определённую нишу к 1900 году. Как писал Парус - такой социал-демократ  русско-немецкий с весьма  чёрной репутацией – то, что  Германия сумела организовать поставку промышленного оборудования в Англию, не имея обширных колониальных рынков и не имея выхода на них потому, что и Англия и Франция закрывали свои колониальные рынки и не пускали туда иностранные товары.

Германия, тем не менее, сама обслуживала английскую экономику, отчасти поставляя ей оборудование. И это было с одной стороны хорошим основанием, а с другой – ахиллесова пята немецкой экономики потому, что она была крайне уязвима.

Германии пришлось бороться за колонии, за усиление своих позиций в ходе первой мировой войны, и она потерпела поражение. Через некоторое время новая Веймарская республика оказалась в кризисе вместе со всей мировой экономикой. Наступила великая депрессия, выхода из которой у Германии не было. Кризис 1929-33 годов оказался очень тяжелым. Англия и Франция нашли из него выход весьма хитроумным способом – они стали всячески душить колониальное производство и заставлять колонии больше покупать своих товаров. Именно в этот кризис начинается подъём национального движения в Индии. Например, в Индии Ганди, который был британским патриотом, становится британоненавистником, и требует отделения Индии. Это напрямую связано с товарными правилами, которые были введены британской империей, и с тем положением, в котором оказался индийский производитель. Ну а Германия не имела ни колоний, ни рынков. И, более того, те рынки в восточной Европе и на западе, которые у неё были, в значительной мере схлопнулись потому, что промышленное оборудование в условиях низких темпов роста было слабо востребовано, была и недозагруженность имеющегося оборудования. А развиваться Германии нужно было каким-то образом, нужно было поставлять товары. И вот в этих условиях вторая мировая война была фактически неизбежна, в условиях, конечно, победы фашистов. И когда национал-социалистическая партия во главе с Гитлером приходит к власти, то это весьма своеобразная программа войны и интересно, что она в значительной мере выполнена победой над Францией. Она выполнена потому, что довольно хитрая капитуляция Франции позволяет с одной стороны французскому капиталу сохраниться, а с другой стороны, позволяет немцам организовать поставки и через какое-то время на французские колониальные рынки. Для Германии, это значительной мере решение проблем. И Гитлер где-то в 1940-м году произносит речь о том, что военная эпоха вроде бы заканчивается, и всё хорошо. Приближенный Гесс летит в Англию для того, чтобы договориться о мире с Англией, поскольку вопрос кризиса разрешен для Германии. Но оказывается, что всё не так для Англии, и английская авиация атакует французский флот, фактически нанося ему сокрушительное поражение, захватывая часть кораблей, и не идёт ни на какие переговоры. Гесс в Англии арестован, и до сих пор это одна из главных загадок английской политики и дипломатии – что делала такая крупная нацистская фигура в Англии, зачем он туда летел? Ответ, в общем, вполне известен. Но а для Гитлера означает, что война не кончена. Значит, нужна другая Африка, если французскую Африку и французский Индокитай немецкие товары не получают – значит, нужно организовать Африку в восточной Европе, и это, конечно, гарантия войны с Советским Союзом. И, увы, в Советском Союзе такая логика не была понята. Однако она имела место и привела к тяжелой войне и краху Германии.

А дальше Германия возвращается на то место, которое занимала в период Веймарской республике. Может быть, она становится промышленной державой с весьма ограниченным влиянием на периферийные рынки, но, тем не менее, она постепенно усиливает это влияние за счет того, что производит хорошее промышленное оборудование, и это влияние она держит и по сей день. И благодаря этому в нынешних условиях кризиса немецкая экономика не так плохо себя чувствует, как экономика стран юга Еврозоны или даже французская экономика потому, что Германия имеет знак качества на промышленном оборудовании

Источник: http://tv.russia.ru/video/diskurs_14014/

0
186
0