Белоруссия жалуется на неравные условия в торговле с Россией

На модерации Отложенный Минск и Москва договорились выйти во взаимном товарообороте на 40 миллиардов долларов

Правительство Белоруссии утверждает, что в Союзном государстве так и не удалось добиться справедливой конкуренции и равных условий. Об этом говорил вчера в Москве на заседании Совета министров Союзного государства премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков. При снятии барьеров объем взаимной торговли мог бы составить 40 млрд долл.

«Итоги проведенной работы остаются пока достаточно скромными, и процесс решения проблемных вопросов движется не так быстро, как хотелось бы… В поле зрения остаются вопросы поставок на российский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции, а также участия белорусских предприятий, осуществляющих производство и сборку техники в Российской Федерации, в госзакупках и программах субсидирования», – заявил Андрей Кобяков.

Как следовало из обнародованной информации о ходе дискуссии, Белоруссия привычно жаловалась на отсутствие справедливой конкуренции на территории Союзного государства и склоняла союзницу к тому, чтобы «найти взаимовыгодный компромисс» для ее обеспечения. «По определенным причинам есть различия в подходах к решению данных вопросов со стороны отраслевых ведомств», – констатировал Андрей Кобяков.

Снятие этих искусственных барьеров на пути товаров помогло бы странам нарастить объемы взаимной торговли до 40 млрд долл. с нынешних 32,4. Правительства двух стран много обсуждают имеющиеся сложности, договариваются о снятии барьеров, «однако процесс решения проблемных вопросов движется не так быстро, как хотелось бы», – сокрушался Андрей Кобяков.

Оценки его российского коллеги, как следует из сообщения пресс-службы правительства России, были куда более оптимистичны. По его мнению, отношения между странами «находятся на подъеме». «За прошлый год товарооборот увеличился на 23,5% и составил 32,4 млрд долл. Почти на четверть (на 24% с лишним) выросла и торговля услугами», – констатировал он. «В этом году мы не снижаем темпов. Рост взаимной торговли за четыре месяца – около 17%», – добавил он.

Всего в повестке дня союзного Совмина было 14 вопросов. Среди них вопросы взаимного доступа на рынки стран-союзниц, визовой политики, согласованности внешнеполитических действий. По итогам мероприятия пресс-служба белорусского правительства сообщила, что по всем 14 вопросам подписаны соответствующие документы.

В их числе – постановления об итогах торгово-экономического сотрудничества Белоруссии и России за 2017 год, о прогнозных балансах спроса и предложения по важнейшим видам продукции, об индикативных балансах топливно-энергетических ресурсов на 2018 год, об изменении порядка разработки и реализации программ Союзного государства. Приняты также постановление об учреждении премии Союзного государства в области науки и техники, резолюции о ходе формирования единого транспортного и единого научно-технологического пространств. К сожалению, на момент сдачи номера в печать никаких деталей подписанных документов известно не было.

В первую очередь был бы интересен документ, касающийся объемов поставки продукции, в частности молочной. Эта тема в данный момент имеет особую остроту и даже накал. Как писала «НГ», Россельхознадзор с 6 июня запретил поставки в Россию белорусского молока-сырья во всех видах в таре более 2,5 кг. Многочисленные встречи российских и белорусских чиновников на прошлой неделе привели к тому, что стороны «договорились договориться» – они подписали некую «дорожную карту», в соответствии с которой ограничения с белорусских компаний будут постепенно сниматься. Однако никаких деталей этой «карты» общественности не сообщили. Единственный реальный результат договоренностей – снятие ограничений с 11 июня с трех белорусских компаний – ООО «Барановичский молочный комбинат», СОАО «Ляховичский молокозавод» и Волковысское ОАО «БЕЛЛАКТ». Однако это капля в море.

В «молочный» конфликт пришлось вмешаться Евразийской экономической комиссии, которая, рассмотрев вопрос на коллегии, рекомендовала Россельхознадзору снять ограничения, поскольку они нарушают п. 8 ст. 58 раздела XI Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому государства-члены имеют право вводить временные ветеринарно-санитарные меры только в случаях, представляющих угрозу и опасность для эпизоотического благополучия территорий стран Союза.

Вероятно, детали договоренностей станут известны после заседания Высшего государственного совета Союзного государства (ВГС), которое состоится на следующей неделе, 19 июня, в Минске. «Наше заседание имеет особое значение, поскольку его итоги станут предметом рассмотрения на предстоящем заседании Высшего госсовета Союзного государства», – заявлял по этому поводу Андрей Кобяков.