«Темный рыцарь» занялся курдским вопросом в Ираке

На модерации Отложенный

Планы иракских курдов провести в этом году референдум по вопросу объявления независимости от Багдада вызвали нешуточную обеспокоенность в регионе. Хотя на официальном уровне ситуацию практически не комментируют, по данным источников «Известий», близких к правительству Ирака, закулисная работа с политическими силами Иракского Курдистана активизировалась. И флагманом на этом направлении выступает Иран в лице одного из самых видных политических фигур исламской республики Касема Сулеймани, получившего в западных СМИ прозвище Темный рыцарь. По мнению экспертов, резкие шаги курдов могут привести к взрыву и без того непростой ситуации как в Ираке, так и во всем ближневосточном регионе. Но сами курды пока не намерены останавливаться.

Как сообщила межарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат», Иракский Курдистан на днях посетил Касем Сулеймани для проведения переговоров с местными политическими силами о предстоящем референдуме. Глава спецподразделения «Аль-Кудс», входящего в состав Корпуса стражей исламской революции, элитного военно-политического формирования, в Иране считается национальным героем. Руководство страны посылает его на самые проблемные направления. Например, по некоторым данным, именно он командовал операцией на земле по освобождению сирийского Алеппо в конце 2016 года. Источники «Известий» подтвердили факт визита. Касему Сулеймани поставили задачу убедить иракских курдов отложить на неопределенный срок проведение референдума по объявлению независимости от Багдада, а также отдалить друг от друга ведущие политические силы Иракского Курдистана.

В правительстве автономного региона «Известиям» не стали комментировать ситуацию.

Президент Иракского центра политического анализа, близкого к премьер-министру страны, Ихсан аш-Шамри пояснил «Известиям», что Иран поддерживает хорошие отношения с основными политическими силами в Иракском Курдистане и, отправляя в автономный регион политического тяжеловеса Касема Сулеймани, старается повлиять на них.

— Речь идет прежде всего о Демократической партии Курдистана во главе с (президентом автономного региона) Масудом Барзани и Патриотическом союзе Курдистана под председательством (бывшего президента Ирака) Джаляля Талабани. Естественно, Тегеран может оказать влияние на ход развития событий и попытается это сделать, поскольку референдум и возможное создание независимого курдского государства напрямую угрожает иранской национальной безопасности, — пояснил Ихсан аш-Шамри.

Ранее официальный представитель правительства Иракского Курдистана Сафин Дизайи заявил «Известиям», что власти автономного региона намерены в 2017 году провести референдум по вопросу объявления независимости от Багдада.

В России к планам Эрбиля (столица автономного региона) относятся скептически. В Совете Федерации «Известиям» дали понять, что проведение голосования в нынешних условиях неуместно.

— Курдский вопрос крайне сложен, — сказал первый зампредседателя комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров. — Ведь курды в большом количестве проживают не только в Ираке, но и в Турции, Иране и Сирии. Принятие решения о независимости может повлечь за собой конфликты, в том числе с вмешательством в них соседей Ирака. Что касается России, то она к вопросам сепаратизма относится негативно. Таким образом, курдская проблема требует взвешенных подходов и планомерной работы, в том числе на уровне ООН.

Тем не менее курды явно не намерены останавливаться. Как рассказала депутат иракского парламента от Демократической партии Курдистана Файан Дахиль, курдские политические силы, несмотря ни на что, ведут подготовку к предстоящему голосованию.

— Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана (обе партии представлены в иракском парламенте. — «Известия») договорились создать комиссию, которая будет заниматься вопросами проведения референдума, — пояснила «Известиям» Файан Дахиль.

В Иракском Курдистане утверждают, что положительный исход референдума не повлечет за собой объявления независимости региона, а лишь станет поводом для начала консультаций с правительством в Багдаде по вопросу отделения.

Вместе с тем центральные иракские власти болезненно воспринимают попытки посягательства на единство страны. Масла в огонь подливает и спор по поводу принадлежности города Киркука и богатых нефтью окружающих районов. До наступления ИГ (деятельность организации запрещена в России) они контролировались Багдадом. Однако с появлением в окрестностях боевиков правительственные войска бежали оттуда, и теперь те территории отошли под контроль Эрбиля. Кроме того, объявление о независимости автономного региона может стать примером для курдов в соседних Турции, Сирии и Иране, что чревато эскалацией во всем регионе. И в Анкаре, и в Дамаске, и в Тегеране это прекрасно понимают. Но пока только последний начал предпринимать шаги для недопущения негативного сценария.