Еще одна страна боится войны с участием России - частная разведка США

На модерации Отложенный

Stratfor об угрозах для Беларуси

События в Украине последних лет изменили Беларусь и заставили ее искать новую рольв противостоянии между Россией и Западом. Теперь Беларусь и другие страны на восточных окраинах Европы пытаются как-то извлечь пользу из своего тупикового положения. Об этом говорится в материале старшего аналитика по тематике постсоветского пространства американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor Юджина Чаусовского, текст публикации которого есть в распоряжении "Апострофа".

Этот анализ был изначально опубликован на Stratfor Worldview, платформе геополитической разведки.

Беларусь встает на ноги

"Во время моего последнего визита осенью 2011 года Беларусь переживала серьезную рецессию и трехзначную инфляцию. Кафе и рестораны были в основном пустыми, а цены в меню были многократно заклеены, чтобы не отставать от обесценивающегося рубля (который официально торговался на уровне почти 8 000 к доллару, но продавался гораздо дешевле на черном рынке). Некоторые товары, в том числе хлеб и водка, были в дефиците в продуктовых магазинах столицы, и длинные очереди тревожных людей стояли возле киосков обмена валюты", - описывает свои впечатления автор материала.

Однако за семь лет ситуация в стране переменилась к лучшему: ВВП вырос на 2,7% в 2017 году, инфляция стабилизировалась на примерно 5% после проведения деноминации, которая установила курс на уровне 2 рубля к доллару.

Еще более важные изменения произошли во внешней политике. "В 2011 году Беларусь твердо находилась на российской орбите и была полностью изолирована от Запада политически. Разгон акций протеста после президентских выборов 2010 года, на которых засидевшийся в кресле президента Александр Лукашенко обеспечил себе четвертый срок после спорного голосования, побудил Европейский союз и Соединенные Штаты ввести санкции против страны и ее высших должностных лиц, в том числе Лукашенко. Россия была крупным и единственным союзником Беларуси", - отмечает аналитик Stratfor.

Избегая украинской бури

Однако, по наблюдениям эксперта, ситуация в Беларуси резко изменилась в 2014 году – после Евромайдана в Украине, когда силовой разгон студенческой акции привел к массовым протестам, которые в свою очередь вынудили уйти президента Виктора Януковича. Лукашенко наблюдал за событиями и понимал, что его выживание может оказаться под угрозой, если он не приспособится к переменчивым геополитическим ветрам.

"После Евромайдана он умело поменял позицию – или, скорее, провел ребрендинг – Беларусь из верного союзника России, изолированного от Запада, превратилась в посредника между Россией и Западом в их противостоянии из-за Украины, - поясняет автор материала. – Минск стал одним из основных мест переговоров для официальных лиц из России, Украины и Европейского союза, а главное соглашение о разрешении конфликта известно как Минский протокол. Лукашенко превратил географическое положение своей страны в геополитическое преимущество, гарантируя, что украинский конфликт не распространится на Беларусь и что Минск будет рассматриваться как благоприятное нейтральное место для дипломатических переговоров (наподобие Швейцарии во время Второй мировой войны или Финляндии во время Холодной войны)".

 

Встреча "нормандской четверки" в Минске, Беларусь, 11 февраля 2015Фото: EPA/UPG

 

 

Хотя посредничество Минска не помогло разрешить конфликт на Востоке Украины, Лукашенко удалось обновить свою страну, считают в Stratfor. Так, Евросоюз и США сняли санкции с Беларуси, и страна стала более экономически и политически открыта Западу. И этого Минску удалось достичь без компромиссов в его взаимоотношениях с Россией.

Власти Беларуси только немного откорректировали методы борьбы с протестами и оппозицией, не пойдя на серьезные уступки.

Беларусь продолжает тесное экономическое и военное сотрудничество с Россией и не приближается ко вступлению в Европейский союз. "Но это в определенном роде имеет смысл: Лукашенко осознал (то, что Янукович понял по-плохому), что полное сближение с одной стороной в ущерб другой может подорвать общую стратегическую позицию страны. Чтобы разнообразить свою внешнеполитическую стратегию, в последние годы Беларусь укрепила политические, экономические и военные связи с Китаем, - пишет Юджин Чаусовский. – Геополитика – это о том, чтобы извлечь максимальную выгоду из карт, которые вам выпали, а изменения, наблюдаемые в Беларуси после Евромайдана, являются хорошим отражением этого".

Извлечь выгоду из противостояния

Однако, независимо от того, как Лукашенко позиционирует свою страну, она по-прежнему геополитически уязвима, поскольку находится на окраине Европы между более крупными державами. Минску приходится учитывать интересы этих больших государств, а также других стран, имеющих такое же пограничное положение. Таким образом, Беларусь – не единственная страна, которая пытается использовать противостояние между Россией и Западом.

"Возьмем, к примеру, Украину. Будучи главным театром действий в противостоянии Россия-США, Украина поставила себя так, чтобы получить такую значительную экономическую, политическую и военную поддержку со стороны Запада, на какую она не могла рассчитывать до протестов на Майдане. Это включает в себя многомиллиардные пакеты помощи от США, Евросоюза и Международного валютного фонда, а также интеграцию в энергетическую инфраструктуру Европы", - отмечает автор, вспоминая также предоставление Украине американских противотанковых комплексов Javelin. - Хотя такие усилия улучшили положение Украины, они также способствовали усилению напряженности между Киевом и Москвой и подрывают усилия Беларуси в качестве посредника".

 

Фото: © Андрей Товстыженко, ZN.UA

 

Польша и страны Балтии тоже пытаются использовать противостояние в своих собственных интересах. Так, эти государства успешно лоббировали ротацию батальонов НАТО через свои территории. Варшава также предлагает Вашингтону политическую поддержку всему – от санкций против Ирана до противодействия строительству газопровода "Северный поток-2".

 

Кроме того, Польша даже предлагала выделить 2 млрд долларов на создание на ее территории военной базы США. Если же такая база появится в Польше, то Россия начнет с новой силой давить на Беларусь по поводу размещения там своей постоянной авиабазы, считает американский эксперт.

До сих пор у Лукашенко получалось противостоять этому, поскольку такая база могла бы поставить под угрозу его роль посредника между Россией и Западом. Но у Москвы остается слишком много рычагов воздействия на Минск (например, финансовый или энергетический), и вряд ли белорусский президент сможет сопротивляться вечно, тем более что сама Беларусь чувствует угрозу от американской базы вблизи от ее границ.

Противостояние между США и Россией не ослабевает, и это наиболее очевидно для государств, находящихся на окраине Европы. "Даже если бы Беларусь могла выступить посредником во встрече двух сверхдержав, более глубокие геополитические силы помешали бы выходу из тупиковой ситуации. И это сложное положение должно послужить напоминанием Беларуси: независимо от того, насколько она адаптировалась к переменчивым геополитическим ветрам, она, как и другие страны, занимающие пограничное положение, по-прежнему находится во власти более крупных держав вокруг нее", - резюмирует автор аналитики.