Ташкент и Кабул создают зону свободной торговли

На модерации Отложенный

Правительственные делегации Узбекистана и Афганистана обсудили в Ташкенте возможность создания режима свободной торговли между странами, привлечения афганских инвестиций в узбекскую экономику и развития приграничного сотрудничества. Ташкент рассматривает Афганистан как рынок и транзитное пространство в рамках новой экономической программы, которая сегодня реализуется Узбекистаном.

В Министерстве внешней торговли Узбекистана состоялись переговоры с правительственной делегацией Афганистана, на которых обсуждались вопросы дальнейшего развития торгово-экономических отношений между странами. Как отметил заместитель министра внешней торговли Сахиб Саифназаров, во взаимной торговле между двумя странами отмечена положительная динамика. По итогам прошлого года, двусторонний товарооборот увеличился на 19% и составил 617,1 млн долл. «Узбекистан и Афганистан имеют возможность продолжить эту динамику при условии создания всех необходимых благоприятных условий для развития торгово-экономического сотрудничества», – считает Саифназаров. В Ташкенте также заинтересованы в привлечении афганских инвесторов по принципу государственного и частного партнерства, в создании приграничной торговой зоны. Кроме этого, афганской стороне было предложено начать проработку вопроса установления режима свободной торговли между странами, согласно которому все товары, которыми они будут торговать друг с другом, освобождались бы от таможенных пошлин. Режим свободной торговли действует, например, в рамках Евразийского экономического союза. Товары, не облагаемые пошлинами, должны быть произведены именно в той стране, с которой заключено соглашение о свободной торговле.

Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев сказал «НГ», что Афганистан в Ташкенте рассматривается в первую очередь как рынок и транзитное пространство, способное придать новый импульс экспортно ориентированной модели экономического развития, которая сегодня реализуется Узбекистаном. «Даже вопросы безопасности с афганского направления для Ташкента менее важны, Узбекистан в состоянии обеспечивать (и это действовало десятилетия) режим изоляции на афганском участке своей границы. Но развитие взаимосвязей требует открытых границ, снятия ограничений в торговле в самом широком понимании этого явления. Легко можно предположить, что создание зоны свободной торговли в этом случае будет преимущественно игрой в одни ворота с сильно преобладающим сальдо в пользу Узбекистана. Некорректно было бы предполагать, что из Афганистана в рамках этой свободной торговли пойдет главный, пусть и нелегально, товар этой страны – героин… Товары, произведенные в Узбекистане, уже занимают заметное место на афганском рынке, трудно переоценить и значимость транзита через Узбекистан с северного направления», – отметил Князев.

Давая оценку двустороннему узбекско-афганскому взаимодействию, по мнению эксперта, нужно понимать, что объективно существующие интересы Ташкента не могут быть достигнуты иначе как при одобрении со стороны США, монополизировавших контроль над всеми процессами в Афганистане.

«Успех любых переговоров, реализация экономических проектов, любые принципиально важные события и процессы там могут происходить постольку, поскольку это будет соответствовать интересам США. В противном случае они вызовут противодействие с американской стороны и не будут иметь успеха. Это относится не только к отношениям Ташкента и Кабула, но именно на афганском направлении это наиболее очевидно. «Усиление акцентов внешней политики на экономические интересы при президенте Шавкате Мирзиёеве сделало американский фактор еще более важным для Ташкента. Во всех проблемах афганской ситуации – от политики и безопасности до проектов реконструкции и развития инфраструктуры – Узбекистан однозначно поддерживает сегодня позиции США, рассчитывая на американскую поддержку своих интересов и конкретных проектов. Перспективы реализации проектов, в которых существует интерес Ташкента, например строительства дороги Мазари–Шариф—Герат, будут и далее эксплуатироваться американской стороной для вовлечения Ташкента в афганскую орбиту. В реализации известного американского проекта С5+1 (страны Центральной Азии плюс Афганистан. – «НГ») именно Узбекистан рассматривается как ядро региональной интеграции в американских интересах», – считает Александр Князев.

Руководитель аналитической группы «Центральная Евразия» (Ташкент) Владимир Парамонов считает, что «узбекской стороне будет необходимо очень тщательно и глубоко оценить все плюсы и минусы от создания такой зоны». «Главное, чтобы эта зона не охватила де-факто наиболее мощный сектор афганской экономики – наркопроизводство и  соответственно наркоторговлю. Перед принятием решения по созданию зоны свободной торговли с Афганистаном необходимы консультации Ташкента с его ключевыми союзниками и торговыми партнерами. Принципиально и то, как эта зона повлияет на отношения Узбекистана с Россией, Китаем, странами Центральной Азии», – сказал «НГ» Парамонов. По словам эксперта, на данном этапе приоритетным направлением активности Узбекистана в Афганистане должно стать участие в реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры, например  строительство железной дороги в сторону Ирана. Но дадут ли на это согласие США? «Характер отношений между Ташкентом и Кабулом во многом зависит от позиции Вашингтона с учетом фактора американского военного присутствия в Афганистане и контроля над потоками международной финансовой помощи», – отметил Владимир Парамонов.