Как далеко убегут "старушки" без пенсий?

Иногда телевизор срабатывает совсем не так, как хотелось бы пропагандистам.

<hr/>© Стоп-кадр из сериала «Старушки в бегах»

 

Людмила Семенова

Искусствовед

В жаркое время года телевидение традиционно снабжает свою аудиторию легким, расслабляющим контентом в прайм-тайм. Именно к такой категории относится сериал «Старушки в бегах» на Первом канале, посвященный приключениям трех подруг-пенсионерок, которые решили отдохнуть от заедающего быта и эгоистичного младшего поколения. Незатейливая и симпатичная комедия в стиле «роуд-муви» в другое время забылась бы очень скоро, но этим летом тема жизни на пенсии воспринимается особенно остро.

При всей непритязательности сюжета, сериал отличается хорошей актерской работой — в основном это касается трио «старушек», которых играют Елена Сафонова, Татьяна Орлова и Марина Яковлева. Остальные, в особенности младшие родственники героинь, выглядят гораздо более бледно. В проекте, который частично снимался в подмосковной Коломне и селе Парфентьево, есть черты популярного на отечественном ТВ провинциального жанра: главные персонажи на своем пути встречают разных представителей народа, с их скромными запросами и простыми радостями.

 

Стоп-кадр видеоСчастливая старость — только в телевизоре

 

Если присмотреться, у «Старушек» есть нечто общее со старым и куда более злым и претенциозным кинопродуктом — фильмом Эльдара Рязанова «Старые клячи». И там, и там — чувство неприкаянности в мире, который принадлежит молодым, выселение из родной квартиры, давняя дружба как единственная опора, эксцентричные придумки, картины классового различия, необычная машина как атрибут экшен-моментов. Однако гротеск Рязанова — скорее социальная сатира с налетом и драматизма, и черного юмора (который, кстати, был не слишком дружелюбно встречен зрителями).

У современного сериала даже название указывает на то, что это добродушно-комичная история, не связанная с катаклизмами государственного масштаба и показывающая коррупцию местной власти как неизбежную будничную неприятность, которую можно обойти легко и без насилия. Ум, находчивость и обаяние трех «старушек» помогают дать отпор состоятельным хамам, спасти угасающий бизнес, найти пропавшего человека, устроить семейное счастье. И общая проблема героинь — разлад с родственниками — тоже наверняка будет решена без лишнего трагизма.

Однако внимательные и придирчивые зрители сразу уловили лейтмотив сериала: жизнь на пенсии не заканчивается, даже если тебя пытаются убедить в обратном, и никогда не поздно решиться на какие-нибудь безумства. На бешеной волне телевизионной пропаганды, рассказывающей нам о благах от повышения пенсионного возраста, многие увидели в «Старушках» свежеиспеченную агитку.

 

Стоп-кадр видеоСчастливая старость — только в телевизоре

 

И в самом деле, три героини не только выглядят моложаво и воодушевленно.

Они активны, интересуются окружающей жизнью, не боятся трудностей и не теряют профессиональных навыков. Бывшая учительница закономерно лидирует и вдохновляет менее смелых подруг, бывший адвокат вступает в противоборство с местечковым «хозяином жизни», а шеф-повар до сих пор может произвести фурор своими кулинарными секретами. Но соль в том, что сериал снимался в прошлом году, когда повышение пенсионного возраста еще казалось очень далеким и абстрактным. И с чем бы ни была связана премьера сериала именно в данный момент, он, если присмотреться, выражает как раз обратные нынешнему мейнстриму идеи.

Да и героини только в шутку названы «старушками» — по энергии и живости ума они дают фору своим ленивым, непутевым и эгоистичным отпрыскам. Но это вопрос личных качеств, а не социального статуса. А что же касается пенсионной темы, то, как ни странно, в новых реалиях, когда людям будет предписано на несколько лет дольше радоваться активной жизни и общению, авантюра, подобная той, которую провернули «старушки», вряд ли будет возможна.

Ведь пенсионные деньги — это и необходимая подушка безопасности, и гарант той самой свободы, которую героиням захотелось испытать взамен бесконечных препирательств с детьми и квартирных вопросов. Если бы они продолжали работать, им не удалось бы внезапно исчезнуть, оставив короткие записки родным. А если бы вынуждены были сидеть дома на содержании детей, то о самостоятельных решениях вообще не могло быть и речи. И их удерживали бы не чувства к избалованным, но все же любимым родственникам, не ответственность, не мудрость, а безвыходность, вынужденность терпеть неуважение, хамство, посягательство на дорогие им вещи и воспоминания. В таком ключе это и впрямь были бы «Старые клячи» нового времени — три несчастные женщины, объединенные унылым существованием, а не народные героини Зина, Лида и Катя.

 

СС0 Public DomainК пенсионерам подошли из-за угла

 

Так что если пропагандисты хотели вдохновить этой комедией тех, кто скептически настроен к грядущим переменам, то они явно ошиблись в посыле. Да, жизнь после 50-ти, разумеется, не заканчивается — мы потихоньку продолжаем свой путь, с грузом уже сделанных ошибок, накопленных навыков и испытанных радостей. Однако если лишить немолодого человека пусть небольшого, но личного капитала, поставить его в зависимость от тех, кто по своему усмотрению или капризу может сломать его судьбу, — этот путь станет значительно более тяжелым. 

По сюжету сериала родственники героинь осознают свои ошибки и начинают ценить блудных матерей только благодаря тому, что те могут сами распоряжаться своими средствами и временем. Иначе не было бы ни веселых приключений, ни благополучного воссоединения. И если все пойдет нынешними темпами, то вскоре такой сериал станет для россиян лишь приветом из «прекрасного далека»…

Людмила Семенова

Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2018/07/21/1718557.html

39
858
32