"Временный" "мирный план" Либермана – это навсегда...

На модерации Отложенный

«У меня есть три объяснения», - сказал один еврей раввину, когда сосед пожаловался на этого еврея за то, что тот не возвратил кувшин. «Во-первых, я никогда не брал у него кувшина взаймы. Во-вторых, кувшин был разбит. И, в-третьих, я ему давно его вернул».
"Мирный план" Либермана демонстрирует такую же логику. Мирный план? Либермана? Таки да. Что бы вы не подумали, Либерману нужен мир.  Причем настолько, что он даже провел несколько бессонных дней и ночей и разработал свой собственный мирный план.
На той неделе он собрал 170 «израильских» дипломатов - элиту министерства иностранных дел – и поделился с ними своими мыслями. Точка зрения министра иностранных дел является для дипломатов обязательной для исполнения, и вот теперь они занимаются определением ориентиров для всех «израильских» дипломатических представительств по всему миру. Но, прежде всего, Либерман свел счеты с турками. Турки требуют извинений от «Израиля» за убийство девяти турецких правозащитников на корабле, который пытался прорвать блокаду Газы. Турки также требуют, чтобы «Израиль» выплатил компенсации семьям, потерявшим родственников. Они считают, что «израильские» коммандос  незаконно напали на турецкий корабль в открытом море и убили безоружных правозащитников. «Ну, это уж запредельная наглость», - взорвался Либерман. Все знают, что турки сами напали на наших военных, которые просто спустились с вертолетов и были вынуждены обороняться и отстреливаться. Либерман прекрасно знал, что Натаняху ведет переговоры с турками, чтобы замять этот конфликт. Военный министр  Барак и представители армейского руководства требовали, чтобы он наладил отношения с Анкарой и, в первую очередь, с турецкими военными, что имеет стратегически важное значение для «Израиля».
Турки знают, что «Израиль» руководит конгрессом США, и потому считают нужным пойти на компромисс. Посланник Натаняху искал особую форму извинения, которая могла бы в то же время удовлетворить Анкару. Либерман положил конец политике умиротворения. Натаняху не может позволить себе выглядеть эдаким «хлюпиком» по сравнению с «мачо» Либерманом. Поэтому он объявил, что никогда не извинится. Для Либермана это безусловная победа. Натаняху капитулировал. Барака унизили. Турки остаются врагами. Что еще нужно министру иностранных дел?
Но Либерману не долго почивать на лаврах.
На совещании со 170 дипломатами он выложил свой великий план – План Б. Минуточку. Если это План Б, то где же План А? У Натаняху, конечно, нет никакого мирного плана. Его позиция заключается в следующем: палестинцы должны вернуться к прямым переговорам без предварительных условий, но только после того, как они официально признают «Израиль» как «государство еврейского народа» (или, по другой версии, как «еврейское и демократическое государство»). Ясно, что палестинцы никогда не согласятся на такие предварительные условия. Так на какой План А  ссылается Либерман? Уж точно не на план Натаняху, а на план Барака Обамы. Американский президент говорит о двух государствах в пределах границ 1967 года с палестинской столицей в Восточном Иерусалиме. Ни в коем случае, отвечает Либерман. И как у того еврея, которого обвинили в невозвращении кувшина, у него есть три причины: Во-первых, нам не с кем заключать мир. Во-вторых, правительство «Израиля» не может заключать мир. В-третьих, мир нам не даст ничего хорошего. Нам не с кем заключать мир, так как палестинцам не нужен мир. Иммигрант из Молдавии Либерман знает палестинцев намного лучше, чем они себя. Он довольно категорично заявляет: «Даже если мы предложим палестинцам Тель-Авив и отойдем к границам 1947 года, они найдут причину, по которой не нужно подписывать мирный договор». (В соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН 1947 года «Израиль» получил 55% территории подмандатной Палестины, в 1949-1967гг. – 78%). Действительно, этот вопрос решается легко: «Израиль» может начать переговоры и предложить мирный план с условиями, предложенными президентом Биллом Клинтоном и принятыми Бараком Обамой. Если палестинцы откажутся, мы ничего не потеряем, а они опозорятся перед всеми. Кажется, Либерман не упустил эту возможность, он подготовил альтернативный довод: мы не можем вести переговоры с палестинцами, так как у них нет законного правительства. Как это - нет законного правительства?
Здесь Либерман выступает "принципиальным демократом". Срок полномочий Махмуда Аббаса истек. Палестинская администрация не проводит новых выборов. Разве можно требовать от «Израиля», "светоча демократии на Ближнем Востоке", заключать мир с незаконным правительством? Да, это трудно представить. «Израиль» не предаст своих священных принципов.

Такой убежденный демократ, как Либерман, не может и не станет с этим соглашаться. Многие палестинцы считают, что Аббас может вести переговоры. Даже ХАМАС недавно заявил (уже не в первый раз), что если Аббас достигнет подписания мирного соглашения, а палестинский народ подтвердит это решение на референдуме, ХАМАС примет это решение (даже в том случае, если оно не будет совпадать с его принципами). Но это не интересует Либермана. Он не скомпрометирует себя переговорами с администрацией, чьи достижения в области демократии весьма сомнительны. Это не так важно, так как, по Либерману, сам «Израиль» не может заключить мир. Проще говоря, «внутри коалиции существуют разногласия во мнениях». Либерман так говорит: «Я не думаю, что можно прийти к общему знаменателю между   Ишаем и   Бараком, или между мной и   Меридором, или в Ликуде между   Бегином и   Эйтаном (Меридор, Бегин и Эйтан – все министры без портфеля)… В нынешних политических условиях план долговременного урегулирования неприемлем, так как эта коалиция попросту не сохранится».
Для Либермана, как и для Натаняху, продолжительное существование нынешней коалиции более важно, чем достижение «долговременного урегулирования». Можно легко создать альтернативную коалицию из Ликуда, Кадимы и «Партии труда», но  Либерманом, как и   Натаняху, эта возможность даже не рассматривается. Вывод по Либерману: мир невозможен ни сейчас, ни в ближайшие десятилетия. Но, к счастью, у него есть альтернатива, намного лучшая, чем мирное соглашение. Она называется «долгосрочное временное соглашение». На той неделе Либерман раскрыл ее суть: «Значительное улучшение сотрудничества с палестинской администрацией в области безопасности и экономики… Цель моего плана – стабилизировать ситуацию на Западном берегу и усилить сотрудничество с палестинской администрацией по вопросам безопасности, чтобы палестинцы несли ответственность за то, что происходит». Поэтому взаимодействие с незаконным режимом   Аббаса возможно, если он будет продолжать предательски сотрудничать с «израильскими» военными и с Шин-Бетом, чтобы предотвращать нападения в «Израиле» и поселениях. За эту работу ему хорошо заплатят: «Согласно моему плану, палестинская экономика будет успешно развиваться, будет обеспечена свобода передвижения между палестинскими городами на Западном берегу и предоставлены различные экономические стимулы». Итак, чтобы оплатить услуги палестинской администрации для безопасности «Израиля», «Израиль» великодушно позволит жителям Наблуса ездить в Рамаллах, а жителям Вифлеема в Эль-Халиль Палестинские рабочие продолжат строительство поселений, число их возрастёт во много раз, и экономическая ситуация в целом улучшится. План также устанавливает цели: палестинский ВНП на душу населения должен достичь 20 тысяч долларов (в десять раз больше нынешнего уровня). «Когда экономическая ситуация в ПА   будет такой же, как в «Израиле», будет намного легче возобновить политические переговоры и достичь долговременного урегулирования».
Другими словами, оккупация продолжится до тех пор, пока не произойдет следующее: либо уровень жизни палестинцев будет такой же, как в «Израиле», либо придет Мессия – неважно, что произойдёт раньше. В любом случае, вряд ли что-то подобное случится в ближайшие лет сто. Разве это план Либермана? А, может, и Натаняху тоже? Когда Натаняху попросили прокомментировать речь Либермана, он ответил очень уклончиво. Любой министр имеет полное право говорить, что хочет, ответил Натаняху, только официальная политика правительства имеет значение. 
Однако министр иностранных дел – это не «любой министр». Политические воззрения замминистра транспорта (если таковые имеются), может быть, и не так важны. Но министр иностранных дел представляет государство и правительство за границей. Но Натаняху продолжил, что если переговоры будут возобновлены и вновь зайдут в тупик, не будет другого выхода, как заключить временное соглашение. Фактически, именно Натаняху тормозит переговоры, ведь он отказывается заморозить поселения и требует, чтобы палестинцы признали «Израиль» в качестве "еврейского "государства". И даже если переговоры возобновятся, они вряд ли будут успешными вследствие особого отношения нашего правительства к Восточному Иерусалиму и его границам. И что останется? Всё временное – навечно!

- Ури Авнери – «израильский» писатель и правозащитник.