МОСКОВИЯ меняет свое название

На модерации Отложенный

(перевод Ю.Король)

Приняты на вооружение московским престолом идеологемы типа "Великая", "Малая" Русь, "Всея Великая, Малая и Белая Руси самодержец" и тому подобные титулы были настолько неестественны и неорганические для самих русских царей, что они никак не могли к ним привыкнуть. Провозгласив их явно миру в пропагандистских целях как некую имперскую доктрину, они дальше пользовались любимым их сердцу терминологией, где в разных вариациях выступало слово "Москва".Словосочетание "Московское государство" фигурирует в договоре с Данией от 12 января 1701 года. В международном договоре между царем Петром I и Речью Посполитой Польской и Великим княжеством Литовским от 28 июня 1703 привычно употребляется "Монарх Московский", "война Московская" и другие.

В начале 1703 г., как уже говорилось, в Москве вышла первая газета, которая называлась "Ведомости о военных и Иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в Иных окрестных странах", называли ее "Ведомости Московские", "Ведомость московская".

В 1721 г., когда Московия уже постигла гегемонию в Восточной Европе, Петр I принял пышный титул Император Всероссийский, о чем было оповещено такими словами: "В 20 день сего октября, по совету его величества, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отечесткое попечению и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особенно во время шведской войны явит изволила, и всероссийское государство и такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданой и такую ​​славу у всего света единое токмо руковождение привел, как то всем довольно известно, именем своего народа российского, дабы изволила принять, по примеру других, от них титло: отца отечества, императора Всероссийский, Петра Великого ... ".1 Сама фигура Петра I даже в российской историографии имеет расходящиеся оценки.Одновременно с официальным общеизвестными панегириками, украдкой говорится и о том, что Петр I - синоубийца, голландофил и тайный лютеранин, и вообще является сыном немецкого придворного аптекаря. А умер Петр I, и это уже не слухи, а диагноз, вследствие устаревшего сифилиса, который вызвал язвы в мочевого канала.2

В 1725 г. "Ведомости Московские" переименован в "Ведомости Российские".Подручный царя Петра I Меньшиков выслал к послу в Копенгаген такую ​​директиву: "Во всех курантах печатают государство наше Московским, а не Российского, и того ради извольте у себя сие престеречь, чтоб печаталы Российского, о чем и к прочим ко всем дворам писано". 3 Так Московское государство изменило свою естественное вековечное название, превратившись в Российскую империю. Название это просуществовало до марта 1917 г., когда слово империя заменен республикой.

"Этим названием Московия стремилась показать свою культурность перед народами запада и облегчить дипломатические переговоры московского правительства. Петр I ввел название Россия для того, чтобы ввести в заблуждение Европу, будто Московия не покорила Украину, будто московский и украинский народы являются одним и тем же народом, что якобы имеют общую историю и что у борьбы Мазепы не было национально-государственного характера, а была внутренней борьбой за власть в государстве ".4

Смена названия произошла "вследствие захвата московскими царями украинских земель, которые составляли базу Киевской Руси и Белоруссии, именно это переименование послужило историку Михаилу Грушевскому основанием заявить:" мы есть народ у которого украли название ".5

Собственно при Петре произошла такая весомая по своим последствиям идеологическая перемена этнонима: "... само название Русь, вырванная из сердца Киева железной рукой Петра ..." .6 "хер Питер", как охотно называл себя Петр, носился даже с намерением перенести столицу в Киев. Как известно, Петр I ненавидел город Москву и все московские порядки, он согласен был на свой любимый голландско-немецкий манер даже сменить веру на лютеранскую, завести латинский алфавит и т. п. "Московское царство стало называться Россией только при Петре I, когда тот впервые, будто инкогнито, ездил в Европу и где его впервые не принял ни один королевский двор, хотя на балах вельмож он присутствовал. Просто Москву тогда никто не знал и считал ее азиатской страной. А до азиатов тогда было отношение негативное. А Русь знали издавна. Вот почему, вернувшись из Европы, московский царь переименовал свое царство в Российское, а москвины впервые узнали, что они великороссы. Помогло Москве еще и то, что украинские земли - Русь (а Украину знали на Западе только как Русь) были уже под Москвой. Великороссы - это единственный в мире народ, который до начала 18 в. не имел своего названия, а назывался московским людом ".7 Меняя этноним, Петр I надеялся не только уничтожить таким образом чувство обособленности украинцев и белорусов в отношении московитов, но и этих последних расположить к европейской цивилизации. В таком плане действовали его последователи, в частности Екатерина II.8 На эту тему в 1869 г. выдающийся буковинский поэт Осип Юрий Федькович писал в статье "Чтобы не было поздно! Голос спосеред руського народа "следующее:" Построено бой под Полтавой (1709), Москали получили Русь, их царь Петр присвоил себе имя побидженого народа, принимает титул царя Руси и заключает себе такую ​​программу политическую: Из Москвы над Днепр, с Днепра на Вислу, с Вислы под Карпаты, отсюда над Дунай, с Дуная над Босфор. Или возразит кто, что он стал неверным этой программе захвата всех Славян? - Но как? С одной стороны московская дикая орда, с другой многочисленное, в то время на достаточно высоком степени культуры стоячее славьянство ... Только предприимчивим царям об этом не банно. Уже в XVIII возрасте накинули они своим ордам христианство и церковно-славянски язык, с которого, заабсорбувавшы тогдашнюю руськую грамотность, восстала нынешняя московская речь, а которую ради незнания истории славян мероприятием и через бесстыдное фальсификации истории москалями, еще и сейчас называют русским (russische Sprache ). Я буду ее называть всегда по имени, московской равно как имя Русь принадлежит только полуденный России, а название Русин только нынешним Русинам ".9

Сначала, в эпоху Петра I и его первых преемников, когда перед киевской ученостью были широко открыты двери для культурного влияния (достаточно сказать, что при Петре вся высшая церковная иерархия состояла исключительно из украинцев и белорусов), русским книжникам казалось, что им мало не удастся "русинизуваты", на тогдашний европейский взгляд, "московских варваров". В этом имел им помощь, как они думали, общий этноним. Не прошло и полувека, как наступило горькое разочарование.

 Идеалы казацкой республики "не могли сосуществовать с автократией, основы римского права - с азиатской деспотией" .10 Развитие империи пошло неумолимо не за мыслью наивных книжников, а согласно политике и законам господствующего народа.

"Причины поражения украинцев в их состязаниях на культурном поле, направленных на реформирование московского государства и приближения ее к настоящим культурно-исторических традиций Киевской Руси, иначе говоря - к украинским традициям, объясняются причинами государственно-политического и культурного порядка. Новая российская держава своим стилем и своими порядками была московского происхождения и не могла быть преобразована лишь культурными средствами и культурными силами другого народа. Стиль и организация российского государства были глубоко укоренившиеся в психологии и духовности московского народа. Для этого было утопией то государство культурно завоевать и реформировать в духе и стиле совсем другого народа и другой культуры. Каковы бы ни были велики украинские влияния в русской культуре, российское государство абсорбировала только то, что отвечало ей и психологии русского народа. Украинская культура не могла победить тенденций и традиционного строя русского народа, ибо она была ей чужда и потому сопротивлялась, который позже перешел в наступление и уничтожение украинской культуры всеми административными и полицейскими средствами государства ".11

Ведущая казацкая часть общества, некогда гордая, самоуверенная, теперь догорала в тихих хуторах, в стороне от больших дорог истории.Самое печальное той части общества стало: - А что мы покушалы бы, матушка? - Так разлагалась и ведущий часть общества в жизни старосветских помещиков. Беспощадная и гениальная карикатура Гоголя в его "малороссийских" повестях. Другая часть той казацкой интеллектуальной элиты не могла успокоиться таким прозябанием. Она выходила на большаки истории, а что на них не было уже украинских телег, они приседали в российские имперские тарантасы.

Наступил культурный упадок украинских земель и отчуждение их от западного мира. Дм. Донцов причины упадка Гетманщины видел в нравственных категориях. "Кара посылается как наказание за грех оспалосты, за то, что на грешной земле вместо" прадедов великих» розпаношилися" правнуки плохие ", что" дали себя в оковы взять ". За то, что "не опомнился народ грешный", "праведно Господь велик кандалы повелел ковать" на род маловеров и неверных, на род "лукавый" и грешный, праведно "потрибив уроду" его замечательной страны. Ибо зачем они "чужим богам пожрали жертвы, омерзились"? Зачем свернули с пути родителей, зачем стали "безразличны" к их добродетелей, зачем стали отступниками, зачем "всякому служили угождали", как рабы и "лакей"? Почему "не стеснялись в ярме умирать"? Почему перестали твердыми быть, только "клонились словно лозы, куда дует ветер"? Зачем стали овцами, людьми с "овечьей натурой", готовыми дорогое свое продать "за кусок гнилой колбасы", готовы предать все, чему покланялись родители, став "дядьками отечества чужого", проливая кровь "не за Украину, а за ее палача"? 12

С изменением этнонима Москва выиграла все; украинские и белорусы же все потеряли."Именно изменение этнонима дала московитам возможность присвоить и все те размахом и богатством удивления достойные культурные и политические приобретения, создавших в древних временах мечом и словом сыновья Руси. Царь перенял греческий термин Россия, чтобы таким образом идеологически объединить Московию с Украины. Слова "Русь" к сеи цели он так не употреблял, потому что в Московии слово "Русь" среди простого народа не употреблялось, а вместо этого на Руси-Украине (а также в соседних краях и в целой Европе) слово "Русь" означало тогда тольконашу, свойственную Русь-Украина. В целой Европе знали, что "Русь" - это край над Саном, Бугом, Днестра, Днепра, а зато Московию называли тогда в Европе не иначе как "Московией" (на латыни: Moscovita, по-немецки: Moskowitien и т. д. ).

Если бы Петр Великий был принял название "Русь" яко название своей московского государства, то через это наступило бы было баламутство, непожадне для его политических намерений, потому что люди могли бы себе думать, что Московия - это часть нашей, присущей Руси. Между тем царь Петр I желал себе соединить Русь-Украину с Московией в одно тело, но так, чтоб ясно было, как Московия является ячейкой, а наша Русь-Украина лишь как прищепкой до сего главного московского пня. Вот-так ухватился он того слова "Россия", употребляемого в те времена некоторыми нашими церковными писателями (а неиспользуемого ни среди народа нашего, ни среди народа московского) и назвал тем словом целую свою Московское государство, в которой состав входила уже и Украина слевастороны Днепра. План его был ясен - чтобы под новым названием случить хитро в одно тело Московию и свойственную Русь-Украина ".13

Таким образом изменение названия московского государства бросила вызов идентичности украинского народа.

  

-------------------------------------------------- ------------------------------

[1] Полное собрание законов Российской империи .- СПб., 1831 .- Т. 7 .- С. 444.

[2] Сборник статей в честь Д. А. Корсакова .- Казань, 1913 .- С. 352.

[3] Соловьев С. М. История России с Древнейший времен .- СПб., 1896 .- Т. XVII .- С. 638.

[4] Р. К. Украина .- Шанхай, 1937 .- С. 17.

[5] Панчук Г. Понятие "Россия" в западной картографии / / Украинский самостийник .- 1975 .- № 210 .- С. 70.

[6] Драч И. Нет, не малоросы / / Литературная газета .- 1990 .- 11 апр.

[7] Московченко В., Поправко А. Карма Украины .- К.: Изд-во Просвещение, 1997 .- С. 105.

[8] Цегельский Л. Откуда взялись и что значат названия "Русь" и "Украина"? - Львов, 1907 .- С. 51.

[9] Цит. по: Андрусяк М. Термины "Руский", "Роський", "Русский" и "Белорусский" в публикациях XVI-XIX веков / / Сборник в честь Ивана Мирчука .- Мюнхен; Нью-Йорк; Париж; Виннипег, 1974 .- С . 12.

[10] Рябчук М. От Малороссии к Украине: парадоксы запоздалого генезис .- К.: Критика, 2000 .- С. 54.

[11] Голубенко П. Украина и Россия в свете культурных взаимоотношений .- Нью-Йорк; Париж; Торонто: Украинское слово, 1987 .- С. 288.

[12] Донцов Дм. Дух нашей древности .- Дрогобыч: Возрождение, 1991 .- С. 21.

[13] Цегельский Л. Откуда взялись и что значат названия "Русь" и "Украина"? - Львов, 1907 .- С. 57.