Философия об истине и правде

Понятие истины было введено ещё досократиком Парменидом. Он противопоставил истину мнению, причем критерием истинности считал постоянство мнений. Получалось что истинность решалась у древних греков постоянством мнения большинства...

Ученик Сократа Платон считал что каждой вещи соответствует её истинная идея, эти идеи находятся в надлунном нетленном мире, а в подлунном мире всё течет, люди смертны - но их души бессмертны как неизменные звёзды на тверди небесной. Трудности познания он описал с помощью образа пещеры, в которой сидит человек, привязанный спиной ко входу в неё так, что он не может пошевелиться и смотрит только на стену, к которой он повернут (а повернули и привязали его какие-то силы от него независящие) и видны ему только тени от проносимых мимо входа вещей

Ученик Платона Аристотель спустился на землю и поднялся до корреспондентной или "классической теории истины" как соответствия знания реальности. Греческое наследие могло бы развиваться в Римской Империи, но набежали варвары, и чтобы спасти Империю Константин сделал гонимое христианство официальной религией. Империя всё равно развалилась, начались века средние затормозившие эволюцию человечества, возник онтологизм и представление о Боге как истине, поскольку сказано "Я есмь Истина".

Некоторые литераторы-философы в России ещё на рубеже 19-20 веков утверждали: "Истина" - от слова "Естина". Это наивный и ошибочный подход. Могут возразить: но ведь "Волга действительно впадает в Каспийское море" - разве это не истина? - Нет!  Это суждение которое является истинным. В море впадает река, а не истина. 

Хайдеггер полагал что истина есть "несокрытость бытия", проявляемая через бытийность человека как одной из составляющих этого бытия. Это большой шаг вперёд... но и уход от проблемы, так как мы все - частица бытия, некая "чтойность" и степень "несокрытости" бытия нам неизвестна. Проблема остаётся.

Современная философия рассматривает истину с позиций современной теории познания как суждение, которое (по доступным нам строгим критериям (эмпирическим, логическим, требованиям верификации и фальсификации) обладает свойством истинности, достоверности. Проблема истины оказалась пограничной между логикой и философией:

Польский логик и математик Альфред Тарский (1902 – 1983) в 1935 году дал формальное определение понятия истины: Суждение «x» истинно, если и только если событие X действительно имеет место. «Суждение «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел». Казалось бы банальность и полное соответствие корреспондентной теории Аристотеля. Но заслуга Тарского в том, что он различил объектный язык, на котором говорят о том или ином предмете, и метаязык, на котором говорят о языке. При определении истинности мы сопоставляем не объектный язык с "самим" объектом, а метаязык с объектным языком. Других путей нет, даже если мы вспомним об интуиции, предчувствии, озарении и прочая...

Итак, истинность есть оценочная характеристика нашего суждения, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области.

Истинность – это свойство знания, а не свойство предмета. Дуб не может быть истиной или ложью, а вот суждение о дубе том может быть как истинным так и ложным. Для краткости мы называем истинное суждение истиной. (отсюда порой и возникает путаница)

Итак,истинность фиксирует свойство отношения наших суждений к внелингвистическим структурам, заданных нашей деятельностью. Мы порой не всегда различая понятия "правда" и "истина" употребляем словосочетание «говори правду» вместо громоздкого «говори суждение, которое обладает свойством быть истинным», мы помним, что знание не может быть истиной или ложью, но оно может быть истинным или ложным.

Ошибочное отождествление истины и реальности происходит в результате гипостазирования абстрактных понятий, что часто допускает обыденное мышление или художественно-образное мышление. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует как материальный предмет. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком. 

Объективность истинностных суждений означает, что в нашем знании имеется содержание, не зависящее от нашего желания.

Хотим мы того или нет, а Одесса расположена на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а город.

Критерием «истины» (правильнее сказать истинности) знаний является как многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагментов знания. Этот критерий можно представить как поиск оптимального соотношения между знанием и деятельностью, как неустойчивое равновесие между ними. Ситуация похожа на старание серфингиста удержаться на океанской волне.

Стремление к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как считал Ленин, поскольку меняется и реальность, и наши представления о ней, и мы сами.

Иногда перечисляют «разновидности истины»: «относительная», «абсолютная». Да, знание относительно и конкретно, потому что его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, а объективно оно потому что не зависит от нашего желания, и в тоже время знание относительно, что означает его постоянную незавершенность, но отнюдь не произвольность.

 Относительность знаний объективна и конкретна. Наше знание неполно. Мы совершаем полные, необратимые, законченные действия в условиях принципиально неполного и незаконченного знания. Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и даже путей эволюции общества.

Аспект абсолютности истины понимается в двух смыслах: или это полное знание или это завершенное знание о конкретной завершенной ситуации. Что касается первого, то исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: для полной информации даже об элементарной частице нужна бесконечная энергия. Энгельс был прав, заявив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами... Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание»./Соч.,Т.20. С.90-91/

Для самоуверенных и невежественных «обладателей истины» это больной вопрос. Как заметил академик и недавний директор Института философии РАН А.А. Гусейнов беда в том, что «когда люди говорят об абсолютном (истине, морали, боге) они преисполняются какой-то непонятной и непроницаемой уверенностью что их утверждения обладают абсолютной истинностью по той причине, что они говорят об абсолютной истине»      / Журнал "Вопросы философии" 2009, №9. с.7./

Что касается второго смысла - завершенности знания – то это тоже не «абсолют», а конкретное знание, вроде даты вашего рождения по придуманному нами календарю или температуры кипения воды на уровне моря по придуманной людьми шкале термометра. Как ни прискорбно, но абсолютная и вечная «Истина» – иллюзия романтического или наивного сознания.

Истина и правда - разные понятия. В повседневной жизни мы часто не различаем истину и правду, говорим, например, «я хочу знать правду», а подразумеваем желание знать истинную информацию. Дело в том, что истинность характеризует знание в аспекте его отношения к своей предметной области, а правдивость – этическая категория. Она характеризует тот факт, что человек честно говорит так, как он думает. Не всякая правда является истиной, ведь можно искренне заблуждаться и не знать о своей ошибке. 

Иногда говорить правду опасно, иногда неприлично. Не зря писатель А.В. Вампилов заметил: «Говорите правду - и вы будете оригинальны». По подсчетам психологов человек говорит неправду много раз в день, но в основном безобидную, комплиментарную, для вежливости. Примеры нужны?     ...А мне вспомнилась довольно едкая правдивая шутка: "Дураком быть выгодно, но очень уж не хочется. Умным - очень хочется, но могут и побить".

Ложь и обман. Различают ложь как добросовестное заблуждение (например, ошибка учёного в исследованиях или школьника в решении задачи) и ложь как умышленный обман. Например, лесть является приятным для адресата обманом с определённой целью. Обманом является и подборка-выборка информации под нужный концепт при умалчивании неудобных фактов в целях заданного концепта. Часто людей обманывают, выдавая ложные или необоснованные посылки за истинные и потом часто их повторяя «а поэтому…». (особенно часто это делают пропагандисты). Коварной разновидностью обмана является полуправда, подборка специально подобранных фактов и цитат в смеси с ложными комментариями и подтекстами. Ложь и обман в их различных дозах и комбинациях используют для манипулирования как личностным так и массовым сознанием.  

 

74
4482
6