Доходы самозанятых становятся прозрачными для налоговиков

На модерации Отложенный

Доходы самозанятых становятся прозрачными для налоговиков

 

Тема самозанятых граждан в России в последние полгода превратилась в новое поле борьбы между налоговыми органами, чиновниками, Росстатом, Минфином и другими ведомствами. Такой интерес к жителям России, которые работают сами на себя, не платят налоги и не делают отчислений в Пенсионный фонд, говорит о все возрастающих проблемах в этой сфере. Позиций тут несколько и все они противостоят друг другу.

Как уже отмечал Царьград, разработав инициативу о налоге для самозанятых граждан, Минфин, по сути, проталкивает новый налог. Этому рада и Федеральная налоговая служба (ФНС), однако она хотела бы не просто взимать средства, но и встроить таких работников в официальный налоговый режим или наделить статусом предпринимателей с соответствующими последствиями. Минтруда предложило патентовать труд таких граждан. Росстат тем временем вносит свою долю хаоса в происходящее, пытаясь дать хоть какое-то определение самозанятым, охарактеризовать этот вид деятельности.

 

И последней стороной, собственно, являются самозанятые, которых никто и не спросил, как хотели бы поступить они и согласны ли они делиться своими доходами. Определенную черту под этим вопросом все-таки подвели Минфин и ФНС. Министерство анонсировало налог в 4%, а ФНС дополнила идею порядком сбора информации о самозанятых, в этом могут помочь интернет-сервисы, которыми пользуются граждане, чтобы продвигать свои услуги.

Сдавайтесь, вы окружены

Именно этим восклицанием можно охарактеризовать последнюю инициативу ФНС. Как заявил глава службы Михаил Мишустин, сервисные агрегаторы вполне могут стать поставщиком информации для налоговых органов. Речь идет, к примеру, о «Яндекс.Такси», YouDo и «Профи.ру».

Когда агрегатор оказывает... услугу для человека, получающего заказ, и берет с него процент от дохода, то он становится агентом для налоговой службы. Мы хотим, чтобы они (агрегаторы) были не просто активными участниками (тестирования налогового спецрежима), а чтобы они, наращивая свои услуги, генерировали нам в этом смысле достоверную информацию по налогоплательщикам,

— сказал Мишустин ТАСС.

Для этого планируется разработать целую систему. Выводить самозанятых из тени будут при помощи приложения «Мой налог», без регистрации в котором не получится разместить объявление об услуге в агрегаторе. Таким образом, самозанятым фактически прикажут назвать себя и свой статус, а потом при регистрации система сама распознает гражданина как исполнителя тех или иных услуг.

«Мы всем предложили открытую платформу, на которой мы сможем работать. В частности, если человек хочет стать в будущем участником системы "Яндекс.Такси", он должен будет зарегистрироваться у нас в качестве самозанятого. Система его распознает, и будет гораздо проще зарегистрироваться в системе "Яндекс.Такси" — ему нужно будет только ввести номер удостоверения водителя», — рассказал о принципе работы новой системы Мишустин.

Он добавил, что в ФНС рассчитывают на всестороннюю поддержку со стороны агрегаторов. Предполагается, что водитель такси, например, сможет выбрать, сам ли он будет платить налог или за него это будет делать агрегатор. Более того, по словам Мишустина, агрегаторам это пойдет только в плюс, так как они смогут «наращивать свои услуги и генерировать достоверную информацию по налогоплательщикам».

Доходы самозанятых становятся прозрачными для налоговиков

Фото: globallookpress.com

«И надеюсь, что на сегодняшний день те тенденции, которые есть в росте компаний-агрегаторов, также будут способствовать росту регистрации самозанятых и построению прозрачных отношений с нашим государством», — подчеркнул глава ФНС.

При такой системе, разумеется, самозанятый поставлен почти в безвыходное положение. Либо ему придется уйти в совсем нелегальную сферу, не пользоваться агрегаторами, работать строго по личной договоренности, либо же выйти из тени. Хотя при отказе от услуг агрегатора самозанятый гражданин может и вовсе лишиться клиентов.

 

Все смешалось

Однако очевидно, что самозанятые — это не только те, кто пользуется агрегаторами и размещает там информацию о своих услугах, привлекает клиентов. Получается, что основная задача для Минфина и ФНС не решается таким образом: далеко не всех работающих на себя самих граждан удастся идентифицировать.

Главная инициатива Минфина — введение так называемого налога на профессиональный доход для самозанятых. Предполагается, что в 2019 году этот налог будет действовать в четырех пилотных регионах в тестовом режиме. При этом на данном этапе речь не будет идти о взносах в Пенсионный фонд.

Замглавы ФНС Дмитрий Сатин заявлял, что если инициатива Минфина будет одобрена, это станет хорошей новостью для самозанятых. Например, им не придется регистрироваться как индивидуальным предпринимателям, подавать налоговые декларации, вести отчетность. Сатин апеллировал к двум цифрам: вместо 13% НДФЛ самозанятый, таким образом, будет платить всего 4%.

 

Но среди министерств и ведомств все же нет единства. Минфин предлагает налог, ФНС корректирует эту идею и выступает за частичный вывод из тени самозанятых при помощи агрегаторов. Минэкономразвития при этом не согласно с игнорированием отчислений в ПФР.

По словам главы министерства Максима Орешкина, если вводится налог и самозанятые выходят в легальное поле, то им следует брать на себя ответственность за пенсионные накопления, пополняя ПФР своими отчислениями.

У нас каждому человеку в стране вне зависимости от того, сколько он заплатил страховых платежей, гарантирована минимальная социальная пенсия. Если мы говорим о предпринимателях, а именно о самозанятых гражданах, мы сейчас обсуждаем возможность их освобождения от страховых платежей, но с условием принятия на себя полного риска по увеличению уровня своего пенсионного обеспечения, уровня социальных пенсий,

— сказал Орешкин.

Министр при этом использовал железную аргументацию: государство обязано обеспечивать гражданам определенный пенсионный минимум. По мнению Орешкина, если гражданин «сам копит и зарабатывает», то государство должно создать механизм повышения гарантий посредством отчисления в ПФР. Грубо говоря, министр призывает не давать самозанятым возможности избежать этих отчислений.

Кто под прицелом?

 

Как видно из разногласий и всевозможных корректировок министерств и ведомств, вопрос с налогом для самозанятых все еще не проработан и не конкретизирован. Нет какого-либо одного определения самозанятости, единого стандарта, который учел бы все особенности этой трудовой деятельности. И причина тут одна — чиновники попросту и сами пока не могут понять, кто такие самозанятые.

Наиболее точное определение давал ранее Росстат: самозанятые — это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не нанимающие работников на постоянной основе. Однако это определение тоже слишком широкое, ведь есть разница между таксистом, предпринимателем (без регистрации в качестве ИП), открывающем на цокольном этаже жилого дома мини-парикмахерскую, и няней или репетитором.

По оценкам Росстата, самозанятых в России 3,5 млн человек или 4,9% трудоспособного населения в возрасте старше 15 лет. Независимые исследования показывали, что еще около одного миллиона человек могут иметь работу, на которой их можно классифицировать как самозанятых. По неофициальным данным, в России в этом теневом сегменте трудятся гораздо больше людей — от 15 до 20 млн человек.

Доходы самозанятых становятся прозрачными для налоговиков

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото: globallookpress.com

С чем же связан такой разброс цифр? Скорее всего, с проблемами классификации. Не стоит забывать, что многие самозанятые имеют официальную работу. Например, это учителя школ, которые в свободное время подрабатывают уроками на дому. У этих людей есть официальная работа, их работодатель делает все необходимые отчисления. Поэтому учителю-репетитору совершенно невыгодно делиться с государством еще и личными, подчас совершенно небольшими доходами.

По этой причине люди в опросах не говорят о своей самозанятости или называют себя предпринимателями, если, скажем, оказывают услуги по ремонту квартир. Отсюда и крайне маленькие цифры официальной статистики Росстата.

 

По этим данным, среди самозанятых 58% мужчин и 42% женщин. 44,6% самозанятых живут в сельской местности, причем большая часть — 35,6% — заняты в сельском хозяйстве. При этом нельзя сказать, что все эти граждане молоды, полны амбиций и сил. Росстат отмечает, что среди самозанятых больше лиц старшего возраста, чем среди официально трудоустроенных: 10,8% имеют возраст 60 лет и старше против 5,3% среди работающих по найму. Большинство самозанятых трудятся в сферах торговли, ремонта, строительства, транспортировки и хранения.

Специалист с патентом

Как рассказал Царьграду член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) Иван Мохначук, пути решения проблемы с самозанятыми есть, однако пока этих граждан сложно идентифицировать.

Мы до конца не понимаем, кто это такие — самозанятые. Это люди, которые занимаются сами собой, своим трудом, своим умом и своими руками? Или это те, кто продает свой труд другим людям, прежде всего в сфере услуг? Прежде чем говорить о самозанятых, нужно четко сформулировать понятие, кто они такие,

— отметил эксперт.

Выходом могла бы стать выдача патентов на такую деятельность, но не принудительная, а добровольная, считает он.

Приходишь в ФМС, пишешь заявку, показываешь диплом, получаешь определенный патент и дальше занимаешься этим видом деятельности. Все становится на свои места, никто ни от кого не бегает. По количеству выданных патентов можно понять, сколько людей у нас этим занимается, провести учет. Я думаю, в этой плоскости необходимо решать эту проблему,

— считает Мохначук.

Добавим, что наводить порядок в этой сфере, разумеется, нужно. Если значительная часть граждан трудится в теневом сегменте (прибавим к этому еще и зарплаты в конвертах, когда человек вроде бы официально трудоустроен), то это сказывается на экономике, социальной сфере, пенсионных фондах. При этом открытым остается вопрос, в какой степени такие граждане могут сетовать на грядущее увеличение пенсионного возраста, когда, по сути, они никак не делятся с ПФР средствами и вообще выключены из системы социальных гарантий.

Но начинать надо все же с четкой классификации граждан, работающих на самих себя.