Не знаю, случается ли такое в нормальных семьях, но в нашей бывает, и нередко, что мы с женой разругиваемся в дым из-за какого-нибудь отвлеченного, абсолютного абстрактного предмета (видимо Френсис Грин все-таки прав).
Одна из тем возникает вновь и вновь, причем переубедить друг друга мы никак не можем. Поэтому я решил обратиться за поддержкой к вам, дорогие читатели блога, чтобы вы все как один встали под мое знамя нерушимой стеной, обороной стальной.
Этот неразрешимый спор возникал у нас из-за разных персон, в последние годы нередко из-за Никиты Михалкова, вернее его шумных общественно-политических демаршей, которые нам обоим одинаково не нравятся, но по-разному влияют на наше отношение к этому талантливому режиссеру.
Излагаю позиции противоборствующих сторон.
Первая: Если человек избран судьбой (можно - Богом) и наделен Даром, это возлагает на него особую ответственность за поступки. Спрос с талантливого человека должен быть строже, чем с человека заурядного. Кому много дано, с того много и спросится.
Вторая: Талантливый человек подарил всем, в том числе лично мне, свое искусство. Если взять того же Михалкова, я всегда буду ему благодарен за фильмы, которые он снимал в семидесятые и отчасти восьмидесятые годы. Эти картины стали частью меня, и далеко не худшей.
Почему же я должен к такому человеку, даже если он совершает поступки, с моей точки зрения недостойные, относиться строже, чем к какому-нибудь паршивцу, которому я ничем не обязан?
Разве это не вопиющая неблагодарность? С кем следует согласиться - с Пушкиным, который великодушно сказал про сославшего его Александра: «Простим ему неправые гоненья. Он взял Париж, он основал Лицей» - или с пушкинским Сальери, причитавшим: где ж правота, когда священный дар достается всяким редискам?
(Вот вам классический пример предвыборной агитации с использованием административного ресурса и контроля над средством массовой информации: первую точку зрения я изложил сквозь зубы и скороговоркой, вторую – подробно и любовно. Все голосуем за второй вариант!)
Только у меня большая просьба к комментаторам. Высказывайтесь, пожалуйста, не про Михалкова (Бог с ним совсем), а по существу спора.
Как относиться к выдающимся художникам, которых вы высоко цените за талант и осуждаете за какие-то поступки, не связанные с искусством? У меня, например, много этических претензий к аморальному Байрону, демоническому Лермонтову, безобразному в загуле Есенину, фарисействующему Гоголю, фашиствующим Эзре Паунду и Кнуту Гамсуну, эгоистичному нарциссисту Мисиме, приспособленцу Алексею Толстому (притом что всех их глубоко чту). А кого любите, но не одобряете вы? И главное: прощаете ли вы своим кумирам слабости и пороки?
Комментарии
Вот Вам и мерило "величия". Конкретный пример применения.
Совсем не о том.
от которого тошнит значительную часть россиян.
Это старая тема, тут ничего нового не скажешь, разве что для тех, кто плохо знает традицию.
Сумму можно выразить так: "Не нужно смешивать гениальные творения и личности их творцов.
Тем более часто сами творцы отрицали свое авторство, приписывая его Богу."
То есть нравятся фильмы - любите их. Не нравится личность - кляните ее. Никакого противоречия здесь искать не надо,
его нет, оно разрешено вышеупомянутой мыслью". (разрешено - не в смысле "позволять")
З.Ы.Так что речь идет не о частной жизни. На это уж никто бы и внимания не обратил , разве , что желтая пресса .
А , если конкретно , я убеждена , что истинно талантливое произведение начинает жить самостоятельной жизнью еще в процессе рождения . И потому автор имеет к к своему детищу уже весьма опосредованное отношение., так как оно существует уже как объективная реальность , вне зависимости от достоинств и недостатков создателя .
Несколько сумбурно , но я уверена , что вы меня поняли .
Другое дело, когда талантливый человек, но не вызывает в принципе симпатии. Тот же Алексей Толстой....
Я результат деятельности публичного человека отделяю от самого человека... Потому фанатом ни чьим не являюсь... Иной народный артист, как слесарь дядя Вася, после работы напивается встельку, выражается непотребно, может даже жену слегка побить... Да бог с ним... Он мне интересен, он мне нужен в театре, на сцене, чтобы моя душа свернулась и развернулась обогащенной его божественным посылом...
Каждый публичный человек - артист, политик, музыкант умеет подмять под себя подсознание человека... Большая ответственность лежит на этих людях...
Не люблю, когда представители пишущих профессий выходят на сцену для того чтобы повлиять на сознание масс... Лучше, чем они сказали в своих произведениях, им уже не сказать...