Пол по Розанову

На модерации Отложенный

"Пол – синтезирующее начало личности, пронизывающее все сферы деятельности человека. Половой акт – и физический, и духовный; центр гармонии." - личность никакого отношения к "полу" не имеет, только "индивид" имеет отношение к полу, как обретённое свойство личности, а личность есть до становления пола. "Семья, по Розанову, кончается не тогда, когда муж или жена изменяет, а когда прекращается любовь. Семья без любви – в первую очередь половой любви – безнравственна, как безнравственна и всякая половая жизнь без любви." - Розанов всё переворачивает, первична любовь, а не семья, а значит семья зависит от любви, но любовь не исчезает в семье, как представляется ему, а если любовь исчезает, то и семьи не было вовсе, так как эти вещи существуют в неразрывном единстве и не исчезают из-за "любви". Почему Розанов так представляет, связано с отсутствием любви в его жизни, любовь никогда не исчезает единожды возникнув, и видимо "любовь" понимается Розановым в садо-мазо отношениях, как зависимость. Половая любовь по существу безличная, и "изменить" невозможно где имеется только объект полового, а если привлекает конкретная личность, то имеется "влечение", где садо-мазо отношения или начало любви. "Именно глубочайшее проникновение в тайны пола является главным вкладом Розанова в историю мысли. Главное, что стремился выразить в своем учении о поле Розанов – это то, что душа и тело не должны восприниматься раздельно: пол – их синтез." - пол не имеет отношения к сущности индивида, это всего лишь матрица внутреннего взаимодействия входящей и принимающей стихий бесполого Тела, а не "душа" или "тело", а действующая составляющая "пола" - объект полового взаимодействия в сексуальных отношениях. Заслуга Розанова только в обращении к основанию индивида, чем и является пол, а взгляд на пол в его концепции неполон, где мыслитель не понимал категорию единого в мышлении, и тяготел к Ветхому завету. Большую путаницу в понимание пола внёс Фрейд соединяя не соединяемое, биопол и пол, то есть природу, присущую индивиду, с "основанием" индивида в порядке человеческом (что привносит уже только "пол"), и где "сексуальность" повисает в воздухе, как присущая всем, и не зависящая от положения бесполого Тела, и откуда произошла его "выдумка" о комплексе Эдипа, совершенно глупая и несообразная с пониманием пола. После Фрейда и возникла идея о свободе половой ориентации, тогда как "пол" детерминирован бесполым Тела, а свобода обретаемая полом связана не с "выбором", а с обретением полового Тела, где пол свободен, и свобода эта не физического порядка, и относится только к "ощущению" независимости индивидуального.

В 1898 выходит статья Розанова на тему пола, ставшей узловой для всего его последующего творчества в целом (статья «Брак и христианство») С разработкой темы пола Розанов раскрылся преимущественно как религиозный мыслитель. Основная тема книги «О понимании», тема бытия, нашла в теме пола свое продолжение и своеобразное развитие. «Пол в человеке – не орган и не функция, не мясо и не физиология – но зиждительное лицо, в соответствии и противоположении верхнему, логическому лицу»... Теория пола Розанова является неотъемлемой частью его религиозной философии. Присущее Розанову «чувство Бога» неотделимо от другого свойственного ему «чувства пола», пронизывающего все произведения философа на втором этапе его творчества. Чувство пола сливается с чувством Бога в единое религиозно-половое чувство: поэтому, в философии Розанова неразделимы вопросы религии и вопросы пола; метафизика религии усматривается философом именно в метафизике пола. Пол видится мыслителю таинственным основанием существующего, космичным, над-мировым началом, в котором синтезируется плотское и духовное; сфера пола не исчерпывается для него интимными отношениям мужчины и женщины – пол, по Розанову явление трасцендентное, всеобщее и бесконечное, охватывающее сущность бытия, составляющее причину мировой гармонии. В философии Розанова отсутствует проблематика греховности – в стихии пола освящается все: священен акт рождения, а потому священна рождающая природа, земля; священен половой акт, зачатие, семья, как институт способствующий продолжению рода. Один из наиболее важных и интересных моментов учения философа о поле – его представление о непостоянстве полового напряжения: пол для Розанова не есть Константа, не есть нечто определенное и законченное. Условно для него и противопоставление мужского и женского начал – принадлежность человека к тому или другому полу неоднозначна - и мужское и женское присутствует в каждой клетке любого человека, таким образом стремление к обладанию противоположным полом видится мыслителю проявлением жажды полноты бытия, обретаемой на время только в половом акте. Розанова можно причислить к религиозным мыслителям, но он неортодоксален. В давние времена его без труда обвинили бы в ереси.

Но сегодня в церковных кругах найден оправдательный термин – религиозный натурализм: Розанов – теоретик человеческого естества. «Несчастная книжность, несчастная интеллигентность сделала то, что человек мыслит себя «подобием Божием», когда строчит газетную статью или брошюру, а не когда носит на руках больного ребенка, не когда мать кормит его грудью, не когда родители зачинают его. Проклятое скопчество, родитель сухой и суетной интеллигентности». Вопросы пола, которым Розанов уделяет чрезвычайно большое место в своих книгах, принесли ему при жизни скандальную славу, мешают они правильному его восприятию и по сей день. Суть его учения: пол не есть нечто постыдное, запретное, а мистическая основа жизни, основа семьи, основа общества. Пол не только не есть грех, но наоборот: признание важности пола ведет к оздоровлению общества, очищению, освобождению от греха. У Розанова пол одухотворяется, даже обожествляется как сфера, связанная с зарождением жизни, зарождением души. Тема пола всегда у него связана с темой брака, семьи («...дать почувствовать семью как ступень поднятия к Богу».) Многие из писавших о Розанове признают, что он сумел осветить щекотливую тему пола с предельной откровенностью, даже с бесстыдством, но без пошлости и почти без грязи. Но непонимание сути сочинений Розанова на темы пола приводило к тому, что некоторые из них арестовывались цензурой по обвинению в порнографии («В мире неясного и нерешенного», «Метафизика христианства» и даже «Уединенное»). Именно глубочайшее проникновение в тайны пола является главным вкладом Розанова в историю мысли. Главное, что стремился выразить в своем учении о поле Розанов – это то, что душа и тело не должны восприниматься раздельно: пол – их синтез. Он проповедник единства личности, единства духа и плоти. Что привело к разрыву духа и плоти? Только ли церковь виновата в этом? Р. возвышает пол, доказывая его одухотворенность, космичность, но для него пол - это именно природное начало в человеке. Пол – синтезирующее начало личности, пронизывающее все сферы деятельности человека. Половой акт – и физический, и духовный; центр гармонии. Религиозность составляет важнейшую черту мировоззрения Розанова. Бога он воспринимает как безусловную реальность, как абсолютно Сущее. Он был также увлечен иудаизмом. Розанов тяготеет к идеализации семейного быта и утверждает, что смысл жизни в продолжении рода. Утверждая, что основа христианства – аскетизм, монастырь. Аскетическое отношение к миру выражается прежде всего в отрицательном отношении к браку, к полу. В этом Розанов видит прямую причину ослабления церкви, в этом же для него – причина кризиса всей нашей христианской цивилизации. «Пусть объяснит духовенство, для чего растут у девушек груди? – чтобы кормить свое дитя. – Ну а ... «дальше» для чего дано? Сказать нечего, кроме: - Чтобы родить дитя. И весь аскетизм зачеркнут». Из «Опавших листьев. Короб 1. СПб, 1913» Семья, По Розанову, для женщин и есть их монастырь. Противоречивый Розанов не против монашества как такового, он только считает его не нормой и правилом праведной христианской жизни. Он против того монашества, которое в его время зачастую вырождалось в удобную форму беззаботного, сытного существования. Розанов отмечает, что как раз монашеское уединение в большинстве случаев непроизвольно вызывает неодолимую сосредоточенность на «греховной плоти», отсюда и вытекает восприятие пола как чего-то порочного, дьявольского, но в то же время чрезвычайно притягательного. Любовь занимает очень важное место в мировоззрении Розанова. Он, конечно, не отделяет любви от пола – для него это не только «духовная симпатия», но и взаимное тяготение, в том числе, конечно и половое: «любовь есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь есть всегда обмен души и тела. Поэтому когда нечему обмениваться, любовь погасает». Когда любовь кончилась, брак теряет свою религиозную основу. Любовь – критерий нравственности. Семья, по Розанову, кончается не тогда, когда муж или жена изменяет, а когда прекращается любовь. Семья без любви – в первую очередь половой любви – безнравственна, как безнравственна и всякая половая жизнь без любви. Душа женщины – мужского рода и тянется к родному телу (соответственно, душа мужчины – наоборот). Отсюда любовь: «душа ищет своего тела, родни себе». Для Розанова вся жизнь так или иначе вращается вокруг пола. Невидимые нити от всех розановских тем тянутся к полу. Это основа, из которой вырастает его мировоззрение. (По той огромной роли, которую он отводит полу, Розанов явно близок к Фрейду. Но для Фрейда пол проявляется в бессознательных, темных, разрушительных инстинктах человека. Для Розанова же пол является воплощением положительного природного начала, мистической основой, из которой вырастает личность и через которую человек связан с Богом.) http://tarefer.ru/works/91/100640/index.html Некоторые аспекты жизни и философии В.В. Розанова (1856-1917)