Сирия, Израиль и химическое оружие как casus belli

На модерации Отложенный

Сирия, Израиль и химическое оружие как casus belli

"Вулкан", который так и не взорвался

Ситуация в Сирии начинает развиваться со все большим ускорением. Фактически каждый день происходят события, которые в той или иной степени влияют на дальнейший исход вялотекущей сирийской драмы. Впрочем, некоторые тенденции последних дней все же можно проследить. В первую очередь, это перехват инициативы со стороны правительственных войск после начала в середине июля многообещающей операции боевиков под названием "Вулкан Дамаска и землетрясения в Сирии".
Казалось бы, на сей раз все должно было уже, наконец, получиться. Вечером 16 июля в специальном заявлении Свободной сирийской армии было объявлено о начале упомянутой масштабной военной операции. Тогда же оппозиционерами была объявлена "беспроигрышная" стратегия успеха: систематические атаки военных объектов в сочетании с блокадой путей сообщения (это на первом этапе), которые в дальнейшем должны были бы привести к полному гражданскому неповиновению в стране.
Использовав эффект неожиданности, под контроль оппозиционеров перешли два важных района сирийской столицы - аль-Мидан, расположенного в опасной близости от центра Дамаска, и ат-Тадаму - на востоке.
Кульминацией же дамаскской части военной операции боевиков стал теракт в здании службы национальной безопасности во время заседания антикризисного штаба.
Не будем касаться непростой темы, кто же в действительности организовал все это и стал причиной гибели министра обороны, главы военной разведки и руководителя антикризисного комитета, а также тяжелого ранения главы сирийской разведки и министра внутренних дел. Важно, что для боевиков теракт стал увесистым аргументом в их пропагандистской работе по поводу "агонии преступного режима".

Однако правительственным войскам и на сей раз удалось выстоять.

"Преступный режим" смог выдержать молниеносный натиск и довольно-таки быстро перешел в контрнаступление, зачистив Дамаск и вплотную взявшись за Алеппо, из которого, судя по всему, пытаются сделать новый "сирийский Бенгази" после нескольких неудавшихся попыток закрепиться в Хомсе.
Более того, в критический момент Дамаску вновь помогли Россия и Китай, наложившие вето на фактически "ливийский" проект резолюции Совбеза ООН.
И вот в ситуации, когда все рискует пойти по очередному кругу, на авансцену все более уверенно выходит Израиль и тема "недопущения попадания сирийского химического оружия в руки террористов" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"Химические" реакции Израиля и США

Впервые на более-менее солидном уровне "химическая" тема была озвучена 11 июля перешедшим на сторону оппозиции бывшим послом Сирии в Ираке Навафом Фаресом. Давая в Лондоне интервью телеканалу ВВС, он заявил о возможном применении химического оружия режимом Б.Асада.
Данное заявление усиливало то обстоятельство, что Н.Фарес - не просто дипломат, но еще и бывший руководитель спецслужб и партийный бонза, долгое время считавшийся верным соратником нынешнего сирийского президента.
"Химическая" тема сразу же стала одной из ключевых в израильском медиапространстве.
В частности, министр иностранных дел Израиля А.Либерман выразил огромную обеспокоенность распространением сирийского химического оружия по ближневосточному региону и заявил, что передача химического оружия "Хизбалле" будет расцениваться не иначе как повод к войне.
В свою очередь, региональные медиа сообщили, что в Дамаске заявление главы израильского внешнеполитического ведомства назвали "инфантильными и скороспелыми", а, кроме того, акцентировали внимание на том, что попытка Израиля уничтожить склады с сирийским химическим оружием также будет расценена как повод к войне, и Дамаску придется ответить ударом на удар.
Излишне говорить, что после подобной словесной перепалки на израильских пунктах раздачи противогазов возникли очереди. По данным влиятельной израильской газеты "Маарив", за последнюю неделю спрос на противогазы вырос на 70%.

Кроме того, всего населению страны розданы более 4 млн. защитных масок.
Разумеется, понять обеспокоенность как израильских властей, так и простых граждан можно. Как-никак, а теракт в здании службы национальной безопасности Сирии продемонстрировал, что государственные институции САР плохо контролируют режимные объекты, а, значит, взорвать какой-либо группировке какой-либо химсклад становится делом не таким уж сложным.
Впрочем, только ли это является мотивом педалирования "химической" темы со стороны израильского истеблишмента?
Выступая в конце июля на церемонии выпуска национального колледжа безопасности, министр обороны Израиля Э.Барак заявил, что неспособность мирового сообщества справиться с сирийским вопросом свидетельствует о том, что Израиль может полагаться только на себя.
Судя по всему, Израиль действительно устал пассивно ждать и безучастно наблюдать, как его западные союзники вместе с монархиями Персидского залива безуспешно "возятся" с режимом Б.Асада. Ведь пора уже что-то делать с Ираном.

Начать в Сирии и закончить в Иране?

Бесспорно, Иран - это то, чего больше всего боится в регионе "либерально-демократическая цивилизация". В концентрированном виде эту фобию представил в конце прошлого года в статье в своем разведывательно-аналитическом издании Stratfor известный американский политолог и в прошлом не менее известный антисоветчик Джордж Фридман.
"Если аль Асад выживет, - пишет он в своем материале, - Иран будет победителем. Если Ирак падет перед иранским влиянием, и режим аль Асада (изолированный от большинства стран, но поддерживаемый Тегераном) выживет в Сирии, тогда Иран создаст сферу влияния от западного Афганистана до Средиземного моря (и дальше с помощью Хезболлы)".
По мнению Дж.Фридмана, местом блокирования иранских амбиций должен быть не Ирак, где Иран уже имеет преимущество. Это должна быть Сирия. И посему нужно сделать все возможное, чтобы свергнуть Б.Асада. Причем уже надо торопиться.
По оценкам израильских спецслужб, Иран очень близок к созданию ядерного оружия, что представляет угрозу безопасности Израиля. Следовательно, израильское правительство убеждено в необходимости нанести упреждающий удар по иранским ядерным объектам.
Впрочем, как мне уже доводилось писать на страницах НВО, опыт последних военных конфликтов наглядно демонстрирует, что только с помощью авиаударов и без наземной операции достигнуть желаемого результата будет практически невозможно.
А посему своей воинственной риторикой Израиль, похоже, больше хочет не напасть на Иран, а вовлечь другие государства в антииранскую кампанию, прежде всего, США.
А вот в Вашингтоне, судя по всему, не испытывают большого желания ввязываться еще и в абсолютно непрогнозируемую иранскую кампанию, надеясь на "чудодейственную" пользу жестких экономических санкций.
Хотя в середине февраля с.г., выступая с отчетом перед американским конгрессом, директор национальной разведки США Дж.Клэппер и заявлял, что американские спецслужбы получают все больше доказательств того, что Иран обладает всеми техническими возможностями для создания ядерного оружия, он тут же оговорился, что в настоящее время Иран не проявляет явной агрессии, а решение о начале производства ядерного оружия зависит целиком от руководителей страны.
В общем, у Израиля, чтобы "раскрутить на войну" с Ираном нынешнюю американскую администрацию, есть месяца три, т.к. во время президентской кампании Белый дом наиболее уязвим, с точки зрения влияния на него могущественного "израильского лобби" США.
И нынешняя "химическая" тема - это прекрасный повод для потенциальной атаки по сирийским химическим (а "под шумок" и другим стратегическим) объектам с плавным переходом военной кампании на иранскую территорию.
Главное, только не "нахимичить" в этой тонкой и опасной "химической" теме.

Виталий Николаевич Билан - кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".