Станислав Белковский. Ни слова про Дмитрия Медведева, или Закрытый космос

На модерации Отложенный

Мой (наш с gzt.ru) любимый читатель, наверное, думает, что сегодня я буду рассуждать об очередном заявлении президента РФ Дмитрия Медведева – в интервью Центральному телевидению КНР – с намеком на его (Медведева) второй срок.

Нет, разумеется, не буду. Рассуждать тут нечего. Мы с Вами, дорогой читатель, про второй медведевский срок всё обсудили задолго до нынешней телекитайщины. И здесь , и здесь и здесь .

Станислав Белковский Станислав Белковский любит и умеет эпатировать публику. Его тексты вызывают бурные споры, а порою и скандалы. Белковский хорошо знает политическую кухню: политтехнологом он работал с российскими и украинскими политиками. С 2004 года возглавляет Институт национальной стратегии. Был главредом Агентства политических новостей, написал несколько книг об известных политиках.

И вообще, если кого-то из вас в очередной раз начнет подбивать озаботиться сюжетом "2012: Путин или Медведев", вспомните старый добрый славянский анекдот, основанный на классическом примере из литературно-животного мира.

"Сидит ворона на дереве с куском сыра в клюве. Проходит мимо лисица. И спрашивает ворона, ворона, ты за Путина или за Медведева? Ворона молчит. Снова вопрос: за Путина или за Медведева? Ворона молчит. И так раз семь-восемь. Наконец, ворона не выдерживает и громко каркает: "За Медведева!". Ну, ясное дело, сыр выпал, с ним была плутовка такова. Обезсыренная ворона обдумывает анатомию своего провала и беззвучно говорит самой себе: А если б я каркнула "За Путина!", что бы изменилось?".

Мораль анекдота, как вы уже поняли: со свободой слова надо обращаться осторожно, ни в коем случае не надо пользоваться ею без особой нужды.

На самом деле, 12 апреля 2011 года, помимо 120-го китайского намека Медведева на второй срок, случилось другое, более важное событие. 50-летие первого полета человека в космос. Несмотря на нарастающий в РФ-обществе экзистенциально-темпоральный пессимизм, обусловленный бессознательным неверием в стратегические перспективы государства Российская Федерация, юбилей пилотируемой космонавтики народ наш отмечал с немалым и довольно искренним энтузиазмом. Что легко объяснимо. Во-первых, Юрий Гагарин остался почти единственным неопороченным героем нашей советской юности, недискредитированным брендом, рожденным нашей страной. Во-вторых, мы, желая того или вопреки себе, все-таки ностальгируем по временам, когда наша страна, как бы она официально ни называлась, создавала для человечества позитивные примеры и сложные образцы. А не только безразмерную коррупцию и куршевельских жриц инновационной любви.

Юрий Гагарин остался почти единственным неопороченным героем нашей советской юност Источник (c) AP Photo/ Bob Dear

Правда, не все россияне радовались годовщине гагаринского полета. В частности, с повышенным угрюмством встретили праздник так называемые полицейские, бывшие менты. В Москве они взяли да и разогнали мирное праздничное шествие граждан под названием "Космофест", которое должно было пройти от цирка на Цветном бульваре до Старого Арбата. Люди, повинные лишь в том, что они вырядились в космические костюмы и взяли в руки оптимистические плакаты, включая многочисленные портреты Гагарина, оказались рассеяны, а семь наиболее активных участников "Космофеста" – задержаны и доставлены в дежурную часть ОВД Тверского района столицы. "Очень хочется испытать ощущение всеобъемлющего праздника, которое охватило человечество 50 лет тому назад, чтобы там отыскать опору для будущего. Именно поэтому мы задумали провести что-то, что могло бы нас хоть ненадолго вернуть в эпоху космического драйва, в атмосферу невероятно радостного и светлого дня, который способен объединить людей и вселить в них веру в себя и в мир" – так было сказано в пресс-релизе "Космофеста". Менты нашли пресс-релизу достойный ответ.

Потому что русскому человеку нельзя несанкционированно собираться ни по какому поводу. Если, конечно, собравшихся не окажется столько, что полицейские, они же менты, в страхе разбегутся. Что они умеют так делать, мы из русской истории знаем.

Участникам праздничного шествия граждан под названием "Космофест" невольно пришлось тесно пообщаться с правоохранительными органам Источник http://www.yamoskva.com

Хотя, если вдуматься, возможно, менты оказались правы. Может быть, они сквозь хлипкое марево праздничных чувств увидели центральную истину: космонавтика, гордость человечества, клонится к закату. Мы – не только Россия, но и весь мир – идем к свертыванию, а не к развертыванию программы освоения космоса. На всякий случай, это лучше понять прямо сейчас.

Судите сами.

Вся фантастика XX века, научная и ненаучная, созданная до и после запуска первого ИСЗ и гагаринского полета, предполагала и уверяла нас, что скоро, через считанные десятилетия, мы будем ездить на далекие планеты, как к себе на дачу. И, конечно, быстро найдем внеземные цивилизации, с которыми установим то ли дружественный, то ли враждебный контакт. Но главное – преодолеем холод своего космического одиночества.

Как говорит нынче 99-летний соратник генконструктора Сергея Королева, классик нашей космонавтики Борис Черток, генеральный конструктор всерьез (не в шутку!) считал, что к 1980-м годам "за выдающиеся заслуги трудящиеся будут летать в космос по профсоюзным путевкам". Как свидетельствует тот же мощный старик Черток, "в 1965 году выдающийся конструктор ракет Вернер фон Браун в интервью заявил, что в недалеком будущем билет для путешествий на Луну будет стоить $5000. Никто из ученых не спорил с прогнозом Циолковского, который он сделал в начале XX века, что человечество не останется вечно в своей колыбели, на Земле, а расселится по всей Солнечной системе". Ну, а такие мелочи, как база землян на Марсе, казались вообще вопросом не более сложным, чем проведение летней Олимпиады в Москве (про зимние Игры в Сочи тогда еще слыхом не слыхивали).



Борис Черток помнит мечты Сергея Королева о том, что "за выдающиеся заслуги трудящиеся будут летать в космос по профсоюзным путевкам" Источник (c) AP Photo/ Sergei Grits

Ну, и?

На самом деле, один полет не на Луну, а всего лишь на Международную космическую станцию (МКС) обходится нынче не в брауновские $5 000, а в $30 млн. Об освоении далекого космоса все напрочь забыли. В лучшем случае, говорят о базах на несчастной Луне – неизменном спутнике грустной Земли. Но и там базу, по мнению специалистов, начнут строить (а начать могут только США, ибо только у них есть соответствующие мегаресурсы) не раньше 2015 года. А вообще-то и от лунного проекта могут навсегда отказаться. Во всяком случае, в 2009 году комиссия американских специалистов во главе с Норманом Огастином обнаружила, что на создание полноценной инфраструктуры освоения Луны потребуется вдвое больше денег, чем может выделять сверхдефицитный американский бюджет . В феврале 2010 года президент Барак Обама объявил о приостановлении лунной программы.

На ладан дышит даже МКС: еще в 2007 Америка объявила о сокращении втрое финансирования исследований в своем сегменте станции. Затем Вашингтон предложили утопить МКС в 2015 году, и только станционные партнеры Америки, которые на этом проекте больше получают, чем тратят, умолили сберечь станцию хотя бы до 2020-го.

По сравнению с временами нашей юности, эпохой Рональда Рейгана, Анакина Скайвокера и других крупных политиков, финансирование космических программ в мире вообще сократилось драматически, если не сказать хуже. В 1985 году США ежегодно тратили на военный космос порядка $12 млрд., гражданские программы – $7.5 млрд. Двадцать лет спустя (в 2005-м, и это еще при злобном Буше-младшем) – около $16 млрд. на гражданский космос и примерно $5 млрд. – на военный. Т.е. $21 млрд. долларов времен Буша-младшего против $19.5 млрд рейганических долларов. Исходя из реального падения стоимости американской валюты за 20 лет, это означает уменьшение сверхдержавного финансирования космоса более чем в 3 (!) раза.

Про Россию, которая уже никак не может считаться полноценной космической державой, и говорить нечего. Чтобы не перегружать читателя цифровыми деталями, скажу лишь, что расходы современной РФ на космические программы в 16 раз меньше, чем у раннеперестроечного СССР. Российская орбитальная группировка, функционирующая сегодня, – в 2.5 раза меньше советской . Новых свершений нет и не предвидится, если не считать заведомо завиральный проект российских грузовых шаттлов к 2018 году (ха-ха-ха! большой привет вице-премьеру Сергею Иванову и генералу Анатолию Перминову). Работы над челноком "Клипер" у нас официально свернули еще в 2006-м. В нашем космосе висит советское старье, мучительно вырабатывая коммунистический запас надежности.

Нет, человечество по-прежнему интересуется космосом. Но все больше – с прикладными и коммерческими целями. Обильно запускаются телекоммуникационные спутники. Не хиреет интерес к прагматическим исследованиями разных свойств Земли, важных для жизнедеятельности человека. И т.п.

Но про то, что "на Марсе будут яблони цвести", а "на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы", пора забыть. Навсегда. Космос становится маленьким, уютным, коммерческим и бесчеловечным, в смысле – непилотируемым. На Марс собираются отправлять своих сограждан (в количестве типа 1000 чел., благо есть из кого выбирать) только китайцы, но ученые полагают, что у китайцев это получится к XXV веку (не путать с XXV съездом КПСС). А к тому времени они, скорее всего, передумают. Ибо китайскому крестьянину, как в старинном анекдоте, очень кушать хочется.

Про то, что "на Марсе будут яблони цвести", пора забыть Источник varjag2007

Почему все великие фантасты оказались неправы, а человечество отказывается от самой, пожалуй, дерзновенной программы в своей судьбе?

Политико-экономический ответ звучит так. После краха СССР и установления однополярного мира космос утратил свое военное значение. А вослед у США, как единственной настоящей космической силы наших дней, пропал интерес перенапрягаться. Зачем космос, если и на Земле проблем хватает? Вон, Каддафи никак свергнуть не могут, где тут еще о марсианских войнах мечтать.

Но этот ответ неполон. А как же мечты человечества? Как же наше чувство собственного достоинства, ренессансное и просвещенческое?

Мой ответ таков.

Есть пределы познания. Они установлены Создателем. Человек не может их преодолеть.

Человеку не положено и не дано узнать, как на самом деле устроен далекий космос. Это – эксклюзив Создателя. Нельзя приближаться к опасной черте, за которой смерть.

Еще, наравне с космосом, все великие фантасты предвидели антропоморфного робота в товарно-промышленных количествах. И тоже просчитались.

Потому что сотворить человека может только Творец. Но не тварь, какой бы научно образованной она ни была.

Далекий космос можно постигать интуитивно, но не эмпирически.

И никто не избавит нас от космического одиночества, кроме как Отец наш небесный.

Космос останется бесчеловечны Источник NASA

Скоро мы узнаем еще и про новые неодолимые пределы. Судя по всему, они возникнут в генной инженерии и всяческой биомедицине, ориентированной на физическое бессмертие.

Это тоже – нельзя. Каждый, кто подойдет к тому слишком близко, – погибнет.

Пусть даже сегодня мало кто об этом думает. Лишь те, наверное, чьи родные и близкие уже пострадали от экспериментов в части продления жизни.

Ибо есть только Один, кто продлевает жизнь, а все прочее – от лукавого.