Государство еврейской тирании

На модерации Отложенный

 

Хиллари Рубин

Хиллари Рубин - еврейка американского происхождения, внучка людей, переживших Холокост и родственница одного из основателей движения сионизма. Когда Хиллари репатриировалась в Израиль, ей казалось, что она нашла свой настоящий дом. Но после того, как религиозные институты Израиля, усомнившись в её еврейском происхождении, отказали ей в регистрации брака, ход её мыслей изменился. Рубин оказалась в самом центре раскола, возникшего между двумя крупнейшими еврейскими общинами мира - американской и израильской.

 

Религиозная жизнь в Израиле проходит под жёстким диктатом ультраортодоксальной элиты, имеющей широкое политическое влияние и невосприимчивой к тенденциям либеральных движений, характерных для американских евреев.

 

Из-за смешанных браков и недостаточно пунктуального выполнения религиозных догм многие американские евреи в глазах израильских ортодоксов выглядят вероотступниками, что вызывает у американцев чувство отчуждения и неприятия.

 

"Я оказалась меж двух миров", - говорит Рубин, которая воспитывалась в либеральной еврейской семье в пригороде Детройта. - "С одной стороны, я слишком ортодоксальна для американского общества. С другой стороны, я не достаточно религиозна для израильского раввината".

 

Прости меня, мама, еврейского сына

 

Ушли в прошлое те дни, когда Израиль был для американских евреев предметом гордости и вдохновения и пользовался их полной моральной и финансовой поддержкой. Сегодня быстрорастущий ультраортодоксальный сектор в Израиле привёл к изменениям в расстановке сил в коалиционном в правительстве и небывалому ранее напряжению между общинами.

 

Минувшим летом в Израиле обсуждался проект закона о гиюре (принятие иудаизма) передающего ортодоксам все полномочия в этой сфере. Проект вызвал бурю негодования среди евреев Диаспоры и премьер Нетаниягу был вынужден отложить обсуждение законопроекта в надежде найти компромисс.

 

Недавно в Иерусалиме состоялась встреча между американскими и израильскими еврейскими лидерами. Встреча, созванная для разрешения имеющихся противоречий, прошла за закрытыми дверями в напряжённой обстановке, и обе стороны остались на своих позициях. Говорит участник встречи американский раввин Консервативного движения Джером Эпштейн:

"Как правило, американский еврей не вмешиваются в израильскую политику. Но он говорит следующее: "То, что вы делаете, ставит меня вне закона. Мне недостаточно того, что вы принимаете мою поддержку и мои деньги, мне нужно, чтобы ко мне относились, как к человеку и как к еврею". Однако в действительности этого не происходит", - считает Эпштейн.

 

Полюбила парня я...

 

Противоречия между двумя общинами существуют практически во всех областях.

Однако особое беспокойство американских евреев вызывают вопросы брака и перехода в иудаизм, поскольку принявшие иудаизм в США не считаются евреями в Израиле. Кроме того, американские еврейские движения, как реформистские, так и консервативные, выступают за либеральный подход к смешанным бракам. Более половины американских евреев состоят в браке с представителями иных религий.

 

В Израиле, несмотря на светское большинство, ультраортодоксальные раввины держат под контролем все процедуры бракосочетания, похорон и перехода в иудаизм, и эти акты доступны лишь тем, кто соответствует ортодоксальным догмам еврейства. Израиль предоставляет гражданство всем евреям - реформистским, консервативным и ортодоксальным, но в самом Израиле многие из тех, кто считали себя евреями, не имеют права на заключение брака и ритуальные услуги.

 

История Рубин показывает, как далеко зашли противоречия.

 

Ортодоксальный раввинат отказался зарегистрировать её свидетельство о браке, заверенное американским раввином с подтверждением подлинности её еврейства; а гражданская процедура оформления брака в границах Израиля отсутствует. После прохождения неофициальной церемонии бракосочетания с участием консервативного раввина Рубин и её жених, - тоже еврей, - заключили брак на соседнем Кипре.

 

Государство еврейской тирании

 

"Меня пугает путь, по которому мы идём. Это не демократическое еврейское государство, а государство еврейской тирании", - говорит Хиллари Рубин, внучатая племянница Наума Соколова, одного из основоположников сионизма начала ХХ столетия.

 

Сет Фарбер, ортодоксальный раввин, возглавляющий инициативную группу, помогающую израильтянам преодолеть бюрократию раввината говорит, что по мере усиления влияния ультраортодоксов доказать еврейство становится всё труднее. "Наибольшая опасность состоит в том, что израильская политическая система допускает лишение евреев гражданских прав вследствие передачи ультраортодоксам ключей от еврейской идентичности", - говорит он.

 

Большинство израильтян настроены против религиозных властных структур. Согласно последнему опросу Министерства по делам Диаспоры, 63% израильтян считают, что принявшие иудаизм у неортодоксальных раввинов должны считаться евреями. При этом Моше Гафни (депутат Кнессета от партий "Яадут а-Тора" и "Дегель а-Тора"), чья партия входит в коалиционное правительство Нетаниягу, поклялся не допустить в Израиле заключения браков в рамках иудаизма "делайте-это-как-вам-угодно", - по его выражению.

 "Мы не говорим, что реформисты или консерваторы не евреи. Но мы не изменим существующий порядок здесь, в Израиле. Среднему израильтянину нужна страна еврейских традиций... Мы не позволим разорвать в клочья то, что для на священно", - заявил он.