Тупик или развитие? В каком состоянии находятся отношения России и ФРГ

На модерации Отложенный

Тупик или развитие? В каком состоянии находятся отношения России и ФРГ

Глава МИД России Сергей Лавров 18 января провёл в Москве встречу с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом. На повестке дня были самые важные вопросы – от «Северного потока-2» до проблемы разоружения и Украины. Встреча оказалась крайне противоречивой. В чём Москва и Берлин сегодня большие друзья, а в чём – оппоненты?

Автор:
Кучер Егор

Германия всегда была и остаётся сегодня одним из ключевых партнёров России в Европе. Однако с 2014 года, то есть после госпереворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией, отношения Москвы и Берлина стали ухудшаться.

Самая крупная европейская страна входит в НАТО, а также выступила единым фронтом с США и другими странами Европы в вопросе санкций против России. В то же время именно немецкий бизнес первым из предпринимательского сообщества других стран выступил за отмену антироссийских санкций, указав на их обоюдный вред.

 

Ключевым вопросом нынешней повестки дня стал проект газопровода «Северный поток-2», который получил резкое осуждение в США, но был решительно поддержан правительством Германии. Вашингтон осудил немцев за эту позицию, но услышал в ответ, что они сами могут определять свою политику и не будут действовать по указке из-за океана. В то же время есть ряд вопросов, по которым у России и Германии сохраняются серьёзные разногласия.

В пятницу, 18 января, в Москве состоялась встреча Сергея Лаврова и Хайко Мааса. Многие ждали от этого рандеву сверки часов по ключевым геополитическим вопросам, а также принятия ряда решений. Так ли всё получилось в итоге?

«Северный поток-2»

На пресс-конференции после переговоров Лавров заявил, что Москва ценит поддержку Германией проекта газопровода «Северный поток-2». Из соглашения о строительстве этой очень большой и выгодной трубы немцы сделали правильный вывод, назвав проект экономическим, а не политическим, как пытаются представить дело в Вашингтоне.

Фото: www.globallookpress.com

Мы ценим, что правительство ФРГ продолжает поддерживать строительство газопровода «Северный поток-2» и рассматривает его в качестве коммерческой инициативы, направленной на диверсификацию маршрута поставок природного газа и в конечном итоге на повышение энергобезопасности Европейского континента,

 

 

– сказал Лавров.

Он добавил, что, несмотря на санкции, Москва и Берлин успешно развивают двусторонние торгово-экономические связи. Только за январь-октябрь объём российско-немецкой торговли вырос более чем на 23% в сравнении с тем же периодом 2017 года, достигнув объёма в 49,8 млрд долларов.

Хайко Маас в долгу не остался. Он сказал, что Германия сегодня не просто желает хороших отношений, а «испытывает потребность» в этом. В этом заинтересовано всё немецкое общество, отметил он.

«Мы стремимся удовлетворить этот запрос и будем вместе работать над укреплением основ двусторонних отношений», – сказал Маас.

 

Украина

На встрече министров России и Германии не могла не прозвучать тема Украины. Вскоре украинский президент пройдёт тест на политическую зрелость, которую за время пребывания он так и не обрёл. Этот факт подтверждается хотя бы недавней провокацией ВМС Украины в Керченском проливе.

Несмотря на абсолютную прозрачность произошедшего и признания украинских моряков в том, что это была намеренная провокация, США и страны Европы заняли антироссийскую позицию. В западных СМИ также активно проводится информационная кампания в поддержку этой позиции. Заявляется, что в инциденте виновна Россия, которая без причины захватила три украинских корабля. О нарушении ими территориальных вод России западные журналисты предпочитают умалчивать.

Фото: www.globallookpress.com

Лавров заявил Маасу, что никакие аргументы против России не работают, а для пущей прозрачности президент России Владимир Путин пошёл навстречу канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и согласился на визит немецких наблюдателей в Керченский пролив. Там они сами могут убедиться как в необходимости лоцманской проводки любых кораблей в акватории Крымского моста, так и в том, что украинские суда нарушили границу России.

Уже больше месяца назад канцлер Меркель просила президента Путина разрешить германским специалистам приехать в район Керченского пролива и посмотреть, как осуществляется проход через эту акваторию, учитывая, что необходимо соблюдать нормы безопасности... И президент Путин тут же согласился,

– сказал Лавров.

Германия, между тем, не воспользовалась этим согласием, а позднее запросила Россию также о возможности присутствия в Керченском проливе французских специалистов. На это Путин также дал своё согласие, однако никто так и не приехал.

Теперь же, по словам Лаврова, господин Маас привёз в Москву очень странное предложение – о необходимости неких согласований такого визита специалистов с Украиной. Москва же не видит в этом никакой необходимости.

Если идея состоит в необходимости облечь всё это в какую-то политическую процедуру, в которой будет и украинская сторона принимать некие решения, мы рискуем оказаться в той же ситуации, в которой оказался «Нормандский формат» с «формулой Штайнмайера»,

– сказал Лавров.

Он заявил также, что украинская провокация была намеренно организована перед грядущими выборами президента Украины, которые должны пройти 31 марта. Цель – держать избирателей в напряжённом состоянии и добиться от них дополнительной консолидации вокруг Петра Порошенко на базе антироссийской риторики. Киев при этом отказывается открывать в России участки для голосования на выборах, хотя в нашей стране находятся миллионы граждан Украины. По сути это является, прежде всего, нарушением их прав.

«Мы относимся к этому негативно… И видим за этим, за решением не открывать выборные участки в дипломатических миссиях Украины в России, видим за этим стремление искусственно повлиять на результаты выборов в пользу действующей власти», – сказал глава МИД.

Между Россией и Германией также сохраняется непонимание «нормандского процесса» по разграничению в Донбассе, отводу вооружений и особому статусу. Берлин позволяет Киеву саботировать соглашения, что делает дальнейшие переговоры в «нормандском формате» бесполезными.

 

Разоружение

Лавров и Маас также заняли разные позиции по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого 2 февраля официально выйдут США. Глава МИД Германии согласился с американской позицией о том, что договор нарушила Россия, и призвал Москву выполнить ультиматум США, уничтожив ракету 9М729, которая якобы нарушает договор. Маас пообещал, что Германия постарается сделать всё, чтобы договор сохранился.

Лавров возразил на это, отметив, что ультиматум со стороны США был лишь поводом выйти из договора ДРСМД. Вашингтону было необходимо легализовать своё нарушение договора, поэтому и появились упрёки к российской ракете, которая на самом деле не нарушает соглашение, в отличие от американских, соответствующие доказательства были представлены Вашингтону.

Фото: www.globallookpress.com

Маас в ответ предложил обсудить вопрос на конференции по новым видам вооружения в Берлине.

«Вопрос международной архитектуры контроля над вооружениями редко обсуждался в последние годы. Мы хотим изменить это», – сказал он.

Можно смело сказать, что вопрос о ДРСМД и ядерного разоружения как такового – один из самых актуальных сегодня. И хотя в Берлине критиковали США за намерение выйти из договора, как мы видим, господин Маас отправился не в Вашингтон, чтобы убеждать США не снимать с себя обязательств, а в Москву, которая и не нарушала договор, и не говорила о выходе из него, и не ставила никому никаких ультиматумов.

 

Если добавить к этим проблемам ещё и украинскую тематику, то становится очевидна двойственность современной немецкой политики. Выступив в поддержку «Северного потока-2», то есть нарвавшись на жёсткую реакцию США, Берлину было необходимо заткнуть рты тем политикам, которые поспешили обвинить Германию в солидаризации с российской позицией. Поэтому важно было занять по другим вопросам позиции, созвучные политике США, хотя позиции эти в целом не слишком отличаются от того, что мы слышали и ранее.

Отношения Москвы и Берлина, таким образом, остаются проблемными. Надо сказать, что поддержку по «Северному потоку-2» Россия получила тоже не просто так: проект очень выгоден Германии, увеличение поставок российского газа в Европу сделает его более дешёвым для потребителей. А Вашингтон предлагал взамен лишь свой сжиженный газ, который обошёлся бы немцам втрое дороже, чем российский.

Именно поэтому повестка российско-немецких отношений сегодня даже усложняется, так как экономические аспекты далеко не всегда ведут к решению политических проблем, а их со временем становится только больше.