"Институт бабушек": Как новый пенсионный возраст отразится на женщинах

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРЕДЛОЖИЛ повысить пенсионный возраст в России — до шестидесяти трёх лет для женщин и шестидесяти пяти лет у мужчин против нынешней нормы — пятьдесят пять лет у женщин и шестьдесят лет у мужчин. Повышать возраст планируется пошагово, начиная с 2019 года, а окончательно новые нормы вступят в силу в 2028 году для мужчин и в 2034 году для женщин. Проект реформы в ближайшее время будет внесён в Госдуму; в первом чтении его планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию, то есть до конца июля.

«Институт бабушек»: Как новый пенсионный возраст отразится на женщинах. Изображение № 2.

Пенсионеры составляют около тридцати процентов населения России, а реформа этой сферы относится к самым непопулярным государственным решениям. Впрочем, её инициаторы считают решение вопроса неизбежным: население стареет, из-за демографической ямы девяностых количество работающих граждан снижается, а количество пенсионеров, наоборот, растёт — поэтому поддерживать систему, при которой пенсии выплачиваются из отчислений тех, кто работает, становится всё сложнее.  

Повышая пенсионный возраст в принципе, авторы проекта практически выравнивают выход на пенсию у мужчин и женщин — останутся два года разницы вместо пяти. Это решение объясняют наступившим в России гендерным равенством и изменением статуса женщин в обществе. РБК, в распоряжении которого оказалась пояснительная записка к законопроекту, приводит цитату из неё: одной из причин реформы документ называет «равное распределение домашней нагрузки на членов семьи». Очевидно, что авторы во многом выдают желаемое за действительное: на практике и с положением женщин в целом, и с тем, как они ощущают себя на пенсии, всё не так однозначно.

При этом во многих странах похожие меры уже вступили в силу, а пенсионный возраст мужчин и женщин сравнялся — например, в Бельгии (шестьдесят пять лет), Великобритании (в декабре он достигнет шестидесяти шести лет у мужчин и женщин), Исландии (шестьдесят семь лет), Нидерландах (шестьдесят восемь лет) или Канаде (шестьдесят пять лет). При этом в странах, где разница по-прежнему сохраняется, её сложно объяснить чем-то кроме традиций и патриархального уклада, согласно которому женщина должна работать меньше мужчины и посвящать больше внимания семье и дому. «Это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми, — считает директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. — Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым».

 По данным Евростата, у европеек в среднем на 39 % меньше пенсионных накоплений, чем у мужчин

Гендерный разрыв в оплате труда до сих пор существует и прямо влияет на пенсию — и из-за него женщины к концу карьеры зачастую успевают заработать меньше мужчин, что может повлиять на сумму выплат (по данным Евростата, у европеек в среднем на 39 % меньше пенсионных накоплений, чем у мужчин). Кроме того, уход за детьми по-прежнему считается в первую очередь «женским» делом — женщины нередко оставляют работу на несколько лет ради этого. Если к нему прибавить более ранний выход на пенсию, рабочий стаж женщин оказывается гораздо меньше мужского — что и отражается на их финансовом состоянии с наступлением пенсии.

Именно поэтому некоторые эксперты считают уравнивание пенсионного возраста не только неизбежной мерой, но и переменами, которые принесут женщинам пользу. «У женщины зарплата меньше, чем у мужчин. При этом они ещё и работают меньше, так как есть периоды ухода за ребёнком. В итоге женщина подходит к пенсионному возрасту с меньшим количеством индивидуальных пенсионных коэффициентов», — говорит замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. По данным Пенсионного фонда России, в нашей стране работают 22 % пенсионеров — перемены в законодательстве могут закрепить это и, в теории, должны помочь женщинам дольше оставаться активными и продолжать строить карьеру без оглядки на возраст.

Во всём мире люди старшего возраста работают гораздо чаще, чем несколько десятилетий назад: дело не только в повышении пенсионного возраста, но и в увеличении продолжительности жизни и в улучшении качества медицинской помощи — состояние здоровья многим позволяет продлить «третий возраст». С 2000 года количество работающих людей шестидесяти — шестидесяти четырёх лет в Болгарии и Венгрии увеличилось более чем в три раза, а в Латвии, Чехии, Финляндии, Франции и Германии — более чем в два раза. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2015–2016 годах в Исландии работали 84,7 % граждан пятидесяти пяти — шестидесяти четырёх лет, в Новой Зеландии — 76,1 %, в Швеции — 74,5 %, в Швейцарии — 72,8 %, в Норвегии — 72,6 %.

 «Институт бабушек»: Как новый пенсионный возраст отразится на женщинах. Изображение № 3.

Правда, говорить, что в России люди продолжают работать и после выхода на пенсию, только чтобы оставаться активными, как минимум неуместно: гораздо чаще их на это толкают финансовые причины и тяжёлая экономическая ситуация.

Россия входит в пятёрку худших стран по уровню жизни пенсионеров — ниже неё в рейтинге инвесткомпании Natixis Global Asset Management расположились только Бразилия, Греция и Индия. Неудовлетворённость материальным положением — главная мотивация для россиян продолжать работать на пенсии. Часто это касается в первую очередь женщин: при отсутствии партнёра (а средняя продолжительность жизни женщин в России на десять лет больше, чем у мужчин) вероятность того, что женщина продолжит работать и в пенсионном возрасте, возрастает на 25 %. «Каждая вторая женщина в первые пять лет после наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию продолжает работать, что почти вдвое выше, чем в середине 1990-х годов», — отмечают учёные. При этом уровень занятости женщин шестидесяти — семидесяти двух лет в России за последние двадцать лет вырос больше, чем у мужчин того же возраста.

То, что могло бы дать женщинам новые возможности, на практике может обернуться ещё большей дискриминацией и трудностями. Многим из тех, кто хотел бы (или вынужден) работать и дальше, мешает это делать состояние здоровья: по данным исследовательского холдинга «Ромир», большинство (47 %) тех, кто не хочет продолжать работать на пенсии, основной причиной называют плохое состояние здоровья и усталость. Некоторые эксперты отмечают, что из-за этого одна пенсия может заменить другую — а количество тех, кто оформляет пенсию по инвалидности, вырастет.

Помимо этого на рынке труда всё ещё существует дискриминация по возрасту: по данным HeadHunter, 19 % компаний не готовы принимать на работу сотрудников старше сорока пяти. 69 % нанимающих менеджеров компаний, опрошенных международным кадровым агентством Kelly Services, хотя бы раз отказывали кандидатам старше пятидесяти лет. Среди самых частых опасений работодателей — то, что сотрудник более старшего возраста окажется неспособным к обучению, не сможет вписаться в молодой коллектив, не будет настроен на развитие, будет смущать руководителя младше его по возрасту или будет часто болеть.

Если раньше женщина в пятьдесят пять лет оставляла работу, чтобы присматривать за внуками, новый пенсионный возраст не оставит ей такой возможности

«В ситуации, когда молодых становится меньше, чем пожилых, прежний дизайн пенсионной системы не выдерживает нагрузки. В большинстве западных стран происходит передача рисков, связанных со старением, в частные руки. Государства заинтересованы в том, чтобы люди работали как можно дольше и самостоятельно планировали свои пенсионные финансы, — отмечает социолог, докторантка Лондонского университета, автор книг «Не замужем: секс, любовь и семья за пределами брака» и «Дорогие дети: падение рождаемости и рост „цены“ материнства в XXI веке» Анна Шадрина. — С этой целью меняется трудовое законодательство. Главной задачей новой системы является искоренение возрастной дискриминации на рынке труда». Социолог отмечает, что если повышать пенсионный возраст, но не менять систему, при которой сорокалетнему человеку трудно найти хорошую работу, значительная часть населения может обеднеть: «Это значит, что у вас отберут хорошую работу, но до пенсии в дополнение к вашей новой небольшой зарплате ещё придётся дожить».

Социолог прогнозирует, что пенсионная реформа затронет и так называемый институт бабушек. Если раньше, согласно традиционному сценарию, женщина в пятьдесят пять лет оставляла работу, чтобы присматривать за внуками, новый пенсионный возраст не оставит ей такой возможности. Анна Шадрина отмечает, что появление детей городские жители начали откладывать на более позднее время ещё в девяностые годы, а сейчас всё чаще прибегают к услугам нянь — это помогает молодому поколению чувствовать себя более независимым от установок старших. При этом для самих женщин старшего возраста, по мнению социолога, это означает потерю привычной формы инвестиций в собственный зрелый возраст: то, что они не имеют возможности заботиться о внуках, может означать, что и собственные дети не будут заботиться о них, а воспользуются коммерческими услугами. Некоторые эксперты отмечают, что эти перемены ударят и по работающим женщинам младшего возраста: если в детских садах не будет хватать мест, женщинам придётся проводить в отпуске по уходу за ребёнком больше времени, чем они планировали.

Впрочем, «институт бабушек» давно нуждался в реформе: наряду с установкой на необязательность раннего материнства, общество вполне созрело и до отмены обязательной вахты по воспитанию внуков. У бабушек пенсионного возраста вполне могут быть собственные планы на жизнь, не позволяющие тратить всё время на внуков, а повышение пенсионного возраста закрепляет это право законодательно. 

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/236155-retirement

47
1702
15