Украина закупает донецкое топливо через Россию по завышенным ценам

На модерации Отложенный Экономику непризнанных республик поддерживает подорожавший уголь

 

Украина закупает донецкое топливо через Россию по завышенным ценам                                                                               

С начала 2018 года зафиксирован кратный рост экспорта угля из Донецкой и Луганской народных республик (ЛНР и ДНР). В экономике Донбасса наблюдается восстановительный рост. А трехкратное увеличение экспорта угля объясняется двумя факторами: ростом мировых цен на уголь и коррупционной схемой закупки угля Украиной, которая стимулирует ввоз донецкого угля через территорию России.

Темпы вывоза угля из республик Донбасса в РФ растут с каждым кварталом, сообщил руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук. По данным таможни, в первые  месяцы 2018 года зафиксировано значительное увеличение вывоза каменного угля из непризнанных  республик.

«Если в 2017 году вывоз угля из ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, как в Украине называют ДНР и ЛНР. – «НГ») в Ростовскую область составлял 1,5 млн т, то только за первый квартал 2018 года в РФ поставлено 0,7 млн т. То есть за три месяца поставлено практически 50% от объема поставок угля за весь 2017 год», – написал он. По данным украинских СМИ, за весь 2016 год в РФ было экспортировано 0,5 млн т.

В компании «Финам» подтвердили цифры и резкий рост экспорта. «В четвертом квартале было поставлено рекордное количество угля – 932 тыс. т», – сказал «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По его словам, таким же рекордным был и экспорт из Ростовской области в направлении Украины – 592 тыс. т, то есть 64% от объема экспорта из Донбасса. «Весь экспорт Ростовской области в четвертом квартале прошлого года составил 797 тыс. т угля, то есть 74% его ушло в сторону Украины».

«Особенностями донецкого угля являются его глубокое залегание и значительная выработанность месторождений. С экономической точки зрения донецкий уголь не выдерживает конкуренции с российским, добывающимся открытым способом, однако он по-прежнему интересен украинским энергетикам и коксохимикам», – рассказал «НГ» директор издательского дома «Деловой Донбасс» Николай Волобуев.

Одно время киевские власти пытались из политических соображений заменить донбасский уголь на импортный, который искали по всему свету. Однако мировые цены в 2017 году так взлетели, что независимая политика, видимо, стала обходиться слишком дорого, и Киев вынужден был пойти по прагматичному пути. Цены на коксующийся уголь из-за проблем у основного мирового поставщика – Австралии – взлетели: рост с мая по октябрь 2017 года составил почти 207% – с 83,7 до 256 долл. за тонну. Аналитики уверены, что в 2018-м цены на мировом рынке сохранятся на экстремально высоком уровне.

По расчетам Тымчука, в 2017 году донбасский уголь обошелся Ростовской области по 54,7 долл. за тонну (за 1,5 млн т ДНР и ЛНР получили 63,1 млн долл.), а в первом квартале нынешнего цена была якобы еще меньше – 34,5 долл.

«В четвертом квартале из ЛНР и ДНР в Ростовскую область было поставлено угля на 31,5 млн долл., – говорит Калачев.

– При этом экспорт из Ростовской области в направлении Украины в этот период в денежном выражении составил, по данным Федеральной таможенной службы 49,6 млн долл. Косвенно это свидетельствует о том, что экономика угольного экспорта непризнанных республик остается непрозрачной и значительная часть выручки оседает на территории Ростовской области. Куда и как она направляется и на что используется, непонятно».

В самой Украине подозревают, что выстроенная схема закупок угля окольными путями приводит к воровству средств. С начала 2016 года энергетики страны покупают уголь по формуле «Роттердам+», которая включает биржевую (как правило, самую высокую на рынке) стоимость самого угля и стоимость его доставки из Роттердама в Украину. И именно из этой цены энергетики исходят, направляя платежки конечным потребителям.

Дело о возможной коррупции при формировании цены на уголь по формуле «Роттердам+» является одним из наиболее актуальных для детективов Национального антикоррупционного бюро, заявил на днях директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник. «Это дело является одним из наиболее актуальных, расследуемых детективами НАБУ. Нужна помощь наших международных партнеров. Мы предоставили запросы на международную правовую помощь и теперь ждем ответов», – сказал Сытник.

«Рост экспорта угля вполне закономерен, ведь он остается основным ресурсом Донбасса и главной отраслью его специализации. Он соответствует общей динамике во внешней торговле ДНР, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. – За первый квартал 2018 года экспорт товаров поднялся в шесть раз, а импорт – в два раза по сравнению с тем же периодом 2017 года. Однако даже увеличение производственных показателей, менее масштабное, чем внешнеторговых, демонстрирует значимую динамику. Объемы промпроизводства поднялись в 1,8 раза год к году, реализация скота и птицы за данный период возросла на 27%, молока – на 8%, переработка зерновых и зернобобовых культур – на 18,3%, пшеницы – на 16,4%, подсолнечника – в 2,6 раза, кукурузы – на 42,4%».

«В последнее время ситуация в экономиках республик стабилизировалась. После объявленной со стороны Украины блокады в 2017 году и взятия в ответ предприятий под контроль администрациями этих территорий был период турбулентности. Сегодня можно говорить об относительной нормализации в добыче и переработке, экспорте продукции насколько это возможно при сохранении военного положения и блокады. Не секрет, что РФ оказывает поддержку, наши регионы закупают продукцию, оказывается помощь в логистике. Процессы субсидируются со стороны РФ. Эти территории никогда не были самодостаточными, добыча угля субсидировалась еще и до событий 2014 года. Лучшей ситуации в экономике республик, чем сейчас, достичь будет сложно», – сказал «НГ» замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

Замдекана факультета Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что ущерб экономике республик сопоставим с последствиями фашистского нашествия. «По косвенным данным экономика региона сократилась на 60% и более. Эти республики не могут считаться самодостаточными, хотя связи с Россией постепенно расширяются», – говорит эксперт.