«Душегубки» в СССР раньше, чем в Германии

На модерации Отложенный

Дмитрий Чекалкин

Удушающие газы применялись большевиками для умерщвления своих врагов. Для достижения большей «производительности» в деле уничтожения «врагов народа» стали использовать ядовитые газы. Автором данной идеи стал начальник административно-хозяйственного отдела (АХО) в УНКВД по Московской области, Исай Давидович Берг.

Лидия Головкова: через лес шли машины, груженные людьми, до 50 человек набивали в кузов. Эти машины москвичи давно уже называли «душегубками». В деле Берга, который принимал участие в расстрелах, о чем есть его подпись, он обвинялся как изобретатель этих душегубок.

В ведении НКВД Московской области оказался Бутовский полигон — туда привозили на казнь не только из области и Москвы. В 1937-38 годах туда ежедневно на расстрел привозили 350-400 человек, пиковое значение — 28 февраля 1938 года, когда за день было расстреляно 562 человека. Казнью занимались сначала 6 человек, потом 8, в начале 1938 года — уже 12 человек. Но орудием труда был обычный револьвер, на каждого палача приходилось по 30-40 расстрелянных за день. Но ещё труднее им давался не сам процесс казни, а предшествующая ей обстановка — кричащие люди, слёзы, истерики, попытки к бегству. Только за ноябрь и декабрь 1937 года 3 человека из расстрельной команды попали из-за «перегрузок» в психические или неврологические клиники.

Берга арестовали его коллеги по НКВД в рамках расследования по знаменитому «квартирному делу» Кунцевского райотдела НКВД. Сотрудники этого райотдела репрессировали советских граждан, чтобы заполучить их квартиры.

Из рассказов на допросах Берга и из разговоров, которые ходили среди сотрудников УНКВД МО, было известно, что процедура приведения приговоров, организованная Бергом, носила омерзительный характер: приговоренных к расстрелу арестованных раздевали догола, связывали, затыкали рот и бросали в машину, снаружи замаскированную под хлебный фургон. Имущество арестованных под руководством Берга расхищалось».

Так что нацистам было у кого перенимать «передовой опыт». И, надо признать, они оказались весьма способными учениками – подойдя к вопросу уничтожения более организовано (сказывался немецкий педантизм). Хотя по большому счету не привнесли ничего нового – т.к. все их преступные методы: расстрелы, захваты заложников, лагеря смерти – были многократно опробованы большевиками еще тогда, когда никаких айнзацгрупп не было и в проекте, а Адольф Гитлер был мало кому известным ефрейтором.

Світлина від Дмитрий Чекалкин.