Собачье дело. Главный догхантер Украины дойдет до суда?

На модерации Отложенный

 

  • Владимир Ивахненко

Собака в приюте под Киевом

Собака в приюте под Киевом                                                                                                                                                                                   

В Шевченковском районном суде Киева 17 декабря будет предпринята уже пятая попытка провести подготовительное судебное заседание по громкому делу главного догхантера Украины, 44-летнего адвоката Алексея Святогора. Убийце бездомных собак сейчас инкриминируют не издевательство над животными, как это было в прошлые годы, когда против него открыли несколько уголовных дел за то, что он отстреливал и травил собак, а пропаганду насилия и жестокости. Но даже более мягкая статья УК предполагает максимальное наказание до пяти лет лишения свободы. Зоозащитники уже давно безуспешно пытаются привлечь к ответственности догхантера. О своих "подвигах" он регулярно рассказывает в социальных сетях и в телешоу, заявляя, что лишил жизни более тысячи бродячих собак ради безопасности киевлян.

 

Впервые об Алексее Святогоре в Киеве узнали почти семь лет назад. Горожане начали замечать рядом с отравленными трупами животных характерные розовые пятна на снегу от лекарства. Как выяснилось, это лекарство от туберкулеза, которым можно вылечить человека, но оно смертельно для собак. По словам Алексея, если власти не способны обеспечить безопасность жителям города из-за нашествия бездомных собак, то эту миссию будет выполнять он и его единомышленники. Объявившие войну главному охотнику на животных в Украине зоозащитники добиваются для него справедливого возмездия, но, учитывая серию безуспешных предыдущих судебных разбирательств, особо не верят, что очередное дело против Святогора удастся довести до логического завершения, – рассказывает киевская зоозащитница Влада Стефанова:

у него явно есть какие-то покровители в верхах. Он угрожает судьям даже прямо в зале суда

– На Алексея Святогора, начиная с 2011 года, по моим данным, было открыто около пяти уголовных дел по статье 299 УК Украины "Жестокое обращение с животными". Однако привлечь догхантера по этой статье не удалось. Он практикующий адвокат, хорошо знает законы. У нас нет прямых доказательств, то есть, фото- или видеосъемки самого процесса, как он достает колбасу со смертельными таблетками, бросает ее собакам, которые через некоторое время умирают. Тем не менее, его откровения о том, как он лишал жизни животных запечатлены телекамерами. Его часто приглашали на телевизионные шоу, во время которых он и рассказывал о своих жестоких убийствах собак. На основании записей телепрограмм, интервью СМИ в сентябре 2016 года в отношении Святогора было открыто дело по статье 300 УК Украины "Пропаганда и распространение произведений, которые содержат культ насилия и жестокости". После десятков акций протеста зоозащитников это дело было передано в суд. И сейчас мы находимся на стадии досудебного слушания. Однако нет уверенности, что в этом деле будет вынесен приговор и убийца собак понесет заслуженное наказание. Из-за различных проволочек дело Святогора могут закрыть по истечению срока давности.

– Сколько он отправил животных?

– Три года назад в программе одного из украинских каналов Святогор называл цифру – более тысячи. Он и его подручные считают, что таким образом они очищают мир и экономят бюджетные средства государства. Для них убийства животных не только развлечение, но и бизнес. У них есть свои сайты, где размещаются инструкции, чем травить собак, где и когда. Они публикуют объявления: если кому-то в Киеве мешают бездомные собаки – пишите адрес и мы быстро решим вашу проблему.

– Откуда пришла в Украину технология массового убийства животных с помощью антибиотика, которым лечат людей от туберкулеза?

Бродячие собаки в Воронеже

Бродячие собаки в Воронеже

 

движение догхантеров перекочевало в Украину из России

– Из России. В принципе, само движение догхантеров перекочевало к нам из РФ где-то восемь лет назад. И наши правоохранительные органы на совершение ими преступлений в отношении животных часто закрывают глаза, реагируют слабо, начинают следственные действия лишь после широкого общественного резонанса. И в судах нужны четкие доказательства. У нас был случай, когда волонтеры словили в парке догхантера, вокруг которого лежали еще теплые трупы собак. Они вызвали полицию, у догхантера нашли на руках отправляющее вещество. Однако затем выяснилось, что полицейский неправильно протокол оформил, были утеряны вещественные доказательства. Суд по этому делу затянулся. В итоге его таки признали виновным, но поскольку истек строк обвинения по этому делу, догхантер отделался лишь небольшие штрафом.

– А почему Вы считаете, что догхантеры сотрудничают с властями?

– Ну, вот был такой недавно случай. Возле большущего столичного супермаркета появилась стая собак. Сотрудники позвонили в коммунальное предприятие, службу отлова, заплатили деньги, чтобы собак забрали в приют. Однако когда представители службы отлова к ним доехали, то возле супермаркета уже были одни трупы отравленных собак. То есть, догхантеры получают информацию раньше, чем приезжают коммунальщики.

– По каким причинам судьи отказываются браться за дело Святогора?

 

– Это можно объяснить тем, что у него явно есть какие-то покровители в верхах. Он угрожает судьям даже прямо в зале суда. Мы столкнулись с тем, что уже четвертый судья во время предварительно заседания берет самоотвод. Надеемся сейчас на пятую судью – женщину, которая получила это дело. Святогор, как я уже говорила, действующий адвокат и сутками пишет обращения во все государственные инстанции, утверждая, что его пытаются безосновательно привлечь к ответственности. В Шевченковском райсуде Киева, где проходит разбирательство, осталось не более 2-3 судей, которые с ним еще не пересекались и которым он еще не угрожал, – отмечает Влада Стефанова.

На просьбу прокомментировать обвинения в свой адрес Алексей Святогороткликнулся сразу же. Во время интервью догхантер пытался быть максимально осторожным в своих высказываниях:

если я выхожу на улицу, то мне не в падлу прибрать там гавкающее дерьмо

– Меня подозревают в совершении преступлений по ч. 2, ч. 3 ст. 300 УК Украины "Распространение произведений, которые пропагандируют насилие и жестокость". Преступления заключаются в том, что я давал интервью телеканалам, в которых рассказывал простые, элементарные и доступные вещи, без громких слов. Вы хотите выйти на улицу, а там стаи здоровенных собак. Дикие собаки на улицах быть не должны. Если власти ничего не делают, а ходят, жуют сопли вокруг зоозащитников, которые говорят, что эти собаки святые и на них нужно выделять по 193 млн грн на два года, при том, что ветеранам войны в Донбассе выделяется лишь 100 млн, то пошли все эти защитники с собаками... Вот так, если говорить просто и ярко. Никто не хочет, чтобы на улице на вас напала стая собак, чтобы эти стаи не бродили по городу, чтобы ночью у вас собаки не гавкали под окнами. Все этого хотят? Ни в одной стране мира вы не выйдете на улицу и не увидите там стаю собак. У нас это возможно. И если наши родные власти вообще не обращают внимания на эту проблему... Я хочу спокойно выйти на чистую улицу, без собачьего дерьма. Я – один из ведущих адвокатов Украины и у меня более пятисот публикаций в СМИ по всем вопросам, и если я выхожу на улицу, то мне не в падлу прибрать там гавкающее дерьмо. А так, что я выполняю эту работу... Не вижу в этом ничего зазорного и плохого. Если кто-то боготворит этих собак, то пусть их заберут к себе домой.

Алексей Святогор

Алексей Святогор

 

– Вы считает нормальным продолжать травить собак даже после осуждающей реакции в общества и возбуждаемых против Вас уголовных дел?

– Возбудили – так возбудили. В отношении президента Украины Петра Порошенко, генпрокурора Юрия Луценко тоже ведь понавозбуждали кучу уголовных дел. И ничего. Вы так говорите, как будто я что-то делаю плохое. Такие страшные слова там "травишь собак". У нас органы санитарно-эпидемиологической безопасности травят крыс в подвалах. Дикие собаки от крыс ничем не отличаются, и не надо биться в истерике по этому поводу. Этот идиотизм уже просто достал. Еще раз повторю, дикое, вонючее и здоровое собачьё почему-то стало таким фетишем. Идите, защитники животных, повозмущайтесть, что крыс травят, ай-ай-ай, их же тоже травят и они страдают. Почему бы им не повозмущаться, когда табунами режут коров и свиней на мясокомбинатах, в том числе чтобы кормить и здоровенные стаи собачья? Почему бы им не повозмущаться, когда эти стаи периодически и регулярно загрызают на смерть людей или делают их инвалидами? Всем на это наплевать.

– Ваше дело в Шевченковском райсуде отказались рассматривать уже четыре судьи. По какой причине?

Наше государство вместо того, чтобы ловить убийц, бандитов, начинает заниматься соплежуйством

– Почему они отказываются? Приходят в суд эти чокнутые зоозащитники, хотя к защите животных они имеют такое же отношение как морские свинки к морю и свиньям. Приходит небольшая группа теток, напоминающая стаю диких собак, начинают орать, скакать и закатывать истерики в зале суда. Поэтому думаю, любой судья говорит себе, зачем мне это надо – смотреть что на Святогора, что на этих нездоровых теток, лучше я возьму самоотвод, скажу, что боюсь этого Святогора или наоборот – хорошо его знаю, пусть рассматривает кто-то другой.

В очередном судебном производстве против меня нет состава преступления. Как по этому, так и по всем остальным делам против меня я потом, естественно, с нашего родного государства, которое позволило таскать меня (по судам), конечно же, буду требовать возмещения морального вреда. Наше государство вместо того, чтобы ловить убийц, бандитов, начинает заниматься соплежуйством, рассказывает о травле собак. Ну и крыс же травят – что дальше?

 

Весной 2016 года Алексей Святогор зарегистрировал общественную организацию "Союз журналистов – догхантеров", которая тогда наладила сотрудничество с полицией. Предполагалось, что стражи порядка с помощью догхантеров будут доставлять бездомных животных в приюты. Однако после жалоб зоозащитников об отравление собак Святогором и его соратниками полиция прекратила сотрудничество с организацией. Ее регистрация спустя несколько недель была аннулирована в Минюсте Украины.

Активная фаза конфликта между зоозащитниками и догхатнером длится уже несколько лет. За этот период неизвестные не раз пытались расправиться с охотником на собак: в почтовый ящик Алексея Святогора подкладывали гранату с растяжкой, поджигали его автомобиль и обливали жидкостью, похожей на кислоту. Ни в одном из этих случаев догхантер не пострадал. Сам Алексей угрожал оружием женщинам, выступающим в защиту животных, и откровенно издевался над их попытками привлечь его к ответственности.

Новый виток дела Святогора произошел в июне этого года. Объявленного неделей ранее в розыск догхантера нашли в Киеве не правоохранительные органы, а сами активисты. Вызванная ими полиция задержала Алексея, а суд постановил арестовать его на два месяц без права внесения залога. Однако в СИЗО Святогор провел лишь 15 дней. Руководитель общественной организации "Форум спасения Киева" Виталий Черняховский, как и его соратники, полагает, что за главным догхантером Украины стоят влиятельные люди.

Виталий Черняховский

Виталий Черняховский

 

Это не просто маньячное хобби. Это еще и бизнес у догхантеров такой

– Вместо двух месяцев Святогор находился в Лукьяновском СИЗО в Киеве немногим более двух недель. Адвокаты подали апелляционную жалобу, и в итоге ему изменили меру пресечения на домашний арест. Один из его защитников – адвокат Сергей Старенький (в прошлом начальник Лукьяновского СИЗО, руководил Пенитенциарной службой Киева и области, а в 2014-2017 гг. глава Государственной пенитенциарной службы Украины, – прим.РС). Мы узнавали: адвокатские услуги Старенького – это огромные суммы, по данным наших источников, не менее 10 тысяч долларов. А кто же ему заплатил эти деньги? У самого Святогора таких денег не было. Естественно, что власти отрицают какую-либо связь с подозреваемым. Сам же Святогор неоднократно писал, что догхантеры – боевое крыло власти. Он и его подручные называют себя "чистильщиками" города. И фактически они на службе у власти, выполняют функции, которые она не успевает сделать. Мы предполагаем, что Святогор работает с департаментом городского благоустройства Киева, через который получает заказы на отравление животных. Это не просто маньячное хобби. Это еще и бизнес у догхантеров такой. Думаю, что влиятельные люди сейчас будут стараться изо всех сил, лишь бы не допустить дело до суда, прекрасно понимают, что если оставят в этой ситуации Святогора одного, на суде он "сдаст" своих покровителей, которым проще заплатить за убийства собак, чем бороться с проблемой бездомных животных цивилизованными методами. Украина декларирует желание войти в Евросоюз, а там очень мощное зоозащитное и природоохранное движение. Поэтому мэр Киева Виталий Кличко не может прямо сказать, как это происходит в частных беседах, что собак на улицах города не должно быть. Для властей это биомусор и, соответственно, они с ними поступают как с мусором. Мы, к сожалению, можем аппелировать только к косвенным доказательствам. Схема эта работает через департамент городского благоустройства, который ранее возглавлял нынешний депутат Верховной Рады Дмитрий Белоцерковец. Белоцерковец и сейчас курирует как советник Киевского городского головы направление с животными. Эта схема нынешним столичным властям досталась еще от предшественников. Они закупали партии яда, это периодически всплывало в СМИ. Святогору давали яд, а он разбрасывал. Дворники его хорошо знают в лицо.

– Вы утверждаете, что Святогор организовывает охоту на бездомных животных не только в Киеве?

– В соцсетях он писал, что был в Одессе и зимой 2016-го и осенью 2017 года с целью зачистки города от "диких псов". После его посещений и в этом городе, и в соседних Измаиле, Черноморске находили десятки трупов собак, возле которых были остатки еды и розовые пятна от таблеток. Известно также, что этот догхантер в последние годы наведывался в поселок Коцюбинское и город Ирпень Киевской области для расправы над бездомными животными.

– Фигурируют ли в деле по обвинению Святогора в пропаганде насилия и жестокости убедительные доказательства его вины?

специалисты установили, что его слова трактуются как призывы к насилию, убийству бездомных животных

– Дело против Святогора насчитывает три тома. В интервью СМИ он с гордостью рассказывал об убийстве собак и некоторые из его высказываний могут расцениваться как пропаганда культа насилия и жестокости, что, собственно, и послужило причиной открытия этого уголовного производства. Проведены уже три лингвистические экспертизы, и специалисты установили, что его слова трактуются как призывы к насилию, убийству бездомных животных и подстрекательство других лиц к совершению подобных действий. И соответствующая уголовная статья должна работать, если она существует в УК Украины. Святогор должен получить свои пять лет тюрьмы. Потому что в этом деле есть четкая доказательная база. Почти шесть лет назад с помощью этой статьи нам удалось посадить на четыре года за решетку в то время 19-летнего киевского живодера Алексея Ведулу, замучившего сотни котят и щенков. Свои издевательства он снимал на видео и размещал в социальных сетях. И эти видео стали главным доказательством преступлений Ведулы в суде.

Советник мэра Киева Виталия Кличко (в 2014-2016 гг. глава департамента благоустройства и сохранения природной среды города Киева), член фракции Верховной Рады "Блок Петра Порошенко" Дмитрий Белоцерковец слова Виталия Черняховского о сотрудничестве киевской власти со Святогором называет "бредом" и поясняет, почему, по его мнению, зоозащитники критикую столичные власти:

Дмитрий Белоцерковец

Дмитрий Белоцерковец

– В свое время я даже проводил специальную пресс-конференцию относительно массовых случаев отравления в городе животных и бездействия полиции. Святогор – единственный догхантер, который признается, что он является догхантером. Чаще всего охотники на собак отрицают совершение ими преступлений. И я поддерживаю позицию зоозащитников, что обвиняемый в уничтожении животных должен понести реальную за это ответственность. Следует также отметить, что в Киеве большое количество правильных зоозащитников, которые помогают общественным приютам для животных, но есть и те, кто лишь спекулируют на этой тематике ради получения западных грантов. Задача таких немножко неправильных зоозащитников – нагнетать ситуацию по максимуму, чтобы добиваться финансирования со стороны различных международных структур. На сегодняшний момент киевские власти не могут обеспечить приют всем бездомным животным, и этим занимаются общественные приюты, которым город оказывает поддержку.

– Судя по заявлениям зоозащитников, у киевских властей нет желания решать проблему бездомных животных, и деньги на это почти не выделяются?

– Когда в 2014-м я занял должность руководителя департамента благоустройства и сохранения природной среды города Киева, выяснилось, что у нас целых три коммунальных предприятия должны решать эту проблему –"Приют для животных" в Бородянке (в 70 км от украинской столицы, – прим.РС), киевский Центр индентификации животных и коммунальное предприятие "Ветеринарная клиника". И сумасшедшие деньги уходили не на нужды животных, а на административный персонал. Приют в Бородянке выживал фактически за счет деятельности волонтеров, которые туда привозили еду и медикаменты. В результате проведенной реформы мы три коммунальных предприятия объединили в одно на базе самого эффективного из них – "Ветеринарной клиники". И ежегодно из киевского бюджета выделяется этому предприятию 10 миллионов гривен (почти 360 тысяч долларов, – прим.РС). Приют для животных в Бородянке находился в плачевном состоянии. Там провели ремонт. Но какой киевлянин поедет за 70 км выбирать себе животное? К тому же содержание одного животного там обходится в несколько раз дороже, чем в общественных приютах, например, в приюте "Сириус" (находится в селе Федоровка, в 76 км от Киева, – прим.РС). Конечно же, нам нужен приют на территории города. И в ближайшее время ожидается строительство первой очереди такого приюта. Это будет Центр защиты животных. В нем смогут разместиться 600 собак и 200 котов. Соответствующий проект предполагает и создание отеля для животных, за счет которого коммунальное предприятие сможет получать доход. Пока же город помогает как минимум трем общественным приютам. На эту программу выделяется 800 тысяч гривен в год (около 30 тысяч долларов, – прим. РС). Хотя мы понимаем, что этого очень и очень мало, – признает Дмитрий Белоцерковец.

Когда точно начнется строительство киевского Центра животных, который явно не сможет вместить всех столичных бездомных собак – неизвестно. А догхантары тем временем, как и раньше, продолжают убивать животных в украинской столице. Делают они это преимущественно в темное время суток и в безлюдных местах. А власти Киева, как и прежде, лишь разводят руками, осуждают догхантеров, обвиняют в бездействии полицию и обещают помочь всем бездомных собакам когда-то в перспективе.

  • 16x9 Image

    Владимир Ивахненко