В российский прокат выходит "Generation П"

В российский прокат после семилетнего производства выходит "Generation П"— экранизация одного из главных романов 1990-х. Уважительно бережный подход к первоисточнику сделал фильм по восприятию практически равнозначным роману Виктора Пелевина, что исключило возможность осовременить произведение, так и оставшееся ребенком описанной постперестройки.

Фильм начинается со знакомых слов о том, что когда-то в России проживало беспечальное юное поколение, улыбнувшееся лету, морю, солнцу и выбравшее "Пепси". То ли кинохроника, то ли искусственно состаренная кинопленка иллюстрирует закадровый голос, показывая плескающихся на берегу Черного моря пионеров, пьющих теплую пепси-колу, разлитую в Новороссийске. Далее начинаются 1990-е с их ларьками, бомбежкой Белого дома и любознательным безбожником Вавиленом Татарским (Владимир Епифанцев).

Поторговав в ларьке у чеченцев, будущий копирайтер всея Руси сменяет одно рекламное агентство за другим, пока судьба не сводит его с Азадовским (Михаил Ефремов), занимающимся рекламными технологиями на кремлевском уровне. Вскоре воспаленный от ЛСД и мухоморов мозг Татарского, подменяющий слоганами национальную идею, начинает задумываться о том, кому все это надо.

В российский прокат после семилетнего производства выходит "Generation П"— экранизация одного из главных романов 1990-х Источник yandexmovie

Медицинский подход

Это первая полнометражная экранизация Пелевина, которую американский режиссер с русскими корнями Виктор Гинзбург сделал с особым старанием. В результате фильм вызывает на удивление те же самые эмоции, что и роман— с поправкой на время. В том смысле, что без привязки к одному из самых титулованных текстов конца 90-х, "Generation П" выглядел бы запоздалым и, главное, посредственным высказыванием на тему того, как сказочно адаптировался рынок на русской ниве.

На деле же Гинзбург скорее сделал прилежнейший конспект (даже с парой инфографик) одной из своих любимых книг, чем самостоятельное кино. Для, так скажем, авторской независимости в фильме про позапрошлую десятилетку не хватает отстраненности наблюдателя.

Режиссерскую интонацию можно сравнить, скажем, с "Чужой" Эрнста, также посвященной девяностым,— там действие на финальных титрах происходит в морге, что косвенно указывает на медицинский подход с холодными руками. Татарский же у Гинзбурга знакомые и всеми усвоенные истины про медийность всех и вся выпаливает, словно Архимед свою "эврику". Будто бы телевизор по-прежнему главный медиум, рекламу заказывают те же братки, а в Кремле будто бы Ельцин, а не кто-то другой.

Между "Пепси" и "Колой"

Это странное ощущение просроченности правильнее будет адресовать самой книге, нежели фильму. Поскольку сам Пелевин в известном смысле публицист по части темы, и большинство его романов имеют недолгий срок годности, делать по ним экранизации куда более рискованно, чем даже перечитывать их в надежде найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. Сам Пелевин, по словам Гинзбурга, во время встреч с режиссером тоже говорил о том, что "Поколение"— вещь не числа экранизируемых, имея в виду скорее исключительную текстуальность своего романа.

Игру слов, написание слоганов, ощущения от мухоморового прихода, а главное— спайку философии междуречья и постперестроечной реалии экранизировать, в принципе, непросто. А поскольку сохранить адекватность первоисточнику для Гинзбурга входило в число его сверхзадач, кино временами напоминает образовательный телепроект (с десятком лиц из телевизора же) с говорящими головами и бесконечными афоризмами. Наверное, было бы странно чему-то учиться у Пелевина, но бесспорно, что иной раз человек проживает жизнь, только чтобы в конце сделать выбор между "Пепси" и "Колой".

Наверно, снимая фильм про это в сегодняшних реалиях, выбор пришлось бы делать между главными кандидатами в президенты. Впрочем, одна деталь остается в России переходящей из декады в декаду: в лучшем эпизоде фильма браток, сыгранный Олегом Тактаровым, объясняет Татарскому, как было бы хорошо выдумать национальную идею в форме рекламной кампании, чтобы тыкать ею в зазнавшихся иностранцев.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-roman-pelevina-generation-p-ekranizirovali-v-/356527.html

0
285
0