Кризис демократии. Но демократы не сдаются

 

Профессор Европейского университета в Санкт Петербурге Дмитрий Травин как убежденный сторонник либеральной идеологии (приоритета прав человека и его свобод в государстве) и демократии как политического режима (власти народа через ее выборность) самокритично признает недостатки демократии.

На вопрос журналиста радиостанции Эха Москвы о том, что происходит на Украине (см. ссылку https://echo.msk.ru/programs/personalno/2401513-echo/) говорит, что за последнее время оценки демократов происходящего на Украине изменились: большой энтузиазм сменился  страшным пессимизмом. Я всегда с такой оценкой не согласен, хотя, конечно, 10 лет назад я переоценивал возможности успеха Украины. 

 

Далее Дмитрий Травин говорит, что демократия гораздо более сложное явление, и формирование демократии определяется десятками факторов, которые могут по-разному сочетаться и создавать успешный или неуспешный вариант.

Однако, как отмечает Травин, значимость демократии, сохраняется.  

Главное преимущество демократии перед автократией в том, что демократия дает больше вариантов выбора, и общество выбирает, выбирает, выбирает, и, может быть, через какое-то время даже чисто случайно, сделает выбор, позволяющий стране нормально двинуться вперед.

Ключевые слова в этой фразе – “чисто случайно’. А надежда на случайность в рекомендациях профессора не научный подход. Это вроде расчета на авось. Другое дело, если бы его рекомендации давали возможность оперативно оценивать последствия случайностей, чтобы устранить отрицательные из них. Или развивать положительные далее. Этому служит обратная связь в теории управления. Она бывает положительной и отрицательной. Положительная говорит о том, что ничего менять не требуется. Отрицательная означает необходимость перемен. Эту премудрость легко понять на примерах из техники или биологии.

Начнем с бытового холодильника. Удержать в нем температуру постоянной, “комфортную” для разных продуктов, невозможно. Автоматическим включением и выключением холодильника по сигналу от датчика температуры (отрицательная связь) в нем поддерживается перепад температуры, компромиссно приемлемый для всех продуктов. Но случайно (авария с электроснабжением) холодильник отключился и для свежезамороженной трески это “трагическая гибель”.

Пример из биологии. У человека благодаря саморегуляции поддерживаются постоянными температура тела, артериальное давление, а также некоторые параметры клинического анализа крови. Это постоянство не абсолютное, а относительное, допускающее отклонения этих параметров от средних значений. В науке это называется гомеостазом, или динамическим постоянством внутренней среды организма. Так устроила природа: постоянство внутренней среды при стихийности перемен во внешней среде есть условие выживания. У здорового человека это запас прочности, позволяющий выдерживать перегрузки. В том числе случайные.  А, скажем, гипертонику, у которого повышенное давление стало постоянным, перегрузка грозит инсультом. Или смертью (как авария для продуктов в холодильнике). Но если надеяться не только на врачей и лекарства, а нормализовать еще образ жизни, отказавшись от дурных привычек, то инсульта можно избежать. Всем ясно, что это не легко. Надо ломать себя, чтоб не плыть по течению. Это автократия на уровне индивидуума, подчиняющего свое поведение разуму и воле. А если взять болезни человека, ведущего нездоровый образ жизни, то получим аналогию социального нездоровья общества как результат отсутствия социальной ответственности у работодателей и чиновников и неспособности населения цивилизованно без булыжников пролетариата и майданов отстаивать свои права и свободы. Потому что  население, не осознающего своей доли ответственность за собственное благополучие, не может стать гражданским обществом.

Либералы считают, что для лечения применима только демократия. На Украине действительно демократия: за постсоветское время там регулярно менялись президенты; не переизбрался ни один, а экономика в упадке. Зато наши либералы негодуют, что Путин уже двадцать лет у власти, этим и объясняя наши проблемы. Так может все дело в том, что он по автократичности не дотягивает до Петра Первого и Сталина, а на Украине их проблемы связаны с перебором в демократии?

Спор славянофилов с западниками, когда те и другие категоричны в отстаивании своих точек зрения, окажется бессмысленным, если учесть диалектическую связку демократии и автократии как единство и борьбу противоположностей в качестве источника развития человечества. В этом случае окажется, что у России не особый путь, как утверждают славянофилы, и не совсем европейский. А стандартный как у всех, но наши национальные особенности такие крутые, что создается впечатление особого пути.

  См. «Влияние Киевской Руси на развитие Европейской цивилизации» по ссылке    http://moyaosvita.com.ua/istoriya/vliyanie-kievskoj-rusi-na-razvitie-evropejskoj-civilizacii/  

 

- «Киевская Русь – пример классического раннефеодального государства. Она соединила в себе черты развитых европейских государств и полудикой Азии. Вобрав черты этих двух миров, Древнерусское государство смогло развить собственную социальную, экономическую и политическую систему, достичь величия цивилизации в крупнейших центрах страны. Западные страны были поражены развитием ремесла, торговли Киевской Руси. Древнерусская культура вообще не имела аналогов в мире и стала образцом культурных достижений для других европейских государств. <…>

 

Благодаря своей мощной обороноспособности Киевская Русь неоднократно спасала Европу от набегов кочевых племен. Она становилась своеобразным буфером на пути хазар, печенегов, половцев и монголо-татар, которые, потратив свой военный потенциал на территории Руси, уже не были способны продолжать свои захватнические походы на Западе Европы. Таким образом, Русь сохранила европейскую цивилизацию от разрушения, пожертвовав своей судьбой ради Европы, обеспечив ей благоприятные условия для развития»

 

      Освобождение от татаро – монгольского ига и расширение территории требовали прежде всего авторитарных инструментов. При Иване Третьем наступил конец ордынскому игу, а при Иване Четвертом (Грозном) произошло покорение Казани и завоевание Сибири. Была еще и опричнина. А после кончины царя ослабла автократия и началось “смутное время”. Был и Борис Годунов (см. ссылку Борис Годунов - реформатор России)

--Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о блестящем правителе, но этого не произошло. Народ не воспринял его, как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позднее Михаила Романова. Его терпели лишь как ловкого пройдоху, интригой овладевшего чужим троном, ему не прощали просчетов и не испытывали благодарности за его дары. И это отношение было присуще всем слоям общества – от простого народа до боярства. И никто лучше самого Бориса не понимал сложности его положения. Уже венчанный на царствие, он продолжал опасаться за свою судьбу.

Можно с уверенностью говорить, что правление Годунова носило, по сути, реформаторский характер. Построив десятки городов, необычайно расширив границы государства, завершив с выгодой давнюю войну со Шведами, разгромив крымского и сибирского ханов, он в то же время всегда с большой милостью относился к народу, помогая бедным и обескровленным, зазывая население на новые земли и осаживая там людей послаблениями в налогах. Борис Годунов без сомненья был фигурой передовой, преисполненной мыслью государственного масштаба. Трудно предсказать, как сложилась бы судьба России, проживи Годунов дольше. Возможно, победив самозванца и обуздав смуту, он укрепил бы свою власть и продолжил бы свои начинания.

      Если царствование Ивана Грозного это путь к установлению «самодержавной» власти, то после «cмутного времени» как непродолжительного ослабления авторитаризма авторитарная власть вернулась уже при Романовых. А c Петра Первого начался  форсированный путь развития России в XVIII веке.

Как деспот и тиран, он выжимал из системы максимум.  Жестокий, но реформатор. По факту. При Екатерине система устойчиво сохранялась и поддерживалась, хотя как просвещенная самодержица понимала минусы крепостничества, но осознавала свою зависимость от дворянства, поскольку это давало простую модель управления: верховный правитель, помещик, крепостной народ.

При Александре Первом проявлялись попытки реформирования, но после декабристов и уже при Николае палкине все остановилось, пока все не провалилось после Крымской войны. Поэтому приход либерального реформатора  Александра Второго и отмена крепостного права были предопределены, а также и ряд либеральных реформ (см. ссылку https://istoriarusi.ru/imper/reformy-aleksandra-2.html ).

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России

- Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.

 -Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.

-Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были подавлены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

 

Если первые два пункта отражают позитив, то третий только негатив. Это говорит о том, что Александр недооценивал роль сдержек и противовесов при проведении либеральных реформ. Достаточно вспомнить, что на царя совершено семь покушений на протяжении 15 – лет. Александр Третий отошел от либерализма и закрутил гайки, но джин был уже выпущен. Тем более, что Николай Второй с одной стороны как автократ был слабаком, но и либералом половинчатым.

 

Послереволюционное время характеризуется началом борьбы за власть между коммунистами – однопартийцами, но имеющие разные взгляды на построение  социализма. Cталин победил. Но осуждение его тирании без учета возможной победы конкурентов будет неверным.

Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Но это не тот случай.  Попробуем найти ответ на вопрос, что могло случиться, если бы победил не Сталин, а его противники? Умеcтно сослаться на письмо к съезду Ленина:
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение».

Про Троцкого не говорим. Его приверженность мировой революции была бы гибельной для одной страны, восставшей против всего мира. Но и с победой Бухарина было бы тоже плохо. Его либеральный призыв к зажиточным крестьянам (кулакам) “обогощайтесь“ с идеей на налогах провести модернизацию. По срокам реализации это явно медленнее, чем ускоренная сталинская мобилизация через коллективизацию и индустриализацию. Сюда же отнесем ГУЛАГ и репрессии. Жестоко и несправедливо – очень. Но могло быть хуже? Могло, если бы не победили в войне, потому что нечем было бы воевать. А неизбежность войны была заложена еще итогами Первой мировой и унизительным для немцев Версальским договором. Как следствие - закономерное появление Гитлера с идеологией нацизма, что превратило мир в трехполярный. Два полюса из них,- объединенный Запад и СССР, - стали натравливать третий друг на друга. Сначала Мюнхенский сговор, а в ответ Пакт Риббентропа – Молотова.

Непредвзятая оценка Сталина вызывает желание оценить его последователей как закономерно слабеющих автократов в свете достигнутого. Холодную войну проиграли. Социально - экономические достижения в стране к этому времени – это финиш у разбитого корыта. По факту. Потом капитуляция  на внешней арене сначала Горбачева, потом Ельцина (вспомним для наглядности пьяного Ельцина, дирижирующего оркестром на проводах наших войск из Берлина) и социально экономические последствия либерализации в экономике. Тридцать лет назад в стране был запрос на потребление, вызванный сплошным дефицитом. А он в свою очередь  был следствием исключительного участия государства в экономике (все планировалось сверху), подавляя инициативу предприимчивых  людей. Поэтому вынесем за скобки жестокость гайдаро—чубайсовских реформ. Могли они быть менее жестокими? В принципе, да. Но необходимость либерализации экономики, чтоб пробудилась инициатива предприимчивых, не вызывает сомнений. Что неизбежно меняет условия среды обитания для всех. Кому - то становится лучше, а кому - то хуже. Но измененное бытие неизбежно меняет и сознание. Если говорить о крайностях, то те, которым стало лучше,  теряют чувство меры и постепенно привыкают к вседозволенности. А крайность из тех, которым стало хуже, означает, что они остаются в плену патернализма и продолжают считать себя людьми, от которых ничего не зависит. Более того, ощущают жестокую фрустрацию. Но чтобы пропасть между теми и другими сокращалась, сегодня необходим автократ, а не либерал. В силу того же закона о единстве и противоборстве противоположностей.

 

Выше говорилось о наличии обратной связи как обязательном условии для управления без конкретизации объекта управления. Было доказано, что он может быть как техническим устройством и биологическим представителем живой природы, так и социальным организмом. Но процесс управления характеризуется еще одним важным параметром. Это качество управления. Обратимся опять к примерам. Если перепад температуры в холодильнике есть обязателен, то величина его перепада характеризует качество управления. Представим, что в холодильной камере, где хранят замороженные продукты, диапазон перепада температур будет от минус 10 до плюс 10 градусов. Такой холодильник никому не нужен.

 

Теперь про биологию. Представим индивидуума, который в результате нездорового образа жизни довел себя до инсульта (или инфаркта) и только, получив такой удар по голове, осознал все. Просветился по умным книжкам и, ломая себя через колено, осторожно начал убегать от второго инсульта. Убежал, втянувшись в режим, и дожил до 83 – х, хотя инсульт был сорок лет назад (это я про себя). Но точно знаю, что без полученного урока сам бы не перестроился.

 

Это я к тому, что нам, имеющим тяжелую наследственность (патернализм), шокотерапия была необходима. Но шокотерапевты оказалась не только жестокими, но и безграмотными. Взялись за управление страной, не отдавая себе отчета о качестве их управления. Выразилось оно в игнорировании объективного требования закона природы. Это то, что для развития требуется учитывать не только противоборство сторон, но и их единство, чтоб не ломать страну через колено. Чтобы у буржуя и чиновника воспитывалась потребность в социальной ответственности, а у населения ответственность за собственное благополучие. А вышло так: кто не вписался в рынок – сам виноват. Это как бег больных и старых от инфаркта в одной колонне со спортсменами. Какое уж тут качество управления. Такие управленцы заслуживают только дисквалификации. На большей части исторического пути России - автократия. Либерализма по времени чуть - чуть (Годунов, Александр Второй и Горбачев с Ельциным). Поэтому патернализм в нас – это тяжелая наследственность и преодолеть ее одним прыжком невозможно. Нужно дозированное отступление от либерализма в сторону автократии (маятниковая модернизация или догоняющая, которая автоматом требует периодического отставания: ведь чтобы догонять, надо сначала отстать). Технарям, кто профессионально знакомом с системами автоматического регулирования, легче это понять, чем гуманитариям.

 

3
552
2