В Мещанском суде начался заочный процесс по делу банкира Гительсона

На модерации Отложенный

В четверг Мещанский суд столицы приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении бывшего владельца одного из крупнейших банков Санкт-Петербурга банка ВЕФК Александра Гительсона. Он обвиняется в мошенничестве на сумму почти в 500 млн. рублей. По версии следствия, эти деньги банкир взял в долг у депутата Госдумы Аднана Музыкаева и не вернул.

Сам обвиняемый на заседание суда не явился. Он уже несколько месяцев находится в федеральном розыске, и поэтому его дело рассматривается заочно.

В начале судебного заседания адвокаты подсудимого Оксана Михалкина и Олег Левинсон зачитали суду письменное заявление беглого банкира, в котором он сообщал, что опасается за свою жизнь и здоровье, поэтому и не приехал на заседание. Между тем, вину в инкриминируемом преступлении он не признает и надеется на то, что правосудие восторжествует и его оправдают.

Как написал в своем заявлении Гительсон, это уголовное дело было инициировано потерпевшим Музыкаевым, чтобы не возвращать ему долг в 3 млрд. рублей, которые банкир выделил ему для оплаты предвыборной компании в Государственную думу в 2007 году.

"Это все клевета и не правда!— тут же заявил присутствующий в зале суда потерпевший Аднан Музыкаев.— Если бы Гительсон был прав, он бы сейчас сидел здесь и говорил бы все это, глядя мне в глаза!".

500 млн. под честное слово

Согласно обвинительному заключению, оглашенному в суде, осенью 2008 года банк ВЕФК (сейчас банк "Петровский") Александра Гительсона испытывал финансовые трудности, и в кассе не хватало почти 2,5 млрд. рублей. В конце октября на счет одного из его клиентов, Аднан Музыкаева, были перечислены 500 млн. рублей. Узнав об этом, Гительсон, согласно версии следствия, уговорил потерпевшего одолжить ему эту сумму всего на несколько дней.

"20 октября 2008 года реализуя возникший прямой умысел, Гительсон, использую доверительные отношения с потерпевшим, склонил его к передаче денег для последующего покрытия недосдачи в кассе банка",— читала гособвинитель.

Как рассказывал на суде сам потерпевший Аднан Музыкаев, с подсудимым он был знаком с 1993 года. "С Гительсоном мы знакомы 17 лет, за это время мы никогда не ругались, у нас были нормальные человеческие отношения!— сообщил суду потерпевший.— У меня даже сомнений не было, что Гительсон не вернет мне эти деньги!".

Как рассказал потерпевший, вечером 20 октября 2008 года Гительсон позвонил ему и попросил одолжить 500 млн. рублей. Эти деньги были перечислены на личный счет Музыкаева после продажи им 51% доли в компании, разрабатывающей песчаный карьер в Калужской области. Стоит отметить, что из них депутат должен также оплатить налоги на продажу этой доли почти в $2 млн.

Депутат Госдумы Аднан Музыкаев одолжил 500 млн. рублей под честное слов Источник http://www.srduma.ru

Старые друзья

"Гительсон сказал мне, что у него проблемы и ему срочно нужно выдать наличность пенсионерам",— рассказал Музыкаев. По словам потерпевшего, банкиру нужно было выдать пенсию пенсионерам в Петербурге и Ленинской области, деньги же он обещал вернуть спустя 2–3 дня.

"Я согласился, но попросил его оставить мне $2 млн. для оплаты налогов, а в итоге мне оставили только 5 млн. рублей",— сокрушался потерпевший. Между тем, потерпевший признался, что никаких расписок он с Гительсона не требовал и все деньги отдал на дружеских началах, даже не заглянув в расходный ордер, по которому списывались деньги с его счета.

"Я не был мелочным человеком – попросил и я подписал",— рассказывал на суде потерпевший".

"Так сумма-та не маленькая, все-таки пол миллиарда, какая тут мелочность?— удивлялся судья Владимир Родин,— Ну, простили бы подсудимому эту сумму, раз это мелочь?"

Впрочем, свое отношение к этой сделке потерпевший обосновал тем, что на тот момент Гительсон продавал Газпрому свой нефтяной комплект за 60 млрд. рублей. "Он мне все время говорил, что как продаст, так сразу мне вернет долг",— рассказывал Музыкаев.

Однако время шло, а деньги согласно показаниям потерпевшего, банкир не отдавал, а потом и во все прекратил отвечать на звонки и выходить на связь.

В итоге августе 2009 года депутат написал заявление в правоохранительные органы.

"В мае этого года меня даже привлекли за неуплату налогов",— пожаловался суду депутат.

Уголовные дела Александра Гительсона. Первое уголовное дело в отношении Александра Гительсона было возбуждено еще весной 2009 года. По версии следствия, банкир присвоил и частично легализовал 890 млн. рублей, принадлежащих ВЕФК. В марте 2009 года он был сначала задержан, а затем и арестован судом. Под стражей Гительсон провел почти год. 13 апреля 2010 года банкир был освобожден в связи с принятием президентских поправок в УПК, согласно которым лица, обвиняющиеся в экономических преступлениях , могут содержаться под стражей только в исключительных случаях. Стоит отметить, что кроме этого Гительсону также вменяется дача взятки главе отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталье Гришкевич за то, что в банке ВЕФК были размещены деньги питерских пенсионеров.

Жертва вымогателя

Между тем, сам Александр Гительсон в своем письменном заявлении уверял суд, что на самом деле он не совершал никакого преступления, а стал жертвой вымогателей. По его версии, он познакомился Аднаном Музыкаевым в 1993 году на Кипре и тот практически сразу же заинтересовался его бизнесом.

В какой то момент, согласно версии Гительсона, Музыкаев сделал ему весьма неординарное предложение: он будет лоббировать интересы Гительсона в различных структурах: в Государственной думе, в Генеральной прокуратуре, ФСБ и других государственных органов, за определенную плату. В противном же случае он обещал создать бизнесмену массу проблем.

"Я был уверен, что он может, как создать мне проблемы, так и решить их",— написал в своем заявлении Гительсон. Подсудимый сообщил, что на такое предложение ему пришлось согласиться.

Таким образом, по словам Гительсона, с 1996 по 2009 год он передал потерпевшему около $10 млн. наличными, приобрел два дома на Кипре, моторную яхту и оплатил расходы на строительства дома в Испании.

Кроме этого, утверждал Гительсон, он погасил задолжности по кредитам Музыкаева и его жены на 1 млн. евро и почти на такую же сумму оплатил их чартерные перелеты.

Частичные возврат

А в 2007 году, сообщил в письме обвиняемый, Музыкаев попросил одолжить ему 3 млрд. рублей для оплаты предвыборной компании в Государственной думе.

"Музыкаев деньги не вернул, и у банка начались проблемы",— написал Гительсон. В итоге в 2008 году банкир обратился к депутату с просьбой погасить долг хотя бы частично.

По словам Гительсона, в 2008 году, когда у банка ВЕФК начались проблемы, он потребовал вернуть дол Источник http://ug-samara.ru/

Впрочем, деньги Музыкаев якобы возвращать не торопился, а предложил следующую схему возврата части долга. Согласно этой схеме одна подконтрольная компания Музыкаева ООО "Даллас", владеющая песчаным карьером в Калужской области, продавала контрольный пакет акций (51%) другой подконтрольной потерпевшему компании на Кипре за 500 млн. рублей. Фактически Музыкаев продавал акции самому себе.

Кредитором же сделки выступал банк Гительсона ВЕФК, который выделил деньги на совершение этой сделки. В итоге по сделке купли-продажи эти деньги были перечислены на счет Музыкаева, откуда по расчетному ордеру 495 млн. рублей были возвращены Гительсону,но отнюдь не как погашение кредита. Он остался числится за кипрской компанией.

"Мы оставили на счету Музыкаева только 5 млн. рублей, которые он попросил „на жизнь"— утверждает Гительсон.

Адвокат Оксана Михалкина уверена, что ее клиент стал жертвой вымогател Источник Александр Басалаев

Суть этой операции, как объяснили адвокаты подсудимого Оксана Михалкина и Олег Левинсон, сводилась к тому, что недосдача в кассе банка в 2,5 млрд рублей за счет возврата денег уменьшилась почти на полмиллиарда рублей.

"Никого преступления наш подзащитный не совершал, а имеет место вымогательство депутатом Госдумы!"— высказала свою версию на суде Михалкина.